Операционный анализ (CVP-анализ) деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить основы операционного анализа. Задачи работы:

- рассмотреть сущность и основные направления операционного анализа;

- изучить эффект операционного рычага;

- рассмотреть взаимосвязь эффекта операционного рычага и предпринимательского риска предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Понятие операционного анализа, его функции и практический эффект…………………4

2.Критическая точка производства. Методы CVP-анализа…………………………………..6

3. Допущения CVP-анализа……………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список используемой литературы…………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

 
 
 

Кафедра  
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  
 
 
 
 
 

По дисциплине «Финансовый менеджмент в туризме  и гостиничном хозяйстве»

    Тема  № 18  : «Операционный анализ (CVP-анализ) деятельности предприятия» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                Студентки  4 курса

                Группы  ЭТС-08

                Стуковой  Татьяны 

                Леонидовны 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Череповец,

инженерно-экономический  университет» в г. Череповце

2011 

Содержание  работы

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Понятие операционного анализа, его функции и практический эффект…………………4

2.Критическая  точка производства. Методы CVP-анализа…………………………………..6

3. Допущения  CVP-анализа……………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список  используемой литературы…………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одной из самых главных задач предприятия  является оценка финансового положения  предприятия, которая возможна при  совокупности методов, позволяющих  определить состояние дел предприятия  в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени. Цель этого анализа - получение информации о его финансовом положении, платежеспособности и доходности. Источниками анализа финансового положения предприятия являются формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия. В конечном результате после анализа руководство предприятия получает картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии С помощью финансового анализа оценивается эффективность деятельности предприятия. Для отслеживания зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объемов реализации используется операционный анализ. Операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов фирмы от объемов производства (реализации), является эффективным методом для оперативного и стратегического планирования.  Цель данной работы – изучить основы операционного анализа. Задачи работы:

- рассмотреть  сущность и основные направления операционного анализа;

- изучить  эффект операционного рычага;

- рассмотреть  взаимосвязь эффекта операционного  рычага и предпринимательского  риска предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие операционного анализа, его функции и практический эффект.

     Формирование  и управление прибылью является основой  предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности  деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP – анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.

В широком смысле CVP – анализ следует рассматривать как операционный анализ, который в качестве своей основной цели ставит оценку производительности и эффективности работы коммерческой организации и выработку рекомендаций для администрации предприятия. Он не ограничивается только бухгалтерской информацией. Он может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д. Надо отметить, что потребность в такого рода анализе все более возрастает.

В узком  смысле под CVP – анализом следует понимать анализ содействия доходу или анализ безубыточности. Идея метода была разработана в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом, он его рассматривал прежде всего как метод планирования.

CVP –  анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.

     Операционный  анализ является неотъемлемой частью управленческого учета и управленческого анализа, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия. Прежде всего, результаты операционного анализа необходимы руководству предприятия для принятия ими правильных управленческих решений. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики предприятия разных форм собственности сами определяют хозяйственную политику, сами формируют производственную программу, выбирают поставщиков и покупателей, сами назначают цены на производимую ими продукцию, распоряжаются своей продукцией. С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что на базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.

     Операционный  анализ может быть только внутренним. Он использует весь комплекс экономической  информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимость отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за полученными отклонениями. Например, положительное отклонение полученное по материальным затратам в части влияния ценового фактора является характеристикой неэффективной работы торгового агента по закупкам сырьевых ресурсов. От его предприимчивости, от умения заключать выгодные для предприятия договора на поставку сырьевых ресурсов, от того, насколько своевременно, тщательно и в полном объеме данное лицо будет проводить анализ рынка капитала, будет в конечном итоге зависеть и величина отклонения по себестоимости, через величину прямых материальных затрат. Данные операционного анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли.

Анализ  – это связующее звено между  различными функциями управления, это инструмент, обеспечивающий научный подход к управлению производством.

Отнесение операционного анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоятельств:

- анализ  проводится на всех уровнях  управления и во всех подразделениях  хозяйствующего субъекта;

- анализ  строится на единой методологической  основе, что дает возможность  вырабатывать общие подходы к  организации и проведению анализа  в различных отраслях, регионах  и других структурных сообществах  хозяйствующих единиц;

- анализ  финансово-хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализовываться и многие другие функции, в первую очередь связанные с принятием управленческих решений.

Анализ  занимает промежуточное место между функцией сбора информации и функцией принятия управленческих решений, поэтому он является основным компонентом обеспечения безкризисного развития хозяйствующего субъекта.

Задачи  анализа в условиях рынка значительно  расширяются, и это способствовало тому, что анализ стал играть главенствующую роль по отношению к планированию, стимулированию, организации, контролю и регулированию производства. Функции анализа реализуются в следующей последовательности: анализ – планирование текущее и оперативное – учет – контроль – анализ – регулирование – анализ – планирование на будущий период. Главным в этой цепочке является то, что анализ предшествует планированию в новом цикле, т.е. он должен «упреждать» принятие и завершать исполнение решений, оценивая эффективность их реализации.

Анализ  и планирование являются одними из важнейших функций управления, без  них невозможно принятие никаких  управленческих решений ни на одном  предприятии.

Планирование  можно определить как систематизацию факторов, способствующих успешной деятельности предприятия. Планирование – это процесс, включающий оценку уровня достигнутого экономического развития, определение цели и этапов движения, прогнозирование процесса развития. Планирование обеспечивает программу действий, его составной частью является разработка политики, методик, стратегии и тактики управления.

Прогнозирование важнейших результатов деятельности определяется на основе анализа фактических  данных предшествующего периода, факторов успеха прошлой деятельности, выявления  недочетов, неиспользованных резервов, стабильности организационно-технических параметров.

Функция регулирования (оперативное управление) заключается в координирующем воздействии  субъекта на объект управления или  на внешнюю среду с целью устранения или ослабления влияния нежелательного воздействия. Целью оперативного управления является сведение к минимуму отклонений.

Функция контроля означает сопоставление итогов с целями. Контроль – это постоянный процесс, сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. К элементам контроля относят наличие необходимой информационной системы с обратной связью, анализ полученных результатов в сравнении с поставленными задачами, сопоставление результатов с целями предыдущего периода. Контроль дает представление о том, где, как и когда следует предпринять корректирующие действия. Контроль позволяет накопить информацию для планирования операций на перспективу.

Результаты  наблюдений и проверок с помощью  анализа получают экономическое  обоснование и оценку, определяется ущерб от нереализованных решений.

Практический  эффект от проведенного анализа состоит  в выявлении неиспользованных резервов на всех участках планирования и оперативного управления, определении путей их мобилизации с целью получения  максимальной прибыли.

С развитием  и углублением рыночных преобразований роль и значение анализа как одной из важнейших функций управления будет неуклонно повышаться. 
 

2.Критическая  точка производства. Методы CVP-анализа. 

     Как было сказано ранее, предпринимателю (и любому предприятию) в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли. Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Операционный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.

Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности. Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения. 

Метод уравнения 

В качестве исходного уравнения для анализа  принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли: 

Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль. 

Если  выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:  

Информация о работе Операционный анализ (CVP-анализ) деятельности предприятия