Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.
Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.
Введение 3
Особенности организации финансов в государственных учреждениях 4
Целевое бюджетное финансирование 12
Особенности анализа финансового состояния некоммерческих
организаций 21
Совершенствование предпринимательской деятельности
образовательного учреждения 26
Заключение 28
Список литературы
При таком порядке не было необходимости в расчете потребности образования в бюджетном финансировании, поскольку расчет был, по существу, заменен распределением объема ресурсов, которые государство (в лице Минфина России) предполагало направить на финансирование системы образования, исходя из сложившихся возможностей и политических установок.
1. В Бюджетном послании Президент Российской Федерации формулирует основные цели бюджетной политики на очередной финансовый год, в том числе — в сфере образования (дает политические установки).
2. Правительство Российской Федерации поручает Минфину России подготовить проект Федерального закона «О федеральном бюджете»
3. Минфин России выдает всем министерствам и ведомствам федерального уровня и иным непосредственным получателям средств федерального бюджета необходимые лимиты и методические материалы для разработки проекта бюджета по соответствующей отрасли (системе, отдельному бюджетополучателю), т.е. конкретные указания по расчету показателей проекта бюджета. В них, в частности, отражены:
индексация заработной платы;
минимальный размер оплаты труда;
неиндексирование расходов на питание, приобретение медикаментов и прочих расходов;
необходимость полной текущей оплаты потребляемых коммунальных услуг и др
4. Министерства и ведомства во взаимодействии с подведомственными учреждениями разрабатывают проекты «своих» бюджетов и представляют их Минфину России (пройдя процедуру согласования и рассмотрения разногласий). Практически каждое министерство (ведомство) имеет достаточную информацию по каждому подведомственному учреждению, позволяющую рассчитать расходы этого учреждения в центре, даже не обращаясь на места.
5. Минфин России представляет проект федерального бюджета Правительству Российской Федерации.
6. Правительство вносит проект федерального бюджета законодателю.
7. Законодатель принимает закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
8. Президент Российской Федерации подписывает Федеральный закон «О федеральном бюджете…».
Следует иметь в виду, что бюджет по расходам, как правило, утверждается в разрезе статей функциональной классификации, т.е. с указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
Раздел — это отнесение тех или иных расходов к основным функциям государства: оборона, здравоохранение, образование, культура и т.д.
Подраздел — это более детальная расшифровка функций государства по их содержанию путем выделения внутри функций отдельных направлений расходов, имеющих выраженный обособленный характер.
Целевая статья — третий уровень классификации. Характеризует внутри «подфункций» направления расходов, по которым осуществляют свою деятельность главные распорядители бюджетных средств. Например, Минобразования России как главный распорядитель бюджетных средств расходует их на дошкольное образование, общее образование и т.д
Виды расходов — это уровень классификации, характеризующий конкретный тип учреждения или вид деятельности, на который расходуются средства бюджета. Это может быть конкретная программа, расходы на содержание учреждений определенного вида и т.п. Таким образом, расходы бюджета (как и доходы, впрочем) классифицированы, и нужно этой классификацией не только пользоваться, но и строго придерживаться.
После принятия законодателем закона (или иного акта, муниципального, например) о бюджете на соответствующий год происходит доведение бюджетных показателей до непосредственных бюджетополучателей. Схема эта подробно описана в Бюджетном кодексе Российской Федерации и состоит из следующих основных этапов, причем Кодексом установлены и сроки их осуществления.
- Министерство финансов (орган, исполняющий бюджет, финансовое управление, отдел) доводит до главных распорядителей кредитов (федеральные министерства и ведомства, региональные управления образованием, районные отделы образования) роспись бюджетных средств на соответствующий год в разрезе статей экономической классификации.
- Главные распорядители бюджетных средств во взаимодействии с подведомственными учреждениями составляют и утверждают сметы расходов бюджетных средств для образовательных учреждений и доводят утвержденные сметы до получателей бюджетных средств.
- Копия утвержденной сметы представляется получателем бюджетных средств в региональное отделение федерального казначейства (соответственно региональное казначейство или банк).
Процесс расходования бюджетных средств также подробно описан в Бюджетном кодексе:
Министерство (ведомство) рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы, т.е. годовой план финансирования с разбивкой на кварталы. Эти сметы учреждения представляют в отделения казначейства по месту своего нахождения для осуществления по ним расходования бюджетных средств.
На основе получаемых от Министерства финансов лимитов (контрольных цифр финансирования на предстоящий месяц или иной период, означающих, что указанная сумма будет обязательно выделена из бюджета и под эту сумму можно готовить документы по расходам, брать определенные обязательства) министерства и ведомства производят их распределение по подведомственным учебным заведениям и в виде реестров представляют это распределение казначейству.
Имея утвержденную смету и получив лимиты, казначейство в случае их сопряжения (лимиты не превышают сметных назначений и соответствуют постатейному распределению) подтверждает возможность расходования бюджетных средств
Образовательные учреждения представляют в казначейство документы на расходование бюджетных средств (ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи и т.п.)
Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание бюджетных средств с бюджетного счета
Для этих целей необходимо точно знать, сколько средств будет получено из бюджета в том или ином квартале. Для этого орган, исполняющий бюджет, в свою очередь принимает на себя определенные обязательства по выделению бюджетных средств конкретному бюджетополучателю в конкретном квартале. Эти обязательства и оформляются в виде лимитов бюджетных обязательств.
Лимиты разрабатываются органом, исполняющим бюджет, и доводятся до главных распорядителей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств распределяют лимиты между бюджетополучателями в виде реестров и направляют эти реестры органу, исполняющему бюджет (Федеральному казначейству например) и бюджетополучателям. В соответствии с лимитами осуществляется расходование бюджетных средств, что называется, «под гарантии» финансирующего органа.
Только получив утвержденные лимиты, бюджетополучатель (образовательное учреждение) может заключать договора, принимать на себя определенные обязательства в пределах этих лимитов, зная, что эти расходы будут обеспечены бюджетными средствами.
При таком построении бюджетного процесса не должны возникать задолженности по принятым обязательствам за счет бюджета и, соответственно, государство не будет ставиться перед необходимостью нести субсидиарную ответственность по обязательствам своих учреждений.
Особенности анализа финансового состояния
некоммерческих организаций
Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
имущественное состояние предприятия;
степень предпринимательского риска;
достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
потребность в дополнительных источниках финансирования;
способность к наращиванию капитала;
рациональность привлечения заемных средств;
обоснованность политики распределения и использования прибыли.
Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.
Некоммерческие организации должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее в налоговые органы и органы статистики.
На практике бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности. В настоящее время нехватка средств государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги. Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе. Приказом Минфина РФ утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
Исходя из организационно-правовой формы, бюджетные учреждения имеют ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведение анализа финансового состояния бюджетного учреждения:
имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;
как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;
деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.
Особенности ведения бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов от оказания платных услуг обусловлены следующим:
1. Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собственного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления.
2. Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. На отдельном бухгалтерском балансе, где учитываются доходы и имущество, полученные от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг, отражаются также другие внебюджетные активы и обязательства. Это могут быть целевые средства и безвозмездные поступления.
3. Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
4. Бюджетные учреждения в отличие от других организаций в бухгалтерском учете доход от оказания платных услуг или реализации произведенной продукции признают только после оплаты этих услуг или продукции заказчиком или покупателем.
5. В бухгалтерском учете бюджетных учреждений не предусмотрено начисление амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам.
Наряду с коммерческими предприятиями и организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности. Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:
объем бюджетного финансирования;
расходы по бюджету;
объем реализации продукции (работ, услуг);
расходы за счет средств внебюджетных источников;
доходы от оказания платных услуг;
расходы, связанные с оказанием платных услуг;
прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Таким образом, опираясь на отчетность, можно получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия: