Оптимизация основного и оборотного капитала предприятия. Объекты финансового менеджмента и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Основной капитал предприятия – это часть производительного капитала, который полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов. К основному капиталу относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений, на покупку машин, оборудования, инструмента.
После реализации товара основной капитал по частям возвращается в денежной форме предпринимателю. Основной капитал подвергается физическому и моральному износу.

Работа содержит 1 файл

Фин. менеджмент.docx

— 35.96 Кб (Скачать)

Таким образом, оборотные средства должны обеспечивать непрерывность процесса производства, поэтому состав и размер потребности  фирмы в оборотных средствах  определяется не только потребностями  производства, но и потребностями  обращения. Для этого необходимо вести точный расчет потребности  фирмы в оборотном капитале из расчета времени пребывания оборотных  средств в сфере производства и в сфере обращения.

Оборотные производственные фонды по вещественному  содержанию представляют собой предметы труда и орудия труда, учитываемые  в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Эти фонды обслуживают  сферу производства и полностью  переносят свою стоимость на стоимость  готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного  цикла.

Фонды обращения хотя и не участвуют  непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Характер и сфера их функционирования создают  предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие «фонды обращения». Тем не менее их движение носит одинаковый характер и составляет единый процесс. Это позволяет объединить их в общее понятие – оборотные средства.

Т.е. оборотные средства – это  совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования  оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Оборотные средства находятся в  постоянном движении. На протяжении одного производственного цикла они  совершают кругооборот и чем  быстрее этот кругооборот, тем выше финансовые показатели. Скорость оборота  зависит от таких факторов как  нормирование, технического уровня производственной деятельности. Увеличение числа оборотов достигается за счет сокращения времени  производства и времени обращения.

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели:

  1. Оборачиваемость оборотного капитала в днях;
  2. Прямой коэффициент оборачиваемости (количество оборотов);
  3. Обратный коэффициент оборачиваемости.

Поскольку производственные запасы учитываются  по стоимости их заготовления, то для  расчета коэффициента оборачиваемости  используется не выручка от реализации продукции, а ее себестоимость.

Оборачиваемость капитала характеризуется числом оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период и представляет собой отношение стоимости реализованной  продукции к среднему остатку  или нормативу оборотных средств.

Большое влияние на количество оборотов влияет внедрение новых технологий и  четкая материально-техническая система снабжения и сбыта.

Таким образом, оборачиваемость оборотных средств  позволяет при неизменной стоимости  объема производства высвободить часть  оборотных средств. Высвобождение  оборотных средств может быть абсолютным и относительным. Абсолютное возникает, когда фактическая потребность  меньше плановой, т.е. это разница  между плановой потребностью на данный момент и фактической стоимостью остатков нормированных оборотных  средств; относительное – это  разница между плановой и расчетной  потребностью в оборотных средствах. Эти же показатели используются для  оценки и анализа запасов: общая  оборачиваемость запасов, оборачиваемость  незавершенного производства, оборачиваемость  остатков готовой продукции.

Деятельность  компании подчинена определенным жизненным  циклам. Для оценки структуры собственного капитала предприятия и принятия решения о ее оптимизации необходимо понимать, какой этап развития переживает компания в текущий момент.

Наиболее  динамична стадия развития и диверсификации бизнеса, когда приходится принимать  решения об инвестициях и их источниках. Получить ответ на вопрос, за счет какого источника выгоднее осуществить  инвестиции, помогают методы финансового  моделирования.

На практике чаще всего складывается ситуация, когда использование кредитных  ресурсов позволяет существенно  сократить срок достижения экономического эффекта, потому что аккумулирование  прибыли для проектов — процесс  длительный, а время, как известно, — деньги. В конечном итоге экономия времени приводит к более быстрому росту компании и максимизации прибыли.

На стадии стабилизации потребность в долгосрочных займах может просто не возникать. Для  этой стадии нормальной является структура  капитала, в которой доля заемного капитала минимальна.

В период спада или кризиса разрабатываются  планы дальнейшей деятельности компании. Как правило, в этот момент обсуждаются  антикризисные меры или принимается  решение о ликвидации. Если намечен  план по выводу компании из кризиса, то на этой стадии ухудшаются показатели рентабельности, снижается финансовая устойчивость. В данной ситуации предприятие  влезает в долги и отношение  собственного капитала к заемному очень низко (что и свидетельствует о кризисной ситуации). Здесь более значимой становится не структура капитала как таковая, а тенденции изменения финансового портфеля и будущие показатели, рассчитанные на основе плана выхода из кризиса.

Хотелось  бы отметить, что универсальных критериев  формирования оптимальной структуры  капитала нет. Подход к каждой компании должен быть индивидуальным и учитывать  как отраслевую специфику бизнеса, так и стадию развития предприятия. То, что характерно для структуры  капитала компании, специализирующейся, например, на управлении недвижимостью, не совсем уместно для фирмы из сферы торговли или услуг. У этих компаний разные потребности в собственных  оборотных средствах и разная фондоемкость. Следует учитывать и такой фактор, как публичность: непубличные компании с узким кругом учредителей (акционеров) более мобильны в принятии решений об использовании прибыли, что позволяет им достаточно легко варьировать и величину, и структуру капитала.

Структура капитала отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного  развития компании. От того, насколько  структура оптимизирована, зависит  успешность реализации финансовой стратегии  компании в целом. В свою очередь  оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит  от их стоимости.

В российской деловой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный капитал  считается бесплатным. При этом забывается очевидный факт: платой за собственный  капитал являются дивиденды, и практически  всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым  дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость  собственного капитала становится более  высокой, чем стоимость привлечения  кредитов.

Как показывает мировая практика, развитие только за счет собственных ресурсов (то есть путем реинвестирования прибыли  в компанию) уменьшает некоторые  финансовые риски в бизнесе, но при  этом сильно снижает скорость приращения размера бизнеса, прежде всего выручки. Напротив, привлечение дополнительного заемного капитала при правильной финансовой стратегии и качественном финансовом менеджменте может резко увеличить доходы владельцев компании на их вложенный капитал. Причина в том, что увеличение финансовых ресурсов при грамотном управлении приводит к пропорциональному увеличению объема продаж и зачастую чистой прибыли. Особенно это актуально для малых и средних компаний.

Однако  перегруженная заемными средствами структура капитала предъявляет  чрезмерно высокие требования к  его доходности, поскольку повышается вероятность неплатежей и растут риски для инвестора. Кроме того, клиенты и поставщики компании, заметив высокую долю заемных средств, могут начать искать более надежных партнеров, что приведет к падению выручки. С другой стороны, слишком низкая доля заемного капитала означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура приводит к более высоким затратам на капитал и завышенным требованиям к доходности будущих инвестиций.

Оптимальная структура капитала представляет собой  такое отношение собственных  и заемных источников при котором обеспечивается оптимальное соотношение между уровнями …, т.е. максимизируется рыночная стоимость предприятия. При оптимизации капитала необходимо учитывать каждую его часть.

 

  1. Объекты финансового менеджмента и их функции.

В классическом понимании объектом финансового  менеджмента являются финансы предприятия, т.е. денежные средства. Соответственно к объектам финансового менеджмента  относятся также источники их формирования и отношения, складывающиеся в процессе их формирования и использования. Сюда же необходимо добавить все неденежные активы компании, поскольку, по сути, это те же деньги, только в другой форме. Таким образом, финансовый менеджер обязан обращать внимание на степень использования этих активов предприятия.

 Немалый  интерес у финансового директора  должны вызывать и процессы  формирования финансового результата  деятельности предприятия в части  выбора вариантов, предоставляемых  законодательством по данному  вопросу. Немаловажным аспектом  финансового менеджмента является  управление финансовыми рисками,  сопровождающими предприятие при  ведении хозяйственной и финансовой  деятельности.

Особенно  необходимо подчеркнуть целевую  направленность деятельности фирмы  и соответственно финансового менеджмента. Причем цели развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами  и доведены до сведения всего персонала  предприятия. Только тогда деятельность каждого звена предприятия будет  способствовать достижению поставленных задач. Это непременное условие  прогрессивного развития предприятия, в противном случае предприятие  будет "топтаться на месте" и в конечном счете уступит в конкурентной борьбе.

Таким образом, можно определить основные области  воздействия финансового менеджмента:

Регулирование финансовых результатов производственной деятельности предприятия, т.е. определение  оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости  производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения  и т.д.

Управление  активами - деятельность, связанная  с формированием имущества предприятия.

Управление  источниками финансовых ресурсов - управление собственным и заемным  капиталом.

 Говоря  об объектах, следует отметить, что  проконтролировать все финансовые  потоки предприятия, оценить все  резервы практически нельзя, но  крайне важно осознанно определить  круг и масштабы сферы возможного  управленческого воздействия.

Объектом  управления в финансовом менеджменте  является совокупность условий осуществления  денежного оборота, кругооборота капитала, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями  в производственно-экономическом  процессе. Субъект управления - специальная  группа людей, которая через различные  формы управленческого воздействия  осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Финансовый менеджмент представляет собой систему, в которой процесс  управления может осуществляться только при условии циркуляции определенной информации между управляющей и  управляемой подсистемой. Процесс  управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование  информации.

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей  системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента: объекта и субъекта управления.

К функциям объекта управления относятся организация  денежного оборота, снабжения основными  и оборотными фондами, организация  финансовой работы, снабжение финансовыми  средствами.

Функции субъекта управления представляют собой  общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия  на отношения людей в хозяйственном  процессе и финансовой работе.

Функции субъекта управления представляют собой  общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия  на отношения людей в хозяйственном  процессе и финансовой работе. Функции  субъекта управления следующие: прогнозирование, планирование, мотивация, организация, контроль.

Финансовое  прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений финансового  состояния объекта в целом  или отдельных его элементов. Прогнозирование в отличие от планирования на ставит задачу достижения прогнозов деятельности организации.

Финансовое  планирование представляет собой процесс  комплексных направлений, направленных на выработку плановых заданий по реализации этих планов.

Функция организации в финансовом менеджменте  сводится к объединению людей  совместно реализующих финансовую программу. Функция организации  иногда включает в себя функции регулирования  и координации. Регулирование - воздействие  на объекты управления, через которые  достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения  отклонений от заданных параметров. Координация - согласованность работ всех звеньев  системы управления (аппарата управления и специалистов).

Информация о работе Оптимизация основного и оборотного капитала предприятия. Объекты финансового менеджмента и их функции