Оценка рыночной стоимости компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 19:47, практическая работа

Описание работы

Метод оценки должен определяться причинами ее проведения. Прежде чем приступать к обсуждению подходов и методов, применяемых в процессе оценки бизнеса необходимо четко понимать, что весь процесс оценки напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. При этом один и тот же объект на одну дату обладает разной стоимостью в зависимость от целей его оценки, и стоимость определяется различными методами.

Работа содержит 1 файл

оценка бизнеса.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

выручки и затрат компании-цели. В такой оценке очень велика экспертная субъективная составляющая.  

Особо важные факторы, на которые необходимо обратить внимание:

  1. Динамика выручки предприятия в будущем. Оценивается исходя из сильных и слабых сторон по предприятия по отношению к конкурентам.
  2. Выбор ставки дисконтирования (как  и в оценке инвестиционных проектов).

В качестве ставки дисконтирования можно использовать:

-ставку  рефинансирования;

- цену  капитала;

- номинальную  норму прибыли,  скорректированную  на инфляцию. 

3. Выбор  срока оценки (3-5 лет).    

РS: продавать компании выгодно на подъеме, покупать в кризисной ситуации. 

В каких  случаях применять:

Компания  получает значительный доход, будущая  деятельность компании легко прогнозируется,  у компании значительные нематериальные активы. Оценивается то, что может сделать с компанией покупатель. 

Оценка  гудвилла. 

В теории и практике  оценки бизнеса принято  добавлять стоимость созданного гудвилла к рыночной стоимости осязаемых  активов.

    В специальной литературе по бухгалтерскому учету и финансовому анализу термины «деловая репутация организации» или «гудвилл» подразумеваются как синонимы и представляют собой русскоязычные аналоги используемого в английском языке понятия «goodwill». Что касается отечественных нормативных документов, то в них  используется  понятие «деловая репутация» (см., например, ПБУ  14/2000 «Учет нематериальных активов»). Термин «деловая репутация» используется также в ряде статей  ГК РФ.

    Применительно  к  бизнесу  гудвилл - это положительное отношение потребителя товаров или услуг к  их производителю, обусловленное высоким качеством предлагаемых товаров (услуг), удобным месторасположением предприятия, качественным обслуживанием.

    В приложении к конкретном предприятию принято  выделять два вида гудвилла – внутренне созданный и приобретенный.

    Любое успешно функционирующее предприятие должно иметь положительный внутренний гудвилл. Он не приводится в  балансе, но отражается  в рыночной цене ценных бумаг предприятия.   Отрицательный гудвилл означает неудовлетворительную оценку деятельности топ-менеджеров предприятия.

    Любая оценка гудвилла является условной до тех тор пока не будет  осуществлена операция купли-продажи предприятия  в целом; если предприятие не продается, то  присущий ему внутренне созданный гудвилл может быть оценен только приблизительно. 

    Подход  к оценке стоимости с ориентацией  на затраты практически не применим к гудвиллу, так как затраты, связанные  с его созданием и наращением практически невозможно идентифицировать.      Чтобы воспользоваться доходным подходом следует оценить величину гудвилла, исходя из оценки его влияния на изменение дохода предприятия. Более реалистична следующая формула, согласно которой  величина гудвилла находится как разность между стоимостью предприятия  (рыночная капитализация) и величиной чистых активов в рыночной оценке.   

Методы  оценки гудвилла (GW): 

1.  С  помощью показателя деловой активности.

GW= K x CA, где

СА –  показатель деловой активности, чаще всего средний объем продаж за последние три года 9способность предприятия гарантированно обеспечить сбыт, продать товар)

К –  коэффициент – мультипликатор, рассчитывается  на основе среднестатистических данных по отрасли  в разрезе фирм, имеющих  примерно такой же объем осязаемых активов. 

2.Метод  избыточных прибылей 

Основывается  на способности предприятия приносить  прибыль выше среднеотраслевого  значения на вложенный капитал, т.е. результат деятельности компании превышает  результат, который она могла  бы получить в нормальных условиях только за счет осязаемых активов.

GW=   M – tANC, где

ANC – величина чистых активов

 t – cреднеотраслевая норма прибыли

  М  – прибыль исследуемого предприятия,

Возможен  расчет гудвилла за ряд лет (срок действия патента,  леицензии и т.п), в таком случае величина гудвилла дисконтируется и суммируется за ряд лет.

Допущение: уровень дополнительной прибыли  постоянен. 

Увеличение  стоимости компании от продажи или  выделения части  бизнеса.

Цели:

- освободиться  от низкорентабельных направлений, 

- способствовать концентрации усилий и капитала на основных перспективных направлениях,

- экономия  ресурсов и  получение свободных   средств. 

Инструменты дробления бизнеса:

- Дивестирование  – продажа части компании внешнему покупателю,

- продажа  доли  или пакета акций  в акционерном капитале,

- отпочкование – создание новой дочерней фирмы для отдельных направлений.

- разделение – разбивается вся компания на самостоятельные компании, материнская компания перестает существовать. 
 
 

Задача 1.

Рассчитайте цену предприятия Х балансовым методом с учетом гудвилла.

Наименование  статьи сумма, , ден.ед.
актив  
Денежные  средства 350
дебиторская задолженность 480
Товарные  запасы 990
Здание, земельный участок  1500
Оборудование  1200
Итого 4520
пассив  
Всего обязательств 2500
Собственный капитал  2020
Итого 4520
 

Анализ  работы предприятия Х показал, что  15 % дебиторской задолженности –  безнадежные долги, 7 %  товарных запасов  устарело и может быть продано  только за 10 % от стоимости,  земля  и здание согласно акту оценки стоит 5000 ден.ед, оборудование  соответствует остаточной стоимости по балансу.

Чистая  прибыль предприятия 2000 ден. единиц. Средняя рентабельность  активов  по отрасли 17 %. 

Задача 2. Рассчитайте цену предприятия У сравнительным методом, если  чистая прибыль составляет 600 000 тыс.руб., износ 150 тыс.руб,  балансовая стоимость имущества 2000 000 руб. 
 
 

Мультипликатор  предприятий-аналогов Значение 
цена / чистая прибыль 15
цена / прибыль до налогообложения 10
цена/балансовая стоимость активов 5

Удельный  вес мультипликатора выбрать  на усмотрение эксперта.  

Задача 3. Рассчитайте стоимость компании-цели   рыночным методом на основе мультипликатора P/EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, амортизации).  

Средние показатели по компаниям-аналогам:

Чистая  прибыль – 1000, налоги – 350, проценты – 120,

Амортизация – 80, заемный капитал – 1500, цена приобретения 5000. EBITDA компании-цели – 2000. 

Задача 4. Рассчитайте стоимость  компании Z, если известно, что первоначальный вложенный капитал состовлял 5 млн.руб,  ожидаемая доходность инвестиций  25 %, средневзвешанная цена капитала 18 %,  темп роста 10 % за год . 
 

Тема 6. Слияния и присоединения (поглощения)  M&A 

Слияние – возниконовение новой компании на базе двух или нескольких ранее  самостоятельных.

 Присоединение  (поглощение) = прекращение деятельности одной компании и передача прав на имущество и ведение деятельности другой компании.

Ст.16,17 Закона «Об акционерных обществах» 

Виды  слияний и поглощений 

Горизонтальные Вертикальные Латеральные (конгломератное)
Одна  отрасли и один продукт Смежные технологически Несвязанные производства
Уязвимы для антимонопольного законодательства Требуют высокой  технологической совместимости  Объединения с  изменяемой структурой
 

Формы слияний и поглощений 

Слияния и поглощения СП Альянс или  контракт
Покупка компании или большого пакета акций Образование совместного  предприятия Заключение  контрактов на определенный временной  промежуток
Предполагает  интеграцию на долгосрочный период Риск ограничен  данным проектом Можно расторгнуть  при смене обстоятельств.
 

Возможные выгоды слияний и поглощений. 

      1. увеличение  рынков сбыта, влияния в отрасли, повышение  конкурентных преимуществ.
      2. диверсификация снижает корпоративные риски и стабилизирует денежные потоки.
      3. улучшение доступа к капиталу, повышение  инвестиционного потенциала компании.
      4. повышение качества управления.
      5. Эффект операционного синергизма (увеличение объема продаж за счет покупки уже готовой фирмы дешевле,  чем новое строительство и ввод мощностей, снижение издержек  за счет эффекта масштаба).
      6. Эффект финансового синергизма (налоговые преимущества - % за кредит для покупки другой фирмы  и большая амортизация, объединение компаний с «пассивными» деньгами и компаний, имеющих высокодоходные проекты.
 
 
 
 

Как оценить целесообразность присоединения или  слияния? 

1. Размеры  выгоды и вероятность получения выгоды.

2. Цена  компании цели.

3. В  интересах ли акционеров M&A. 

      При процедуре анализа  сделок M&A  изучаются:

      - уставные  документы,

      -  финансовые отчеты,

      - рынки  продукции компании,

      - нематериальные  активы, прежде всего лицензии и патенты,

      - материальные  активы, включая обремененные,

      - правоустанавливающие  документы на недвижимость,

      - все  виды имеющихся контрактов и  контрактов в стадии разработки,

      - взятые  кредиты,

      - трудовые  соглашения, планы пенсионного и  социального обеспечения,

      - страховые   соглашения,

      - наличие  судебных исков против компании  и инициированных компанией.  

      Критерием целесообразности может быть увеличение EVA, EPS, разница между увеличением рыночной цены компании  после слияния и расходов на приобретение компании 

Информация о работе Оценка рыночной стоимости компании