Операционный анализ (CVP-анализ) деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основы операционного анализа. Задачи работы:

- рассмотреть сущность и основные направления операционного анализа;

- изучить эффект операционного рычага;

- рассмотреть взаимосвязь эффекта операционного рычага и предпринимательского риска предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Понятие операционного анализа, его функции и практический эффект…………………4

2.Критическая точка производства. Методы CVP-анализа…………………………………..6

3. Допущения CVP-анализа……………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список используемой литературы…………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Qкр·P·Qкр·VC -  FC=Q.                    (1)  

Исходя  из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:

где Qкр объем производства продукции в критической точке (количество единиц);     

Р – цена единицы продукции;    

VC – удельные переменные затраты на единицу продукции;    

FC – постоянные расходы.  

Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 ден. ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции – 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

500·Х - 300·Х - 70 000= 0

200 •  X = 70 000

Х=350  

Таким образом, при продаже 350 ед. изделий  предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны. 

Критическую точку можно рассчитать и в  стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:

350 •  500 = 175 000 ден. ед.  

СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений. 

В точке  безубыточности, как известно, выручка  равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:  

Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.

  

Таким образом, заданная величина прибыли  может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении  

550 •  500 = 275 000 ден. ед.  

Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений. 

Маржинальная  прибыль – это разность между  выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

Преобразование  формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:

где d– относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);    

(1-d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.  

В нашем  примере маржинальная прибыль на единицу составляет 500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна 70 000 : 200  =350 ед. 

Графический метод дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль».  

В прямоугольной  системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции (рис. 8).

Рис. 8. График поведения затрат, прибыли  и объема продаж  

По вертикали  откладываются данные об издержках  и доходе, по горизонтали – количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:  

1. Чтобы  нанести на график линию переменных расходов (VC), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А. 

2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат. 

3. Чтобы  нанести на график линию выручки  (TR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д. 

Критическая точка (точка перелома)1 образуется в месте пересечения линии выручки 0Д и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка. 

1 В практике часто встречается обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break - even - point»), т.е. точка перелома.  

Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.

Проекция  точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг). 

Проекция  точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении. 

Приведенная графическая зависимость затрат, прибыли и объема продаж позволяет  сделать важные для предприятия выводы:  

1. Предприятие  может получить прибыль (выручка  за минусом постоянных и переменных  издержек) лишь при условии реализации  продукции большего объема, чем  критическая точка К. 

2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль. 

3. Точка  пересечения кривой постоянных  издержек (FC) и кривой маржинального дохода показывает тот объем производства, после прохождения которого наступает окупаемость постоянных затрат. 

4. С  повышением цен на производимую  продукцию минимальный объем  производства, который соответствует  критической точке, уменьшается,  а при снижении цены – возрастает.  

5. С  увеличением постоянных расходов  минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. 

6. Сохранение  безубыточного объема производства  при росте переменных расходов возможно при прочих равных условиях за счет увеличения минимального объема производства. 

При проведении СVР-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия и др.

3. Допущения CVP-анализа.

Однако, анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» и анализ величин в  критической точке могут быть полезны и дать точные сведения, если выполняются предположения (допущения), лежащие в их основе:

  • поведение постоянных и переменных затрат можно измерить точно;
  • затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства;
  • производительность внутри релевантного уровня активности не меняется;
  • переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования;
  • структура продукции не меняется в течение планового периода;
  • объем продаж и объем производства приблизительно равны, то есть на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны).

     Если  одно или несколько из данных допущений  отсутствует, применение данного анализа  может привести к ошибкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Операционный анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода. Ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запаса прочности и операционного рычага. Результаты операционного анализа необходимы руководству предприятия для принятия им правильных управленческих решений. С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования, очевидный реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. На базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения. Операционный анализ использует весь комплекс экономической информации, носит внутренний и оперативный характер, поэтому имеет возможность реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости выпущенной и реализованной продукции и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за полученные отклонения. Данные операционного анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли. Необходимым элементом операционного анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Причем не существует какой-то единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.

Механизм  управления эффективностью деятельности предприятия с использованием системы  «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости  от следующих факторов:

а) объема реализации;

б) суммы  и уровня чистого операционного  дохода;

в) суммы  и уровня переменных операционных издержек;

г) суммы  постоянных операционных издержек;

д) соотношения  постоянных и переменных операционных издержек.

Эти факторы  могут рассматриваться как основные при формировании суммы различных  видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты, повышая эффективность деятельности предприятия. 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы.

Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. Киев: Ника-Центр  Эльга, 2004.

Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс / И.А. Бланк. - Киев.: Эльга Ника-Центр, 2007. - 481 с.

Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА - , 2008.

Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / Пер. с англ.; Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы  и статистика, 2005.

Волков И.М., Грачева  М.В. Проектный анализ. М.: Банки и  биржи ИО "ЮНИТИ", 2003.

Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / А.Н. Гаврилова. - 4-е изд., исправл. и доп. - М.: Кнорус, 2007. - 129 с.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Изд-во "Дело и сервис", 2003.

Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2005.

Завгородний В.И., Скляр В.А., Трубилин И.Т. Анализ хозяйственной  деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: Агропромиздат, 2005.

Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран.2-е изд. Екатеринбург: Каменный пояс, 2003.

Колчина Н.В. Финансы  предприятий: Учебник / Н.В. Колчина. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 133 с.

Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. − М.: Дело и Сервис, 2007. - с.280.

Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. − М.: Финансы  и статистика, 2008. - с.980.

Карасева И.М. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / И.М. Карасева, М.А. Ревякина. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2007. - 38 с.

Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практ. пособие / О.С. Красова. - 4-е изд., стер. - М.: Изд-во "Омега-Л", 2009.

Информация о работе Операционный анализ (CVP-анализ) деятельности предприятия