Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:59, контрольная работа
Роль платежной системы в рыночной экономике обычно определяется как «артериальная» в силу важности выполняемой ею функции — обеспечения своевременного и необременительного перевода денежных средств от одних экономических агентов к другим как одного из условий устойчивости хозяйственного оборота и экономического роста.
В строгом, узком смысле слов
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные характеристики российских платежных систем………….21
2. Современное состояние рынка пластиковых карт ………………….22
3. Заключение…………………………………………………………….24
4. Решение задачи ………………………………………………………..25
5. Список использованной литературы……………………………....…31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Кафедра финансов и кредита |
Контрольная работа
Банковские электронные услуги
Вариант
№9
Студентка
№ личного
дела
Групп
Специальность
Образование
Преподаватель
Кандидат
технических наук, доцент
Барнаул
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Роль платежной системы в рыночной экономике обычно определяется как «артериальная» в силу важности выполняемой ею функции — обеспечения своевременного и необременительного перевода денежных средств от одних экономических агентов к другим как одного из условий устойчивости хозяйственного оборота и экономического роста.
В
строгом, узком смысле слова платежная
система может быть определена как
действующая по согласованным правилам
совокупность дополняющих друг друга
организаций, осуществляющих расчеты
и проводящих платежи с целью
урегулирования денежных долговых обязательств
участников экономического оборота. При
более широком (не строгом) подходе
в эту систему иногда включают
также инструменты и механизмы
(технологии), используемые указанными
организациями при
В
число основных участников платежной
системы входят центральный банк,
коммерческие банки, отдельные НКО,
включая клиринговые центры (палаты).
Перед каждым банком, находящимся на этапе
выбора системы обслуживания клиентов
на основе пластиковых карточек, возникает
комплекс технических и технологических
проблем. Одна из основных задач, решаемых
при создании платежной системы, состоит
в выработке и соблюдении общих правил
обслуживания карточек, входящих в систему
эмитентов, проведения взаиморасчетов
и платежей. Эти правила охватывают как
чисто технические аспекты операций с
карточками - стандарты данных, процедуры
авторизации, спецификации на используемое
оборудование и прочее, так и финансовые
стороны обслуживания -процедуры расчетов
с предприятиями торговли и сервиса, входящими
в состав приемной сети, правила взаиморасчетов
между банками, тарифы и многое другое.
Существующие
особенности и возможности
Платежной системой называется совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карт оговоренного стандарта в качестве платежного средства [2, с. 57].
В общем случае развитую платежную систему составляют:
Выпуск пластиковых карт и предоставление их в распоряжение клиентов осуществляет банк-эмитент. При этом карты остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карты клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Банк-эмитент, выпуская карту и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежное средство, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг.
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карт:
- обработку запросов на авторизацию;
Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по картам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может совмещать функции эквайера и эмитента. Но основными неотъемлемым функциями банка - эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точками обслуживания.
Оперативное проведение взаиморасчетов обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка, в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Процессинговый
центр - специализированная сервисная
организация, обеспечивающая обработку
поступающих от банка-эквайера запросов
на авторизацию данных о произведенных
посредством карты платежей и выдачи наличных.
Для этого центр ведет базу данных, которая,
в частности, содержит данные о банках
- членах платежной системы и держателях
карт, что обеспечивает выполнение запросов
на авторизацию. Центр хранит сведения
о лимитах держателей карт и выполняет
запросы на авторизацию в том случае, если
банк эмитент не ведет собственной базы.
В противном случае процессинговый центр
пересылает полученный запрос в банк-эмитент
авторизуемой карты. Очевидно, что центр
обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.
Кроме того, на основании накопленных
за день протоколов транзакций фиксируемых
при авторизации данных о произведенных
посредством карточек платежах и выдачах
наличных процессинговый центр готовит
и рассылает итоговые данные для проведения
взаиморасчетов между банками-участниками
платежной системы, а также формирует
и рассылает банкам-эквайерам.
Рассмотрим основные
American Express - третья по величине компания на рынке пластиковых карт, доля компании приблизительно 18 %. Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых («дорожные чеки», а затем и пластиковые карточки) [2, с. 60].
Visa International представляет собой ведущую торговую марку и крупнейшую международную платежную систему, на долю которой приходится более половины мирового рынка международных пластиковых карт. Организована в 1972 году на базе Bank of America, первого банка, внедрившего систему банковских расчетов США совместно с другими американскими банками.
Visa - это некоммерческая ассоциация, которая объединяет 21 000 банков по
всему миру. Вопреки широко распространенному мнению, Visa - это не компания по выпуску платежных карточек. Непосредственно выпуском и приемом карт Visa занимаются банки-члены Ассоциации. Visa выполняет посредническую роль между банками и занимается организацией расчетов и обеспечивает техническое взаимодействие между участниками системы [8, с. 21].
EuroCard/MasterCard является консорциумом, состоящим их двух компаний, американской MasterCard и европейской Europay. Это вторая на мировом рынке компания, ее доля составляет приблизительно 30 %. Внутреннее построение аналогично Visa: члены ассоциации являются ее владельцами (15 тыс. членов).
Наряду с рынком международных карт существует рынок чисто российских межбанковских платежных систем, основанных на пластиковых картах.
Межбанковские системы объединяют несколько банков, они более крупные по числу держателей карт и развитию приемной сети, условия вступления в них проработаны прежде всего с учетом интересов банков - участников.
Российские
В основу платежной системы STB - Card положено требование безусловного и полного соответствия международным стандартам в области пластиковых платежных средств. В настоящее время STB - Card является единственной российской платежной системой, полностью от процесса изготовления карт до тонкостей процессинга - соответствующей самым жестким международным требованиям, что дает возможность пользоваться средствами платежа не только на всей территории Российской Федерации, но и за ее пределами.
Union Cart была утверждена в 1993 году, является российской общенациональной платежной системой, в состав которой входит более 300 российских банков. С самого начала эта платежная система создавалась как межбанковская, ориентированная на развитие развернутой инфраструктуры. Однако в ряде проектов наряду с магнитной полосой задействованы и чипы.
Платежная система «Сберкарт» была основана на базе крупнейшего розничного банка России - Сбербанка. К выпуску собственных карт «Сберкарт» (в качестве пилотного проекта) Сбербанк приступил в 1993 году, а уже в 1995 году карты системы внедрились в 16 регионах России. Более 10 лет в Сбербанке России развивается и эксплуатируется автоматизированная система расчетов, которая создавалась для российского рынка с учетом его требований, система основана на базе смарт - карт [6, с. 13].
«Золотая корона»
является общероссийской межбанковской
платежной системой, которая была
создана в 1994 году. «Золотая корона»
развивает одно из самых перспективных
направлений финансового рынка - безналичные
платежи с помощью пластиковых карт, является
единственной в России межбанковской
платежной системой, использующей микропроцессорные
карты. Основой успешного развития данной
системы следует признать высокий уровень
безопасности. В течение последних лет
не зарегистрировано случаев мошенничества
с пластиковыми картами «Золотая корона».
Общее управление средствами обеспечения
безопасности осуществляется Главным
процессинговым центром системы. Используемые
защитные механизмы не накладывают существенных
ограничений на функциональность и скорость
обслуживания.
2.
Современное состояние
рынка пластиковых карт.
Современное состояние рынка пластиковых карт – это изучение мирового опыта пластиковых карт, который поможет выбрать наиболее перспективные карточные платежные системы для использования в России. Проводится анализ и рассмотрение проблем развития рынка пластиковых карт, и разрабатываются предложения по улучшению системы расчетов по пластиковым картам.
Особое внимание уделяется исследованиям развития операций с картами российскими коммерческими банками.
Перспективы развития современного состояния рынка пластиковых карт в России это будущее пластиковых карт. Усовершенствование бизнеса пластиковых карт, поможет улучшить банковское обслуживание, а разработка новых видов пластиковых карт смогут привлечь больше новых клиентов и сохранить старых клиентов.
Информация о работе Основные характеристики российских платежных систем