Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:57, реферат
При всей значимости и актуальности реструктуризации для предприятий страны, для российского менеджмента характерен недостаточный уровень представлений в области теории и практики реструктуризации в условиях рыночной экономики.
Данный реферат посвящен рассмотрению особенностей оценки стоимости предприятия в целях реструктуризации.
Введение
В результате проводимых в стране в последнее десятилетие экономических преобразований перед многими российскими предприятиями возникли проблемы, с которыми они раньше в своей деятельности не сталкивались: трудности сбыта продукции, сокращение емкости рынка и платежеспособного спроса, разрыв традиционных хозяйственных связей и т.п. Необходимость реструктуризации оказалась насущной для большинства российских предприятий. Только реализация эффективных программ реструктуризации предприятий может привести к преодолению кризисных ситуаций и повышению уровня их конкурентоспособности.
При всей значимости и актуальности реструктуризации для предприятий страны, для российского менеджмента характерен недостаточный уровень представлений в области теории и практики реструктуризации в условиях рыночной экономики.
Данный реферат
посвящен рассмотрению особенностей оценки
стоимости предприятия в целях реструктуризации.
Глава 1. Цели оценки стоимости предприятия
Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.
Капитал предприятия
– товар уникальный и сложный
по составу, его природу в значительной
степени определяют конкретные факторы.
Поэтому необходима комплексная
оценка капитала с учетом всех соответствующих
внутренних и внешних условий
его развития. Потребность в определении
рыночной стоимости предприятия
не исчерпывается операциями купли-продажи.
Возрастает потребность в оценке
бизнеса предприятий при
По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала.
Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, теряет право присвоения будущих доходов, причем зачастую теряют эти права и действительные собственники предприятий – их работники. Следовательно, не учитывать будущие доходы от собственности при ее продаже неправомерно.
Поэтому оценка бизнеса с каждым годом становится более актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости предприятия выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий. Оценка бизнеса для целей купли-продажи необходима при принятии собственником предприятия решения о продаже предприятия целиком или его доли.
Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие. В процессе оценки бизнеса выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно и более высокую рыночную цену.
Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия.
Владелец бизнеса
имеет право передать его, заложить,
застраховать, завещать. Таким образом,
бизнес становится объектом сделки, товаром,
со всеми присущими ему
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.
Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия и для фирмы.
Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предполагают принципы, модели, подходы и методы оценки.
Во-первых, это
товар инвестиционный, т.е. товар, вложения
в который осуществляются с целью
отдачи в будущем.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы.
В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде.
В-четвертых, учитывая
особое значение устойчивости бизнеса
для стабильности в обществе, необходимо
участие государства не только в
регулировании механизма купли-
Предприятие или фирма представляют собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Поэтому названные особенности бизнеса как товара присущи и им. Но вместе с этим у предприятия есть и свои ограничительные черты.
Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 132)
Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
При покупке-продаже
имущества, при оценке интеллектуальной
собственности, при переоценке основных
фондов, при осуществлении амортизационной
политики и при большинстве других рыночных
действий реальная оценка объективно
необходима. Без профессиональной оценки
невозможно, в частности, цивилизованное
становление рынка недвижимости.
Глава 2. Оценка стоимости предприятия в целях рестуктуризации
Реструктуризация есть процесс комплексной оптимизации системы функционирования предприятия в соответствии с условиями рынка и выработанной стратегией его развития.
Предприятие как объект реструктуризации представляет собой сложную многофункциональную систему, составными аспектами функционирования которой являются:
– организационно-правовая
структура (юридическое лицо, определенная
организационная форма,
– имущественный
комплекс (определенные материальные
единицы и отношения
– производственный комплекс (конкретные виды деятельности, связи, партнеры, заказчики, конкуренты и др.);
– структурированный
финансовый объект (капитал, инвестиции
и инвесторы, кредиторы и
– социально-организационный
комплекс (кадровая структура,
Вследствие сложности и многофункциональности предприятия и, соответственно, самого процесса его реструктуризации, по характеристикам отдельных составляющих предприятие элементов невозможно выработать эффективную стратегию его развития. Именно поэтому назрела объективная потребность в эффективном управлении предприятиями на основе использования интегрированного экономического показателя, отражающего все стороны их деятельности.
Для целей успешного функционирования современной экономики показатель стоимости, рассматриваемый в качестве интегрированного экономического показателя, наиболее предпочтителен по сравнению с показателями дохода, рентабельности или их динамики. Не случайно управленческий менеджмент в развитых странах все больше внимания уделяет концепции управления деятельностью предприятия, основанной на создаваемой им стоимости. Невозможно принимать эффективные управленческие решения, не обладая полнотой информации, а ведь ни один другой показатель деятельности предприятия не содержит столь полной информации, как стоимость. В отличие от других показателей деятельности предприятия стоимость не бывает краткосрочной. Стоимость предприятия интегрирует в себе показатели, отражающие внутреннее положение предприятия и его место в окружающей среде, что и позволяет сопоставлять положение различных экономических субъектов.
Из значимости показателя стоимости вытекает необходимость ее оценки и использования полученных результатов в управленческой деятельности. Следовательно, оценка стоимости предприятия может рассматриваться как действенный метод определения в стоимостном выражении результатов его деятельности; эффективными методами управления, применяемыми в целях достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия, должны быть методы, учитывающие оценку его стоимости в процессе изменений деятельности, и, в первую очередь, в результате внедрения вариантов реструктуризации.
Отсюда наиболее адекватным представляется определение понятия реструктуризации как комплекса мер, направленных на повышение стоимости предприятия. В соответствии с этим определением первый этап комплексной программы по повышению эффективности деятельности предприятия – это оценка его стоимости, которую необходимо провести до начала процесса реструктуризации.
Важное принципиальное отличие оценки стоимости предприятия для целей реструктуризации состоит в том, что по сравнению с его оценкой для других целей здесь очень важны все промежуточные результаты, а не только окончательная величина стоимости предприятия. В результате проведенной оценки стоимости предприятия уже можно будет прогнозировать его развитие в будущем.
Реструктуризация становится возможной тогда, когда между стоимостью, которой обладает предприятие по существующему варианту развития (текущей стоимостью), и потенциальной стоимостью, которая будет достигнута в результате осуществления варианта реструктуризации, есть стоимостной разрыв, свидетельствующий о потенциале предприятия.
Место и
роль оценки стоимости
Рис 1.Схема процесса
разработки и реализации варианта реструктуризации
Как видно из приведенной схемы, принципиально важно уточнить, какое предприятие подвергается оценке: стабильно работающее или кризисное. Это связано с различием в целях реструктуризации у предприятий, находящихся в разных исходных условиях на момент принятия решения о необходимости проведения реструктуризации. Для предприятий, находящихся в кризисной ситуации, целью реструктуризации является обеспечение платежеспособности (ликвидности), для стабильно работающих цель процесса реструктуризации – рост стоимости предприятия. К пониманию необходимости реструктуризации в российских условиях чаще всего приходят предприятия, находящиеся в кризисной ситуации.
В целом, оценка стоимости предприятия изначально зависит от того, в расчете на какой вариант его развития она делается. И поэтому любая оценка стоимости предприятия должна проводиться в расчете на изначально указываемые определения стоимости предприятия, которых в принципе может быть два:
– оценка
предприятия как действующего (если
предприятие оценивается как
действующее, то его
– оценка
ликвидационной стоимости
В соответствии
с международными стандартами
оценки стоимость действующего
предприятия является
Стоимость действующего предприятия выражает стоимость некоторого сложившегося бизнеса и выводится чаще всего путем капитализации его прибыли.
Оценка стоимости предприятия в целях реструктуризации является оценкой действующего предприятия, для которого менеджментом предприятия разрабатываются варианты оперативной и долгосрочной (стратегической) реструктуризации. Реструктуризация может быть проведена в два этапа:
Информация о работе Оценка стоимости предприятия в целях рестуктуризации