Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 19:47, практическая работа
Метод оценки должен определяться причинами ее проведения. Прежде чем приступать к обсуждению подходов и методов, применяемых в процессе оценки бизнеса необходимо четко понимать, что весь процесс оценки напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. При этом один и тот же объект на одну дату обладает разной стоимостью в зависимость от целей его оценки, и стоимость определяется различными методами.
Тема . Оценка рыночной стоимости компании.
Цели оценки.
Метод оценки должен определяться причинами ее проведения. Прежде чем приступать к обсуждению подходов и методов, применяемых в процессе оценки бизнеса необходимо четко понимать, что весь процесс оценки напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. При этом один и тот же объект на одну дату обладает разной стоимостью в зависимость от целей его оценки, и стоимость определяется различными методами.
Сначала определим, для каких целей может проводиться оценка бизнеса, а затем выясним причины такого различия.
Классификация существующих целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов:
|
Различные цели оценки предполагают поиск различного вида стоимости:
Цель оценки | Вид стоимости |
Помочь
потенциальному покупателю (продавцу)
определить предполагаемую цену Определение
целесообразности инвестиций Обеспечение заявки на получение ссуды Имущественная оценка Определение
суммы покрытия по страховому договору
или обеспечение требований в
связи с потерей или Возможная ликвидация (частичная или полная) действующей фирмы Определение суммы обеспечения уставного (собственного) капитала после погашения обязательств фирмы |
Рыночная стоимость Инвестиционная
стоимость Залоговая стоимость Рыночная
стоимость или иная стоимость, признаваемая
налоговым законодательством Страховая
стоимость Ликвидационная
стоимость Стоимость чистых активов |
Существуют 3 подхода к оценке стоимости любого объекта:
1)
доходный, который опирается на
доходность потенциально
2)
затратный, при котором
3)
сравнительный (рыночный), при котором
возможно получение стоимости
оцениваемого объекта через
Включает в себя два метода:
Алгоритм оценки.
1) Сбор
необходимой информации и
- объем ассортимента, структуры выпуска или продаж, доля на рынке;
- цены и затраты на производство и реализацию;
- кадры
( состав, образование,
- стоимость основных фондов, коэффициент обновления;
-анализ финансового состояния;
- выплачиваемые
дивиденды.
2) отбор
сопоставимых предприятий –
- принадлежность к одной отрасли,
- сходство количественных и качественных характеристик,
- условия
сделок по предприятиям –
- объем
информации и степень ее
- учет исторических тенденций.
3) сравнение
оцениваемого предприятия и предприятий
–аналогов по выбранным параметрам
4)расчет
выбранного мультипликатора:
Самые
распространенные
Выбор
мультипликатора: может быть использован
либо наилучший мультипликатор для конкретной
фирмы, либо наиболее выгодный для продавца
(покупателя) – кто диктует условия, либо
средневзешанный мультипликатор
5) Определение
итоговой величины стоимости.
Цена
бизнеса = фактор стоимости х Мультипликатор
х вес фактора
6) корректировка (поправки)
Возможные
поправки: стоимость гудвилла, премия
за контрольный пакет, скидка за неконтрольный
пакет, скидка за недостаточную ликвидность
и т.п.
Специфические отраслевые факторы оценки
Пивные
ком-и 35-50- долл за 1гектолитр мощности,
сотовые компании - 700 долл за абонента,
нефтяные компании 1-4 долл за тонну разведанных
запасов 60 долл за тонну добычи, парикмахерские
500 -1500 долл за кв.м.
Вес каждого
фактора - экспертная оценка значимости
для покупателя компании.
Достоинства метода – рыночные показатели, отражают реальную коньюнкутуру ситуации.
Недостатки
– реальные суммы сделки часто
скрывают по налоговым мотивам (с
суммы сделки необходимо уплатить налог
на прибыль или подоходный налог,
а в случае продажи активов
НДС).
В каких
случаях применять: известны сделки
с другими аналогичными компаниями,
существует достоверная информация
для сравнения. Оценивается то,
чем обладает сейчас продавец.
В рамках затратного подхода выделяют методы: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Нахождение стоимости чистых активов предприятия в рыночной оценке сопряжено с определенными сложностями, поскольку величина чистых активов – в значительной степени субъективна. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
В практическом
плане стоимость чистых активов
предприятия в рыночной оценке определяется
как разность между рыночной оценкой
активов предприятия и
Алгоритм: стоимость всех активов за вычетом всех обязательств.
Желательна
предварительная инвентаризация внеоборотных
активов и товаро-материальных ценностей,
мониторинг дебиторской задолженности.
Этот метод подходит для отдельных неработающих цехов, магазинов или не приносящих прибыль предприятий, у которых есть ликвидные внеоборотные активы.
Цена
нематериальных активов (лицензий) определяется
как время с средства для их
получения. Стоимость подобранной команды
сотрудников оценивается обычно как сумма
их зарплат за 1-2 месяца, если необходимо
добавляют стоимость обучения.
Недостатки:
важно помнить про моральный
износ (например, при покупке компьютерного
клуба).
В каких
случаях применять: компания обладает
значительным объемом материальных активов,
доходы компании низкие или отсутствуют.
Предполагается, что все затраты на
создание и развитие фирмы должны быть
возмещены.
3.
Доходный метод
1) Доходный подход оценивает способность предприятия формировать потоки денежных средств. В рамках данного подхода стоимость предприятия рассматривается как текущая стоимость будущих доходов, которые предприятие способно принести своему владельцу.
В качестве показателей доходов в расчетах могут использоваться следующие показатели: прибыль; дивидендные выплаты; денежные потоки; экономическая добавленная стоимость и другие.
Суть
данного подхода выражается в
обязательном получении инвесторами
определенного дохода от владения данным
предприятием.
В
рамках доходного подхода существуют
следующие методы определения стоимости:
метод дисконтирования, капитализации.
Предприятие
можно представить как некий
поток дисконтированных доходов
за ряд лет.
Алгоритм:
Доход= выручка-затраты+амортизация.
Цена
предприятия = сумма доходов х К дисконтирования
Оценка будет верной, если предварительно сделать правильные прогнозы: макроэкономический (ставки рефинансирования, инфляции, экономической стабильности), отраслевой (темпов роста отрасли),