Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление финансово-бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.1

Содержание

ТЕМА 1. Классификация затрат в зависимости от задач управления................................3
1.1 Понятие затрат и их классификация.........................................................................................3
1.2 Классификация затрат для принятия решений и планирования............................................9
1.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности.................................15

ТЕМА 2. Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности................19
2.1 Методика оценки и анализа себестоимости продукции.......................................................19
2.2 Определение прибыли продукции на основе анализа взаимодействия прибылеоброзующих факторов..........................................................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................

Работа содержит 1 файл

oc._sebest._prod.tanya_.doc

— 177.50 Кб (Скачать)


Предм.- Управления затратами предприятия

Тема- Классиф. затрат взависим. от задач управления 2-Оценка себестоимости  продукции и определение ее прибыльности

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. Классификация  затрат в зависимости от задач  управления................................3

1.1 Понятие затрат и их классификация.........................................................................................3

1.2 Классификация затрат для  принятия решений и планирования............................................9

1.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности.................................15

 

ТЕМА 2. Оценка себестоимости  продукции и определение ее прибыльности................19

2.1 Методика оценки и анализа себестоимости продукции.......................................................19 

2.2 Определение прибыли продукции  на основе анализа взаимодействия  прибылеоброзующих факторов..........................................................................................................................................22

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................28

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..........................................................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. Классификация затрат в зависимости от задач управления

1.1 Понятие  затрат и их классификация

    Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление финансово-бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.1

Для принятия оптимальных  управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической  литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы».2 Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии. При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников общества)». Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы № 2 «Отчет о прибылях и убытков» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации. Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета это расходы по обычным видам деятельности.

 Процесс управления  затратами предприятия носит  комплексный характер и предусматривает  решение следующих вопросов:

- значение того, где,  когда и в каких объемах  расходуются ресурсы предприятия;

- прогноз того, где,  для чего и в каких объемах  необходимы дополнительные финансовые  ресурсы;

- умение обеспечить  максимально высокий уровень  отдачи от использования ресурсов.

Управление затратами  – это умение экономить ресурсы  и максимизировать отдачу от них. Одним из самых эффективных методов решения задач финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемы также анализом «Издержки – Объем -Прибыль», отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта)3.

Операционный анализ является составной частью управленческого  учета. Его ключевыми элементами является: операционный рычаг, порог  рентабельности и запас финансовой прочности. Названные элементы можно дополнить маржинальным доходом. Промежуточный маржинальный доход – это результат от реализации товаров после возмещения той части переменных и постоянных затрат, величина которой потребуется при производстве рассматриваемого изделия либо изменяется с изменением объема выпуска.

Если анализ безубыточности позволяет определять и изучать  точку безубыточности (порог рентабельности, критический объем производства и продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), то более широкое  использование маржинального дохода в анализе позволяет также определить цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и т.п. Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что помимо оценки операционного рычага, анализа безубыточности к операционному анализу можно также отнести различные методы маржинально анализа; метод предельных затрат, изучающий изменение общей суммы затрат, полученное в результате увеличения выпуска продукции на одно изделие при неизменных общих факторах.

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на переменные и  постоянные.

Переменные затраты  меняются в целом прямо пропорционально  изменениям объема производства товаров (работ, услуг) и зависят от задач управления связанных с производством, кардинальным изменением в политике производства продукции, к примеру переориентация производства на новый выпуск товара и т.д. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.

К постоянным относятся  затраты, общая величина которых  существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная  величина на единицу продукции. Это затраты на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.

Рассматривая поведение  переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный  период: структура издержек неизменна лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж. Однако, следует заметить, что такое деление издержек лишь на два вида иногда оказывается недостаточным для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены, вообщем зависимость в принятии управленческих решений связанных с обеспечением конкурентоспособности товара/услуг, либо производства и производственной деятельности. Неточность возникает из-за того, что в практике случают ситуации, когда с вводом в производство нового вида продукции или при увеличении объемов выпуска существующих изделий может потребоваться увеличение части постоянных затрат. Указанная погрешность сокращается при делении затрат на прямые и косвенные с последующим расчетом промежуточной маржи как результата от реализации, полученного после вычитания из выручки прямых переменных и прямых постоянных затрат. При этом прямыми называют издержки, которые относятся непосредственно к данному изделию.4 Косвенные постоянные издержки – это постоянные затраты всего предприятия (кроме прямых), например управленческие расходы различных служб предприятия на аренду, содержание административных зданий, их амортизацию, расходы на научные исследования и др. Косвенные затраты трудно отнести к конкретным видам продукции, поэтому во многих случаях их относят на то или иное изделие пропорционально доле этого изделия в стоимости общего объема производства.

Следует отметить, что на выбор наилучшей структуры издержек влияют многие факторы из  ряда задач управления, включая долговременную стратегию продаж, ежегодные колебания выручки, отношение менеджмента к риску.

Критерием выбора наиболее правильного решения в качестве прибыльной и рентабельной продукции могут служить следующие показатели:

- валовая маржа на  единицу продукции;

- доля валовой маржи  в цене единицы продукции;

- валовая маржа на  единицу ограничивающего фактора.

Под ограничивающим фактором подразумевается производственный фактор (оборудование, трудовые ресурсы), который определяет технологические пределы изменения ассортимента выпускаемой продукции. Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:

-  признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды;

- переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.

 Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации, в зависимости от учетной политики предприятия и задач управления, к примеру, основной задачей является выпуск продукции высокого качества (к примеру точное медицинское оборудование), либо прибыльность предприятия зависит от количества выпущенной продукции (к примеру цемент и т.п.).

Большое значение для  правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация (это стандартная классификация). Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.5

По месту  возникновения (практически не зависит от задач управления) затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг). По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:6

• расчет себестоимости  произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;

• принятие управленческого  решения и планирование;

• контроль и регулирование  производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных  задач соответствует своя классификация  затрат (табл.1)..

Таблица 1

Классификация затрат в зависимости от задач управления

 

Задачи

Классификация затрат

Расчет себестоимости произведенной  продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли

Входящие и истекшие

Прямые и косвенные

Основные и накладные

Входящие в себестоимость(производственные)

и затраты отчетного периода (периодические)

Одноэлементыые и комплексные

Текущие и единовременные

Принятие решения и планирование

Постоянные (условно-постоянные) и  переменные

Принимаемые и не принимаемые в  расчет при оценках

Безвозвратные затраты

Вмененные (упущенная выгода)

Предельные и приростные

Планируемые и непланируемые

Контроль и регулирование

Регулируемые

Нерегулируемые


 

Так, для расчета себестоимости  произведенной продукции и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

- входящие и истекшие;

- прямые и косвенные;

- основные и накладные;

- входящие в себестоимость продукции (производственные) и внепроизводственные (периодические или затраты периода);

- одноэлементные и комплексные;

- текущие и единовременные

Для принятия решения и планирования различают:

  • постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;
  • затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках;
  • безвозвратные затраты;
  • вмененные затраты;
  • предельные и приростные затраты;
  • планируемые и непланируемые.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

Информация о работе Оценка себестоимости продукции и определение ее прибыльности