Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства.
Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.
Введение 3
Особенности организации финансов в государственных учреждениях 4
Целевое бюджетное финансирование 12
Особенности анализа финансового состояния некоммерческих
организаций 21
Совершенствование предпринимательской деятельности
образовательного учреждения 26
Заключение 28
Список литературы
Отметим отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.
Отличие 1. Пункт 1 ст. 48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По определению смета бюджетного учреждения – это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности ГОУ законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. «Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях» (ст. 43, п.1, Закон РФ «Об образовании»). Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету». Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами.
Отличие 2. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:
нормативного бюджетного финансирования;
доходов ГОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
доходов от аренды площадей и ресурсов ГОУ
Отличие 3. Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:
расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;
расходов на оплату коммунальных услуг;
расходов по текущему и капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию территорий, зданий, сетей, коммуникаций и пр.;
выбора и финансирования приоритетных направлений развития ГОУ.
Отличие 4. Несмотря на определение некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли – не является главной целью, в условиях относительной свободы использования финансовых средств одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.
Отличие 5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст. 31 п.1. Закона РФ «О некоммерческих организациях», создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование.
Отличие 6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческими организациями, созданным в образовательных нуждах, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;
предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Отличие 7. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны
Целевое бюджетное финансирование
Финансирование образования определяется, в первую очередь, конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании»:
1. все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;
2. бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования. Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:
учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;
здания нужно строить;
для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:
принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями;
количественными параметрами системы образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.
Как известно, учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции.
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
определение целей, на которые направляются бюджетные средства;
планирование расходов бюджетов на образование;
обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
обеспечение правильного целевого расходования средств;
обеспечение эффективного расходования средств
Задачи четко разделяются на три основные группы:
целеполагание и планирование;
расходование средств в соответствии с целями и планом;
контроль за расходованием средств.
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
процедурой финансирования образования из бюджета.
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
уполномоченные банки (проводящая сеть);
образовательные учреждения федерального ведения (расходование).
На уровне субъектов Российской Федерации:
Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);
законодательные органы субъектов РФ (законодатель);
правительства субъектов Федерации;
министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов Федерации;
министерства и ведомства субъектов Федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию и т.д.);
территориальные (внутри субъекта РФ) управления образованием;
банки, уполномоченные банки (проводящая сеть);
образовательные учреждения ведения субъектов РФ (расходование).
На муниципальном уровне:
законодатель муниципального уровня;
финансовые отделы;
отделы народного образования;
банки, отделения банков (проводящая сеть);
муниципальные образовательные учреждения (расходование).
Как видно из перечисленного, «наборы» участников финансирования на всех уровнях бюджетов очень похожи, если не сказать аналогичны. Это позволяет представить обобщенную схему финансирования образования, которую можно считать схемой управления по функции «бюджетное финансирование». В самом общем виде схема финансирования может быть представлена рис. 1.
Рис. 1. Общая схема бюджетного финансирования образования.
1 — бюджетное послание высшего должностного лица;
2 — Правительство дает Минфину указание о разработке проекта бюджета и его исходные параметры, разработанные на основе бюджетного послания;
3 — Минфин выдает органам управления образованием формы и исходные данные для разработки проекта бюджета;
4 — органы управления образованием направляют подведомственным образовательным учреждениям формы и исходные данные для разработки проектов бюджетных заявок; разработанные бюджетные заявки направляются органам управления образованием для обобщения;
5 — обобщенные бюджетные заявки представляются органами управления образованием в Минфин для согласования и включения в проект бюджета;
6 — проект бюджета представляется Минфином в Правительство для одобрения и представления законодателю;
7 — Правительство представляет законодателю законопроект о бюджете;
8 — принятый закон о бюджете представляется законодателем на подпись высшему должностному лицу.
Прогноз потребности в бюджетных средствах или прогноз распределения бюджетных средств представляют собой в конечном итоге сводную смету распределения бюджетных средств в рамках министерства (ведомства).
Процедура разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования сложилась за ряд лет. Она была весьма трудоемка, примерно одинакова для всех уровней бюджетного финансирования и состояла из следующих основных этапов:
разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год с корректировкой на индекс-дефлятор для прогнозируемого (или планируемого) периода;
сборка проектов смет в сводную смету министерства (ведомства), региона, муниципального образования;
представление сводной сметы министерству/ведомству, формирующему проект бюджета;
представление Правительством проекта бюджета законодателю (Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательному органу субъекта Российской Федерации, муниципалитету);
рассмотрение проекта и принятие законодателем бюджета, включающего в качестве раздела расходы на образование.
Важной особенностью разработки проекта сводной сметы бюджетного финансирования, появившейся впервые в 1997 г. и ставшей основной, является разработка проекта сводной сметы по министерству (ведомству) с последующим распределением бюджетных ассигнований между бюджетополучателями (подведомственными учреждениями) на основе сводных лимитов, получаемых от органа управления, определяющего финансовую политику (на федеральном уровне — Министерства финансов Российской Федерации).