Основы финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Специфика финансовой системы предприятия определяется объемом и структурой капитала, технологией основной деятельности, длительностью производственного цикла и характером нарастания затрат.
Первоначальное формирование финансов происходит в момент создания организации за счет взносов учредителей.

Работа содержит 1 файл

пм-1.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Платежный календарь  обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных  обязательств, позволяет отслеживать  состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.

Финансовое планирование включает финансовый контроль, объектами  которого являются:

  • правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;
  • соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;
  • целесообразность и эффективность использования финансовых ресурсов;
  • осуществление платежей и расчетов;
  • состояние финансовых показателей.

Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фондов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления относятся:

  • проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;
  • анализ по периодической или годовой отчетности с целью выявления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;
  • обследование, отличающееся от проверки более широким кругом вопросов;
  • ревизия проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Ревизии могут быть полными и частичными, тематическими и комплексными, плановыми и вне плановыми, выборочными и сплошными, документальными и фактическими, иметь в качестве объектов денежные средства или материальные ценности. По результатам ревизий составляется акт.

 

3. Управление прибылью и рентабельностью

 

Основным источником пополнения финансовых ресурсов коммерческой фирмы является прибыль от производственно-хозяйственной  деятельности, поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск путей ее увеличения.

Прибыль организации  представляет собой разность между  отпускной ценой продукции или  услуг и затратами, связанными с  их производством. Поскольку цена обычно складывается на рынке и от предприятия  мало зависит, объектом финансового менеджмента становится в данном случае нахождение оптимального объема выпуска продукции, при котором величина прибыли была бы максимальной.

Кроме того, бывают случаи, когда предприятиям приходится работать с убытком. Такая ситуация на первый взгляд кажется парадоксальной, но нужно иметь в виду, что временная остановка производства и его возобновление в благоприятной ситуации могут потребовать значительно больших затрат, чем продолжение производства, пусть даже в режиме убыточности. Определение момента, когда производство необходимо останавливать, а когда, несмотря на убытки, продолжать, также входит в задачу финансового менеджмента.

Для решения перечисленных  задач требуется точное значение величины производственных затрат. Их можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянными считаются те, которые остаются прежними при изменении объема производства. К ним относятся: амортизационные отчисления управленческие расходы, средства, необходимые на содержание и эксплуатацию зданий, их ремонт и др. Некоторая часть этих расходов относится к условно-постоянным, так как при достижении определенного порогового значения объема производства они изменяются (это касается, например, затрат на управление), но между соседними пороговыми значениями они стабильны.

Переменные затраты изменяются строго пропорционально объему производства. К ним относятся расходы на покупку сырья, материалов, оплату труда производственных рабочих и некоторые другие. Такие затраты должны окупаться в обязательном порядке, ибо в противном случае предприятие будет нести чистые убытки. Поэтому, если переменные расходы начинают превышать продажную цену продукции, производство сворачивается.

С постоянными затратами  дело обстоит сложнее, поскольку  они уже понесены. Если производство остановить, то эти затраты будут полностью потеряны (оборудование изнашивается даже при бездействии), но при продолжении производства они будут хотя бы частично возвращаться. Если сюда прибавить дополнительные затраты, связанные с возобновлением деятельности, то станет ясным, почему, несмотря на убытки, предприятия продолжают работать.

Для того чтобы четко  ориентироваться в ситуации, необходимо знать, какой минимальный объем  продукции необходимо производить (или реализовывать), чтобы работа в целом была бы прибыльной. Он определяется с помощью следующей формулы:

 

Постоянные затраты

Vбезубыт =


Цена единицы продукции –

переменные затраты  на единицу продукции

 

При разнообразном ассортименте показатель переменных затрат на единицу продукции заменяется коэффициентом соотношения переменных затрат и ожидаемого объема реализации.

В то же время целесообразно  определять и максимально допустимый с экономической точки зрения объем производства. Он достигается  тогда, когда дальнейшее увеличение затрат не приносит дополнительной прибыли.

Определение величины прибыли  в зависимости от объема реализации происходит с учетом операционного рычага, или ливериджа. Его действие основывается на том, что при стабильных ценах рост объема реализации продукции приводит к тому, что доля постоянных затрат в цене сокращается, а следовательно, при неизменной доле переменных увеличивается прибыль, и наоборот. Причем повышение объема производства приводит к более быстрому росту прибыли, а сокращение – более быстрому ее падению.

Насколько быстрее изменяется прибыль по сравнению с объемами производства, определяет показатель, называемый сила операционного рычага (СОР):

 

Прибыль + Постоянные затраты

COP =


Прибыль

 

Помимо абсолютного размера прибыли финансовый менеджмент оперирует ее относительной величиной – прибыльностью, или рентабельностью. Так, рентабельность собственного капитала (отношение прибыли к акционерному капиталу) является одним из важнейших показателей, характеризующих положение фирмы. Его размер определяет спрос на акции, их цену, а таким образом, и цену самого предприятия. Поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск возможностей повышения значения данного показателя.

Эти возможности заложены в нем самом, поскольку для решения проблемы достаточно уменьшить долю собственного капитала в пользу заемного. Но такие действия сопряжены с большим риском, поскольку одновременно повышается опасность банкротства, если кредиторы потребуют срочного возврата ссуды. Кроме того, использование в больших масштабах заемного капитала связано с выплатой значительных процентов, что уменьшает прибыль, но зато ускоряет ее поступление.

Повышение рентабельности собственного капитала за счет использования  заемных средств получило название эффекта финансового рычага. Манипулирование финансовым рычагом позволяет увеличить рентабельность собственных средств до полутора с соответственным ростом степени риска. В свете этого требуется нахождение оптимальной величины эффекта финансового рычага. (Ее расчет производится с помощью достаточно сложной формулы, которую можно найти в специальной литературе.)

 

4. Управление финансовыми инвестициями

 

Под финансовыми  инвестициями понимаются долгосрочные вложения денежных средств с целью  получения постоянного дохода (финансовой ренты) или крупной единовременной выплаты.

Если объектом реальных инвестиций служат производственные объекты, приносящие в процессе эксплуатации прибыль, то объектом финансовых инвестиций являются ценные бумаги (акции и  облигации), а также банковские депозиты.

Инвестиции в банковские депозиты являются достаточно надежным способом вложения средств, так как крупные банки разоряются сравнительно редко. Ставка ссудного процента по депозитам относительно невелика, стабильна и незначительно варьирует от банка к банку, поэтому на практике стоит вопрос выбора не столько выгодной ставки, сколько наиболее подходящего банка, предоставляющего нужный комплекс финансовых услуг.

Обычно ставку банковского  процента принимают за «точку отсчета», базу сравнения для определения выгодности вложений в ценные бумаги. Такое инвестирование с целью получения дивиденда на акции и процента по облигациям считается весьма привлекательным. Особенно это касается дивидендов по простым акциям. Их величина не фиксируется, поэтому в зависимости от успехов фирмы может быть весьма большой. Кроме того, в случае продажи акций можно получить доход на курсовой разнице.

Инвестировать в ценные бумаги имеет смысл только в том  случае, если это наиболее доходный из всех возможных вариантов вложений, ожидаемый доход выше, чем можно получить в банке; рентабельность инвестиций выше темпа инфляции (это относится также и к инвестициям в банковскую сферу).

Совокупность ценных бумаг, которые фирма приобретает  с целью извлечения постоянного дохода, получила название фондового портфеля. При управлении им постоянно приходится решать две взаимоисключающие задачи: обеспечивать его максимально возможную доходность (которая прямо пропорциональна риску вложений) и одновременно максимально возможную надежность. Последнее может быть достигнуто преимущественным инвестированием в государственные ценные бумаги – облигации и казначейские обязательства.

Фондовый портфель может  состоять из ценных бумаг различного срока действия, иметь региональную, отраслевую, национальную или международную ориентацию.

В зависимости от конкретного  содержания фондового портфеля принято  выделять четыре типа «наборов».

  1. «Портфель роста», содержащий ценные бумаги, курс (цена) которых постоянно увеличивается. Он ориентирован на привлечение капитала, так как такого рода активам обычно выплачиваются минимальные доходы.
  2. «Портфель дохода», состоящий из бумаг, которые приносят высокие дивиденды и проценты. Поскольку отношение последних к курсовой стоимости бумаг выше среднего уровня, она, в отличие от предыдущего случая, растет относительно медленно.
  3. «Портфель дохода особого рискового капитала», включающий ценные бумаги молодых, рисковых фирм, стремящихся к быстрому расширению своей деятельности.
  4. «Портфель стабильного дохода», объединяющий, как правило, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные наиболее крупными и стабильными компаниями. Они высоко надежны, хотя и не столь прибыльны, как предыдущие.

Практика показывает, что целесообразнее всего иметь  сбалансированный портфель ценных бумаг, что требует учета следующих факторов:

  • соотношения стратегических и тактических целей и задач развития фирмы;
  • состояния рынка ценных бумаг (насыщенности, динамики курсовой стоимости, наличия законодательных льгот или ограничений по их покупке, владению, сложности перехода от одного владельца к другому);
  • общего положения в экономике страны в целом и в отдельных отраслях и регионах;
  • поддержания необходимой ликвидности (т.е. «продаваемости») этих бумаг:

Существуют следующие  виды стратегии управления портфелем ценных бумаг:

  1. стратегия постоянной суммы. При повышении курса ценных бумаг часть портфеля продается;
  2. стратегия постоянного соотношения. Поддерживается постоянный удельный вес соответствующих видов ценных бумаг в портфеле;
  3. стратегия затратного усреднения, применяемая в условиях спокойного состояния рынка. Ее суть состоит в том, что через определенные периоды постоянная сумма вкладывается в простые акции, и если их курс растет, то они реализуются, а дисконт идет на депозит в банк или в облигации для формирования фонда следующих покупок;
  4. стратегия переменного соотношения. Удельный вес отдельных видов ценных бумаг в портфеле связывается с биржевыми индексами.

Управление портфелем  ценных бумаг заключается в планировании и регулировании его состава  в целях сохранения и увеличения стоимости капитала на основе роста курсовой стоимости активов, расширения масштабов деятельности (за счет поглощения конкурентов, поставщиков сырья), а также снижения общего хозяйственного и финансового риска.

Такое управление основывается на оценке эффективности инвестирования, которая может осуществляться несколькими способами:

  1. путем сравнения среднегодовой рентабельности инвестиций со ставкой банковского процента;
  2. на основе сопоставления доходности вложений с уровнем инфляции. Как и в предыдущем случае, доходность вложений 
    должна быть более высокой;
  3. исходя из срока окупаемости. Последний приближенно можно получить с помощью деления общей суммы инвестиций на ожидаемую величину дохода;
  4. путем сопоставления объемов инвестиций, необходимых для получения дохода заданной величины;
  5. с помощью графического отображения денежных потоков. График, получивший название «кэш-флоу», имеет форму диаграммы, состоящей из столбиков, расположенных вдоль горизонтальной оси в хронологической последовательности. Высота столбиков соответствует величине денежного потока (инвестиций или дохода) за период, а ширина – продолжительности этого периода. Причем, столбики, характеризующие инвестиции, размещаются под осью, а характеризующие доходы – над ней;
  6. на основе сравнения рентабельности вариантов инвестиций (отношение суммарного или ежегодного дохода к их величине), в том числе с учетом дисконтирования.

Информация о работе Основы финансового менеджмента