Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление финансово-бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.1

Содержание

ТЕМА 1. Классификация затрат в зависимости от задач управления................................3
1.1 Понятие затрат и их классификация.........................................................................................3
1.2 Классификация затрат для принятия решений и планирования............................................9
1.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности.................................15

ТЕМА 2. Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности................19
2.1 Методика оценки и анализа себестоимости продукции.......................................................19
2.2 Определение прибыли продукции на основе анализа взаимодействия прибылеоброзующих факторов..........................................................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................

Работа содержит 1 файл

oc._sebest._prod.tanya_.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Основная цель классификации  — обеспечить информацией систему  контроля и регулирования затрат на производство.

Система контроля — это коммуникационная сеть, при которой управляют производственной деятельностью в целом и затратами в частности. Она обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства.

      Управленческий учет — это система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Некоторые элементы системы управленческого учета нашли применение в теории и практике отечественного учета. Новые элементы еще предстоит освоить и адаптировать к российским условиям. Важна эффективность совокупного функционирования элементов системы как целого в достижении единой цели. Здесь можно сказать, что в условиях рыночных отношений происходит объективная интеграция методов управления в единую систему управленческого учета, что было не так эффективно в условиях централизованно управлявшейся экономики.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности

 2.1 Методика оценки и анализа себестоимости продукции

         Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Задачами определения себестоимости продукции являются:11

  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат  от плановых;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

      В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости и определение прибыльности продукции – одно из основных условий повышения эффективности производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций.

        Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов ,природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.

     Анализ и оценка себестоимости продукции и направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

В рамках оценки себестоимости продукции прежде всего определяется фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится факторная оценка анализ динамики затрат на один рубль продукции. 

Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции проводится способом цепной подстановки. Для этого проводится  последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу базисного периода. 12

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле  (Зр):

Зр=S/N=q*Cед/[q*p],   (1)

где Сед-себестоимость единицы  продукции.

Следующим этапом оценки себестоимости является выявление уровня постоянных затрат. Сделать это можно по методу высшей и низшей точки на основе приведенного ниже алгоритма:

  1. Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;
  2. Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;
  3. Определяется ставка переменных расходов на единицу продукции путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;
  4. Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;
  5. Определяется общая величина постоянных расходов как разница между всеми затратами и величиной переменных расходов;
  6. Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

        Далее определяется  коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства (Крз):

Крз=DZ/DNед,  (2)

где  DZ- изменение затрат за период в процентах;

        DNед - изменение объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением коэффициента определяется характер затрат:

- для Крз=0 – постоянные;      

- для 0<Kрз<1 – дегрессивные;

  • для Крз=1- чисто пропорциональные;
  • для Крз>1- прогрессивные.

В соответствии с характером затрат формируются предварительные выводы об эффективности дальнейшего наращивания  объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей  снижения себестоимости необходима информация об удельном весе тех или  иных затрат в структуре себестоимости. С этой целью проводится анализ себестоимости  по элементам затрат. В рамках данного  анализа определяются затраты на производство по элементам затрат в абсолютном выражении и в структурном разрезе. На основе полученных данных производится оценка характера производства (материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое). В соответствии с характером производства определяются главные направления поиска резервов снижения себестоимости. Проведенный анализ позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также выявить пути воздействия на себестоимость.

2.2 Определение прибыли продукции на основе анализа взаимодействия прибылеоброзующих факторов

 

Для принятия правильных решений в области оценки себестоимости и объемов продукции/производства необходимо дополнительно провести определение взаимодействия прибылеобразующих факторов. В рамках данного анализа находится оптимальное соотношение этих факторов при определенных заданных условиях внешней и внутренней среды. При этом оптимизация проводится по одному из существующих критериев:13

  • максимум прибыли;
  • максимум рентабельности;
  • максимум выручки.

        Математическая  природа взаимодействия прибылеобразующих  факторов определяется формулой (Р): P = Nед*(Ц-Сед),     (3)

где  Nед-объемы реализации в единицах продукции;

       Ц-  цена единицы продукции;

       Сед  – себестоимость единицы продукции.

При этом: Сед = Спер + Спост / Nед,             (4)

где  Спер – переменные затраты на единицу продукции;

Спост – сумма постоянных затрат по предприятию.

Кроме того, учитывается  влияние на объемы продаж цены и  качества продукции. Исходными условиями определяющими порядок оптимизации являются:

  • тип конкуренции на товар;
  • производственная мощность предприятия;
  • себестоимость продукции.

При ценовой конкуренции необходимые  данные подставляются непосредственно  в формулу оптимизации по тому или иному критерию. В результате получают оптимальные данные по цене и объемам производства.

При конкуренции по качеству или при смешанной конкуренции  расчет ведется под конкретные проекты  улучшения качества. При этом учитывается  увеличение себестоимости продукции за счет затрат на улучшение качества. Далее оптимизация ведется по тем же формулам, что и при ценовой конкуренции. В результате выявляется эффективность того или иного проекта (сравнивается прибыль, рентабельность и выручка по каждому проекту).

В обоих случаях, если в результате расчетов получится, что необходимый объем продаж превышает производственную мощность предприятия, то необходимо изыскать организационно-технические возможности повышения объемов производства до необходимого уровня (интенсификация производства). Если это невозможно, то просчитываются конкретные проекты развития производства (экстенсивного развития). Далее с учетом изменившихся затрат на единицу продукции проводится оптимизация прибылеобразующих факторов. В результате определяется целесообразность проведения данных мероприятий с учетом срока окупаемости, стратегии фирмы на рынке, а также с учетом изменившихся показателей прибыли, рентабельности и выручки.

Далее выводятся формулы  оптимизации прибылеобразующих  факторов по тому или иному критерию.14

  1. Критерий максимума прибыли:

dоп = [1+Кэц+Кэд*(Д-1) – а*(1-Uф)] / 2Кэц + Кн*r /2Кp,  (5)

где   dоп – оптимальный индекс цены;

Кэц – коэффициент  эластичности спроса от цены;

Кэд – коэффициент  эластичности спроса от доходов потребителей;

Uф – доля рынка предприятия;

а- планируемое  изменение  поставки на рынок продукции всеми 

конкурентами; bоп = [1+Кэц*(1- dоп) + Кэд*(Д – 1) – (1-Uф)*a] / Uф, (6)

где   bоп – оптимальный индекс объемов производства.

  1. Критерий  максимума выручки:

dоп = [1+ Кэц + Кэд*(Д-1) – (1-Uф)*а] /2Кэц.   (7)

bоп = [1+Кэц*(1 – dоп + Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а] /Uф.  (8)

B = b*d,  где B – индекс выручки предприятия.

 

  1. Критерий максимума рентабельности производства:

bоп = [(1 – r)*(1+f)/Кн*r]*[Ö1+[Кн*r*(1+Кэц+Кэд*(Д–1)–(1–Uф)*а)]/(1 – - r)*(1+f)*Uф - 1]. 


dоп = [1+Кэц+Кэд*(Д – 1) – (1 – Uф)*а – Uф*bоп] / Кэц

Ра = Кр*bоп*dоп / [bоп*Кн*r + (1 – r)*(1+f)],      (9)

где   Ра – индекс рентабельности производства.

На основе данных формул рассчитываются оптимальные, по тому или иному критерию, объемы производства и цена продукции.

Критерий оптимизации  прибылеобразующих факторов определяется в зависимости от текущей ситуации. Например, критерий максимума прибыли  может быть применен в том случае, когда предприятие работает в  относительно стабильных экономических условиях и имеет тенденцию роста.

Критерий максимума  выручки может быть применен в  условиях, когда предприятие испытывает острый недостаток денежных средств.

Наконец критерий максимума  рентабельности может быть применен для предприятия, работающего в условиях инфляции.

 Проведенная по  данной методике оптимизация  планово-управленческих решений  позволит с высокой степенью  точности рассчитать оптимальное  по тому или иному критерию, соотношение производимой продукции  и цены ее реализации и предполагает в дальнейшем возможность определение прибыльности продукции и возможность снижения затрат на ее производство.

 Денежная оценка деятельности предприятия и определение прибыльности продукции производится при помощи следующих показателей финансовых результатов:

  • прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
  • прибыль от прочих реализаций;
  • доходов и расходов от внереализационных операций;
  • выручки (валового дохода) от реализации, балансовой прибыли;
  • налогооблагаемой прибыли;
  • чистой прибыли.

 

Конечный финансовый результат деятельности предприятия  – это балансовая прибыль или убыток. Наибольший удельный вес в балансовой прибыли занимает результат от реализации продукции, работ, услуг (Рпр.): Ррп = Врп – Срп

где Врп – выручка  от реализации  продукции, работ,  услуг; Срп – себестоимость реализованной продукции.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется без налога на добавленную стоимость.

Себестоимость реализованной  продукции включает в себя следующие  элементы:15

Информация о работе Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности