Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. С переходом субъектов хозяйствования на рыночные отношения исключительно важное значение приобрели устойчивость (стабильность) финансового положения и изыскание путей его оздоровления с целью создания нормальных условий работы. В настоящее время очевидно, что успешное функционирование и развитие предпринимательской структуры определяются качеством менеджмента. Управление современной предпринимательской структуры отличается сложностью производственных и экономических процессов, которые необходимо учитывать при подготовке и принятии управленческих решений, производственной и экономической деятельности, включающей использование материальных, управленческих, технических, финансовых и трудовых ресурсов.
Введение………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия…5
1.2 Методы анализа финансовой отчетности и основные финансовые коэффициенты отчетности………………………………………………...6
1.3 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий.................................................................................................12
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния (на примере ТОО «Коктас – Актобе») за 2008 год
2.1 Социально – экономическая характеристика ТОО «Коктас – Актобе»………………………………………………………………….…17
2.2 Анализ финансовых коэффициентов………………………………...18
2.3 Оценка финансового состояния ТОО «Коктас – Актобе»………….23
Глава 3. Пути совершенствования и повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современности.
3.1 Финансовая стратегия предприятия, ее роль и задачи в достижении финансовой устойчивости предприятия………………………………...25
3.2 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности современного предприятия……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………..33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИИ КАЗАХСТАН
АКТЮБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. ЖУБАНОВА
Факультет экономический
Кафедра финансы и банковское дело
Курсовая работа
На тему: «Оценка финансового состояния и пути повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях»
Выполнила: Ниеталина А. А.
студентка группы 3ФРБ
Руководитель: Ювица Н.В.
г. Актобе 2009 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия…5
1.2 Методы анализа финансовой отчетности и основные финансовые коэффициенты отчетности………………………………………………..
1.3 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий...................
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния (на примере ТОО «Коктас – Актобе») за 2008 год
2.1 Социально – экономическая характеристика ТОО «Коктас – Актобе»……………………………………………………………
2.2 Анализ финансовых коэффициентов………………………………...18
2.3 Оценка финансового состояния ТОО «Коктас – Актобе»………….23
Глава 3. Пути совершенствования и повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современности.
3.1 Финансовая стратегия предприятия, ее роль и задачи в достижении финансовой устойчивости предприятия………………………………...25
3.2 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности современного предприятия……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..33
Приложение
Введение
Актуальность темы курсовой работы. С переходом субъектов хозяйствования на рыночные отношения исключительно важное значение приобрели устойчивость (стабильность) финансового положения и изыскание путей его оздоровления с целью создания нормальных условий работы. В настоящее время очевидно, что успешное функционирование и развитие предпринимательской структуры определяются качеством менеджмента. Управление современной предпринимательской структуры отличается сложностью производственных и экономических процессов, которые необходимо учитывать при подготовке и принятии управленческих решений, производственной и экономической деятельности, включающей использование материальных, управленческих, технических, финансовых и трудовых ресурсов.
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Но степень зависимости от кредиторов оценивается не только традиционным показателем соотношения собственных и заемных источников финансирования. Это более многогранное понятие, включающее оценку и величины собственного капитала, оборотных и внеоборотных активов, состав последних и ряд других балансовых показателей.[1]
Анализ финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта начинается с обзора основных показателей деятельности предприятия. В ходе этого обзора основных показателей необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода;
- условия работы предприятия в отчетном периоде;
- результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;
- перспективы финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
Сложность оценки финансового состояния предпринимательской структуры отражается в большом наборе показателей, применяемых для характеристики различных аспектов его финансового состояния, все финансовые показатели подразделяются на две большие группы: относительные и абсолютные.
К абсолютным показателям деятельности предпринимательской структуры относятся данные, содержащиеся в балансовом отчете и отчете о о доходах и расходах.
К относительным показателям относятся:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты деловой активности;
- коэффициенты рентабельности;
- коэффициенты платежеспособности или структуры капитала;
- коэффициенты рыночной активности.
Цель курсовой работы: рассмотреть способы оценки финансового состояния и пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие, сущность и методы финансового состояния предприятия, а также финансовые коэффициенты отчетности;
2. проанализировать финансовое состояние казахстанского предприятия, на примере ТОО «Коктас – Актобе».
Структура курсовой работы. В первой главе рассматриваются методы анализа и финансовые коэффициенты финансовой отчетности, на основе которых строится финансовый анализ предприятия. Во второй главе рассматриваются анализ финансового состояния предприятия ТОО «Коктас – Актобе». В третьей главе рассмотрены проблемы и пути решения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Казахстане, а также финансовая стратегия предприятия по повышению конкурентоспособности.
Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия
Финансовое состояние предприятия может быть абсолютно устойчивыми, нормально устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность[2].
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую -заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализ.
Главная цель анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ - проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ - осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1) (Приложение 1), отчет о доходах и расходах (форма №2) (Приложение 2), отчет о движении денег (форма №3) (Приложение 3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя[3]:
1. бухгалтерский баланс;
2. отчет о прибылях и убытках;
3. отчет о движении денежных средств;
4. отчет об изменениях в капитале;
5. пояснительную записку.
1.2 Методы анализа финансовой отчетности и основные финансовые коэффициенты отчетности
Основными методами анализа отчетности служат[4]:
1. чтение отчетности;
2. горизонтальный анализ;
3. вертикальный анализ;
4. трендовый анализ;
5. расчет финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово – кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводиться с целью выявления удельного веса статей отчетности в общем, итоговом показателе, принимаемом за 100% (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).
Трендовый анализ основан на расчете относительный отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100%.
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во – первых, в расчете соответствующего показателя с какой – либо базой, например:
общепринятыми стандартными параметрами;
среднеотраслевыми показателями;
аналогичными показателями предшествующих лет (периодов);
показателями конкурирующих предприятий;
какими – либо другими показателями анализируемой фирмы.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности компании, нуждающиеся в дополнительном анализе. Впрочем, дополнительный анализ может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия. Не всегда является обоснованным сравнением с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверсификации деятельности многих компаний; фактически достигнутый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствующие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Однако все это не значит, что финансовые коэффициенты невозможно использовать в финансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению изучаемых вопросов.
В финансовом анализе наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов[5]:
1. коэффициенты ликвидности;
2. коэффициенты деловой активности;
3. коэффициенты рентабельности;
4. коэффициенты платежеспособности или структуры капитала;
5. коэффициенты рыночной активности.
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них являются следующие:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности:
2. Коэффициент текущей ликвидности:
3. Коэффициент общей ликвидности:
4. Чистый оборотный капитал:
где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ – дебиторская задолженность;
З – запасы;
КО – краткосрочные обязательства.
Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально – производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.
На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Они имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Основными коэффициентами данной группы являются следующие:
1. Коэффициент оборачиваемости активов:
где ЧВ – чистая выручка.
Коэффициент показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов.
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (только по покупателям):
где ДЗ – дебиторская задолженность.
Коэффициент показывает, сколько раз в среднем в течение отчетного периода дебиторская задолженность превращалась в денежные средства или продолжительность оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Коэффициент целесообразно сравнивать со среднеотраслевыми показателями и коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности.
3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (только по поставщикам):
где СРП – себестоимость реализованной продукции (коэффициент показывает, сколько компании требуется дней для оплаты выставленных ей счетов).
4. Коэффициент оборачиваемости материально – производственных запасов:
где МПЗ – стоимость материально – производственных запасов.
Коэффициент показывает, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально – производственных запасов). Чем выше показатель оборачиваемости (короче период оборачиваемости в днях), тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств и тем устойчивее финансовое положение предприятия. В некоторых случаях ускорение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.
5. Длительность операционного цикла в днях:
ДОЦ = ОДЗ + ОМПЗ,
где ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности, дни;
ОМПЗ – оборачиваемость материально – производственных запасов, дни.
По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Коэффициенты рассчитываются как отношение полученного чистого дохода к затраченным средствам, либо к объему реализованной продукции. К основным показателям данной группы относятся:
1. Коэффициент рентабельности активов:
где ЧД – чистый доход.
Коэффициент показывает, сколько получено чистой прибыли в расчете на 1 тенге активов.
2. Коэффициент рентабельности реализации (продаж):
где СК – собственный капитал.
Коэффициент позволяет определить эффективность использования капитала, инвестиционного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
Показатели структуры капитала (или коэффициенты платежеспособности) характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. К основным показателям данной группы относятся:
1. Коэффициент собственности:
где ВБ – валюта баланса.
Коэффициент характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании. Считается, что коэффициент, равный 0,5-0,6, обеспечивает стабильное финансовое положение предприятия с позиций инвесторов и кредиторов.
2. Коэффициент финансовой зависимости:
где ЗК – заемный капитал.
Коэффициент характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем выше, тем больше займов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия.
3. Коэффициент защищенности кредитора:
где НРЭИ – нетто – результат эксплуатации инвестиций (доход до уплаты процентов по кредиту и подоходного корпоративного налога, то есть НРЭИ включает в себя чистый доход и расходы по выплате процентов и подоходного корпоративного налога);
РП – расходы по выплате процентов за кредит.
Коэффициент характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит.
Коэффициенты рыночной активности предприятия включает в себя различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями данной группы являются:
1. Прибыльность одной акции:
где КАО – количество акций в обращении;
ДПА – дивиденды по привилегированным акциям.
Прибыль на акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Это один из основных показателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании.
2. Норма дивидендов на одну акцию: Данный показатель анализируют в сравнении с аналогичными показателями других компаний, а также с номинальной (объявленной) нормой дивидендов.
3. Балансовая стоимость одной акции: Балансовая стоимость одной акции показывает стоимость акционерного капитала, которая приходиться на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.
4.Коэффициент выплат дивидендов:
Коэффициент показывает, какая доля чистого дохода была израсходовано на выплату дивидендов. Уровень этого коэффициента в разных компаниях может варьировать от 0 до 0,9.
1.3 Сущность и формирование конкурентоспособности предприятий
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с поисками наиболее выгодных условий для производства и сбыта продукции с целью получения максимальной прибыли при минимальных затратах труда и средств производства. В научной литературе подобное столкновение интересов получило название конкуренции, а способность и возможность противостоять ей — конкурентоспособность. Проблема конкуренции и конкурентоспособности приобрела особую актуальность и универсальный, всемирный характер в начале 70-х, а затем обострилась в конце 80-х начале 90-х годов XX в. в связи с экономическим кризисом. Но, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, кардинально новых идей в ее разработку было привнесено очень мало, и, по сути, существующие точки зрения на этот вопрос являются не более чем современной трактовкой теории сравнительных преимуществ, теории факторов производства, теории равновесия и теории жизненного цикла. Заметим, что в перечисленных теориях прямого упоминания термина «конкурентоспособность» не было: речь шла об «эффективно развивающихся» экономических объектах.[6]
Для казахстанской экономики термин «конкурентоспособность» является относительно новым. В дореформенный период в Казахстане критерием экономической целесообразности являлась эффективность производства, в рыночных условиях, таким критерием стала конкурентоспособность. Однако, несмотря на популяризацию этого термина, активное его использование в научных трудах отечественных экономистов, в СМИ и, что особенно важно — в различных программных документах, смысл его остается неопределен.
Приоритетным направлением развития экономики Казахстана является стабилизация и рост «не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного», но при этом единого мнения в отношении определения конкурентоспособности нет. Так, конкурентоспособность предприятий АПК связывают с полной загруженностью производственных мощностей, снижением издержек производства, увеличением рыночной доли (т.е. с решением отдельной проблемы). В общем виде конкурентоспособность любого экономического объекта казахстанскими экономистами определяется как обусловленные экономическими, политическими, социальными и другими факторами «положение», «возможность/способность достижения экономических целей» на внутреннем и внешнем рынках.
Анализ представленных в научных публикациях отечественных и зарубежных экономистов различных определений конкурентоспособности показывает, что в определенной степени осмыслению конкурентоспособности мешает кажущаяся очевидность содержания самой этой категории и ее близость к категориям «качество», «конкурентное преимущество», «экономическая эффективность» («продуктивность»). В связи с этим в отечественной и переводной литературе сам термин «конкурентоспособность» порой легко заменяются этими сопряженными категориями. Соответственно, можно выделить три подхода к определению конкурентоспособности предприятия, в зависимости от ответа на вопрос «что делает предприятие конкурентоспособным?»:
• квалиметрический (качество);
• ресурсный (конкурентное преимущество);
•результативный (экономическая эффективность).
Сторонники квалиметрического подхода считают, что конкурентоспособными можно считать хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно благодаря предоставлению потребителю товаров и услуг с востребованными потребительскими и стоимостными свойствами, определяющими их отличие на рынке. В рамках этого подхода конкурентоспособность трактуется как синоним качества, а в последнее время в связи с недобросовестностью сертификации и как его антоним. Во втором случае конкурентоспособность рассматривают как отрицательное свойство, утверждая «что в стране производится и потребляется не качественная, а конкурентоспособная продукция».
Согласно ресурсному подходу, в первую очередь конкурентоспособным предприятие делает его потенциал, который определяется имеющимися ресурсами — факторами производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). Эти ресурсы дают предприятию в рыночных условиях возможность получить определенные выгоды, называемые в стратегическом планировании ресурсными конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество — это сильная сторона предприятия, которая создает для данного предприятия определенное превосходство над конкурентами и условия для достижения экономических целей. В экономической теории рассматривались ресурсные конкурентные преимущества предприятия, основанные на выгодном местоположении (природно-климатические условия, обуславливающие высокое естественное плодородие земли); низких процентных ставкам (определяет дешевизну заемного капитала), избыточном предложении рабочей силы (и как следствии ее дешевизне). При этом подходе в формировании конкурентоспособности предприятии преобладает экстенсивный тип развития. В дальнейшем, благодаря теории международной конкуренции М. Портера, теории конкуренции стран К. Рожкова, число возможных конкурентных преимуществ было расширено, и стали выделять еще и технологическую и инновационную конкурентоспособности предприятия.
Впервые конкурентоспособность предприятия как продуктивность использования его ресурсов определил М. Портер: « успех ... определяют не столько сами факторы (производства), сколько то, где и насколько продуктивно они применяются». Конкурентоспособным предприятие делают его ресурсы, определяющие его потенциал, а реализация потенциала зависит от умения продуктивно использовать, имеющиеся ресурсы. Несомненно, такой взгляд на проблему устанавливает тождественность конкурентоспособности и экономической эффективности. Действительно, проблема конкурентоспособности тесно связана с проблемой эффективности хозяйственной деятельности, поскольку именно рост эффективности является залогом конкурентоспособности товаров, являющихся основным материальным результатом этой деятельности и предприятий, выступающих субъектами и получателями ее стоимостного эквивалента.
Однако рассматривать категории конкурентоспособность и эффективность в качестве однопорядковых не всегда правильно, за исключением управления предприятием на оперативном уровне. В целом конкурентоспособность подразумевает более сложное взаимодействие хозяйствующих субъектов (отдельных фирм и корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов). По своей сути конкурентоспособность основывается на экономической эффективности, но кроме этого включает в себя еще организационную и управленческую эффективности, иными словами эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, за счет которой обеспечивается конкурентоспособность предприятия на тактическом уровне. Таким образом, конкурентоспособность есть следствие экономической эффективности.
Продуктивный подход критерием конкурентоспособности предприятия ставит наибольшую отдачу на единицу ресурса — она может быть выражена через показатель рентабельности. В этом случае из категории конкурентоспособных исключаются убыточные предприятия, тем самым не учитывается стадия жизненного цикла предприятия, когда производство продукции, а также изменение условий хозяйствования приводят к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия и как следствие — индуцированной неконкурентоспособности. Этот термин был введен российским ученым-экономистом А.Ю. Юдановым, по мнению которого значительная часть неконкурентоспособных предприятий способна адаптироваться к новой ситуации, но для этого им необходимы помощь и время. Среди убыточных предприятий АПК конкурентоспособными можно считать сократившие масштабы потерь благодаря государственным субсидиям и дотациям. Это на наш взгляд допустимо и не противоречит мнению большинства экономистов определяющих конкурентоспособность как «способность достижения экономических целей», к которым относится и обеспечение простого воспроизводства как основы выживания. Таким образом, правомерно использовать термин «конкурентоспособность» для предприятий кризисных отраслей, но целесообразно ввести предельную конкурентоспособность, которая позволит им минимизировать убытки, а также временной интервал, отделяющий выживающие предприятия от адаптирующихся к новым условиям хозяйствования.
Конкурентоспособность предприятия не является его имманентным свойством (вытекающим из его природы) и формируется по мере его развития. Представленные в научных работах подходы и рекомендации к формированию и повышению конкурентоспособности применимы для стабильно развивающихся предприятий с ликвидным рынком акций. Для предприятий АПК, начинающих формирование конкурентоспособности с достаточно низкого уровня, при применении данных рекомендаций необходим избирательный подход с поправкой на критическое состояние самого комплекса. С учетом замечаний авторов этих работ, нами была составлена качественная модель формирования конкурентоспособности для предприятия.
Принято считать, что конкурентоспособность предприятия создается за 3-4-летний цикл деловой активности, отрасли — за срок в 10 лет и более. За этот период конкурентоспособность проходит три уровня формирования (оперативный, тактический и стратегический) и три стадии роста (экстенсивный, интенсивный и инвестиционный), обеспечивающих восстановление, адаптацию и развитие предприятия. На оперативном уровне изначально перед предприятием стоит задача элементарного выживания, которое достигается путем простого воспроизводства, и достижения платежеспособности. «Точками регулирования» на этом этапе являются цена, издержки и объем производства. На этом этапе обеспечивается предельная конкурентоспособность предприятия (в основном за счет экстенсивного роста) которая позволяет ему просто существовать в условиях рынка. После достижения платежеспособности предприятия на тактическом уровне возникает естественная задача обеспечения прибыльности деятельности, которое достигается благодаря интенсификации производства. В АПК интенсификация на 92-98 % осуществляется за счет дополнительных затрат, которые могут финансироваться за счет собственных средств (прибыль и амортизация) и заемных средств. Эти источники по объективным причинам (убыточность самих предприятий, ограниченность дотаций и субсидий, высокие ставки рефинансирования) недоступны для большинства предприятий АПК. В связи с этим дальнейшая адаптация и развитие предприятий являются инвестиционно зависимым уже на первых стадиях формирования конкурентоспособности.
Уровень формирования конкурентоспособности
основа
фактор
тип роста
оперативный
тактический
Расширенное воспроизводство
прибыль
увеличение цены
снижение себестоимости
увеличение объема производства
экстенсивный тип роста
выживание
интенсификация
индустриализация производства
специализация производства
концентрация производства
инвестиционно - зависимый
тип роста
адаптация
стратегический
Стабильность финансово-экономического положения
инвестиционная привлекательность
ликвидность предприятия
интенсивность оборота средств
финансовая устойчивость
обеспеченность собственными средствами
капитализация предприятия
инвестиционный тип роста
Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния (на примере ТОО «Коктас – Актобе»)
2.1 Социально – экономическая характеристика ТОО «Коктас – Актобе»
АО «Коктас» - крупная фирма по добыче, переработке и поставке всех видов нерудных материалов для предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии в Западном регионе Республики Казахстан. Нынешний «Коктас» возник в 50-х годах XX века для строительства промышленных объектов Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской и Кзыл-ординской областей. То, что было построено за последние 50 лет в Западных регионах Казахстана в горнорудной, химико-металлургической, нефтегазовой, энергетической, гидротехнической и транспортной отраслях промышленного и гражданского строительства видно прямое участие продукции «Коктас». В этом можно убедиться, вскрыв любую железобетонную конструкцию ныне действующих зданий и сооружений, заводов и фабрик, где можно обнаружить диабазовый щебень Мугалжарских гор.
Общая численность работающих на предприятиях по состоянию на 01 декабря 2006 года составила 1640 человек, из них женщин - 419. Объем выпускаемой продукции за 2005 г. составил 2,9 млрд. тенге. В на 31декабря 2008 года среднегодвая численность работников составило 1444 человек.
АО «Коктас-Актобе» проводит последовательную политику по диверсификации бизнеса. На сегодняшний день АО «Коктас-Актобе» представляет собою многоотраслевую компанию, активно работающую в различных отраслях: нерудные материалы, сельскохозяйственный сектор, спортивно-развлекательный сектор, пищевой сектор, производственный сектор. Благодаря активному развитию бизнеса АО «Коктас-Актобе» узнаваемость торговых марок принадлежащих компании непрерывно увеличивается. Проекты, реализуемые компанией известны большинству горожан, а товарная продукция заслуженно пользуются спросом со стороны населения и бизнес-структур.
Сектор нерудных материалов:
1. Анастасьевский карьер
2. Георгиевский карьер
3. Мугалжарский щебеночный завод
4. Завод силикатных изделий
Сельскохозяйственный сектор:
1. Агропромышленный цех «Джурун»
2. сельскохозяйственное подразделение «Қызылсу»
Спортивно-развлекательный сектор:
1. Боулинг-клуб
2. «Коктас – Фитнес»
3. Выставочный зал
Пищевой сектор:
1. Завод «Шалқар суы»
2. цех по розливу воды «Мөлдір су»
3. Консервный цех
4. Птицефабрика
5. Хлебопромышленный комплекс
Производственный сектор:
1. Картонная фабрика
2. Завод «Коктас-Актобе»
3. ПУ «Типография»
4. Строительно-монтажное управление
На данный момент АО «Коктас-Актобе» планирует реализацию ряда инвестиционных проектов для дальнейшего развития бизнеса:
1. Фабрика обогащения кварцевого песка
2. Фабрика мокрого обогащения каолина-сырца
3. Завод листового стекла
4. Цех по выпуску стеклотары
5. Цех кальцинированной соды
В результате реализации данных проектов будет создано в общей сложности 1600 новых рабочих мест.
2.2 Анализ финансовых коэффициентов
Анализ коэффициентов ликвидности.
Традиционные методы оценки платежеспособности и финансовой устойчивости состоят в расчете коэффициентов, которые определяются на основе структуры баланса каждого конкретного предприятия. Рассчитанные коэффициенты затем сопоставляются с нормативными значениями, что и составляет заключительный акт оценки. Кроме того, делаются попытки оценивать уровень коэффициентов в баллах, и затем эти баллы суммировать находя таким образом рейтинг данной организации.[7]
Платежеспособность в международной практике означает достаточность ликвидных активов для погашения в любой момент всех своих краткосрочных обязательств перед кредиторами. Превышение ликвидных активов над обязательствами данного вида означает финансовую устойчивость.[8]
Таким образом, главный признак устойчивости – это наличие чистых ликвидных активов, определяемых как разность между всеми ликвидными активами и всеми краткосрочными обязательствами на тот или иной момент времени.
Для ее измерения рассчитывается три коэффициента ликвидности:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент общей ликвидности;
чистый оборотный капитал.
Каждый из четырех коэффициентов представляет собой отношение той или иной группы статей оборотных активов к той же величине – сумме статей пассива, выражающих краткосрочную задолженность организации на момент времени, или начало или конец отчетного периода.
Оценка ликвидности баланса в этом разделе проводится по методике, изложенной многими авторами.[9] Сущность данной методики заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Проводимый по изложенной методике анализ ликвидности баланса ТОО «Коктас - Актобе» является приближенным по той причине, что соответствие степени ликвидности активов и сроков погашения обязательств в пассиве намечено ориентировочно. Это обусловлено ограниченностью информации, так как исследование ограничивается внешним анализом публичной финансовой отчетности. Анализ проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние организации с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов, но более детальным, на наш взгляд, является анализ ликвидности при помощи финансовых коэффициентов.
Расчетные формулы коэффициентов ликвидности были приведены выше. Результаты расчета коэффициентов ликвидности по данным баланса ТОО «Коктас - Актобе» приведен в приложении 4.
Данные приложения 4 показывают положительную динамику показателей ликвидности баланса, кроме показателя абсолютной ликвидности. По этому показателю произошло снижение роста на 80% в течение анализируемого периода.
По международным стандартам оптимальное значение для общего показателя ликвидности должно быть больше «1» и лежать в диапазоне от «1» до «3». Поэтому, увеличение этого показателя в динамике свидетельствует об эффективной структуре капитала.
По мнению специалистов, значение коэффициента текущей ликвидности в оптимальном случае должно быть чуть больше «1», чтобы его значение попадало в интервал от «0,7» до «0,8». Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить в какой степени текущие активы организации покрывают ее обязательства. У анализируемой организации за отчетный период данный показатель увеличился на 0,89 пункта и к концу периода составил 1,56. Это свидетельствует о том, что организация располагает некоторым объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.
У анализируемой организации значение этого коэффициента на начало периода было близко к нормативному, но в конце отчетного периода оно увеличилось. Это положительная тенденция. На конец периода значение этого коэффициента говорит о том, что организация при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами сможет погасить 89% своей краткосрочной задолженности. Однако, следует иметь в виду, что достоверность выводов по результатам расчетов данного коэффициента в значительной степени зависит от качества дебиторской задолженности, сроков образования, финансового положения организации и другое, что можно выявить только по данным внутреннего учета.
Считается, что оптимальное значение коэффициента абсолютной ликвидности лежит в интервале от «0,2» до «0,3»; значение этого показателя по балансу ТОО «Коктас - Актобе» на начало периода – 0,1 значительно ниже оптимального значения показателя, а на конец анализируемого периода – 0,08, что значительно ниже оптимального значения и говорит о том, что за счет денежных средств, находящихся на балансе, организация может погасить лишь 8% своих краткосрочных обязательств.
Имеется значительный излишек чистого оборотного капитала. Это свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.
Значения коэффициентов у ТОО «Коктас - Актобе» свидетельствуют о неэффективном управлении капиталом и говорит о неудовлетворительности структуры баланса организации.
Анализ показателей деловой активности
Финансовые показатели (коэффициенты) представляют собой относительные показатели финансового состояния организации.
Для анализа финансового состояния ТОО «Коктас - Актобе» считается целесообразным рассчитать, сравнить с базисными значениями и посмотреть динамику изменения показателей деловой активности.
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения организации, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность организации. Кроме того, увеличение скорости оборота отражает повышение производственно-технического потенциала организации.
Вопрос о количестве показателей необходимых для характеристики деловой активности организации также является спорным.
Некоторые экономисты для оценки деловой активности организации предлагают использовать 15-16 показателей.[10]
При проведении анализа ТОО «Коктас - Актобе» мы будем использовать следующие показатели:
Оборачиваемость активов;
Оборачиваемость дебиторской задолженности;
Оборачиваемость кредиторской задолженности;
Оборачиваемость материально-производственных запасов;
Длительность операционного цикла в днях.
Этих показателей будет вполне достаточно, чтобы дать объективную оценку деловой активности ТОО «Коктас - Актобе». Расчет данных коэффициентов приведен в Приложении 5.
Как видно из Приложения 5, имеет место положительная динамика показателей деловой активности на конец периода по сравнению с началом периода.
1. Коэффициент оборачиваемости активов организации, отражающий скорость оборота всего капитала или эффективность всех имеющихся ресурсов, за изучаемый период увеличился на 9,52% (0,06 пункта) и составил на конец периода 0,69 (раза). Это свидетельствует о том, что в организации стал быстрее совершаться полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности организации за анализируемый период увеличился на 15,62% (0,5 пункта) и составил 3,7 (раза), что свидетельствует об ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности, превращающейся в денежные средства.
Этот вывод подтверждается также ускорением к концу периода оборачиваемости дебиторской задолженности на 16 дней.
3. Значение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности на конец периода равное 9,8 против 5,6 на начало периода, свидетельствует о том, что произошло сокращение среднего срока возврата долгов организации по своим текущим обязательствам.
4. За анализируемый период произошло также увеличение на 75% (4,2 пункта) коэффициента оборачиваемости материально – производственных запасов и на конец периода он составил 9,8 (раз). Таким образом, этот коэффициент показывает, что 87 дней требуется для продажи материально-производственных запасов.
5. За анализируемый период произошло сокращение общего времени, в течение которого требуется в среднем 203 дней для производства и оплаты продукции предприятия.. Об этом свидетельствует сокращение продолжительности операционного цикла на 36 дней или 16,28%. Это произошло за счет сокращения времени оборачиваемости дебиторской задолженности и материально-производственных запасов.
Анализ показателей рентабельности
Большой интерес для анализа финансового состояния организации имеют показатели рентабельности. Они показывают насколько прибыльна деятельность хозяйствующего субъекта.
Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового анализа являются следующие показатели:
рентабельность активов;
рентабельность реализации (продаж);
рентабельность собственного капитала.
Именно эти показатели использованы при анализе. Расчетные формулы показателей и результаты их расчета приведены в Приложении 6.
Данные Приложения 6 свидетельствуют о снижении показателей рентабельности организации к концу анализируемого периода.
Уменьшение показателя рентабельности активов свидетельствует о снижении конкурентоспособности организации и говорит о необходимости сокращения затратной части баланса (уровня запасов), необходимости поддержания точной маркетинговой политики и показателей деловой активности.
Показатель рентабельности продаж снизился за анализируемый период на 85,33% (0,19 пункта) и составил на конец периода -0,16%. Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен и снижения затрат. Значение этого показателя на конец периода говорит о том, что убыток составляет -0,16 на 1 тенге выручки (валового дохода) от реализации в ценах организации (оборота).
В рассматриваемом периоде произошло снижение показателя рентабельности собственного капитала и на конец периода его значение составило -0,18% против -0,16% на начало периода. Это говорит о неэффективном использовании капитала организации.
Снижение показателя рентабельности основной деятельности произошло в основном под влиянием снижения уровня рентабельности продаж.
Подводя итог всему изложенному в этой главе работы можно сделать следующие выводы:
1. Анализ общей динамики и структуры статей бухгалтерского баланса ТОО «Коктас - Актобе» дает неудовлетворительную оценку баланса организации, об этом свидетельствуют следующие факты:
Произошло уменьшение валюты баланса организации при одновременном абсолютном и относительном сокращении наиболее ликвидных активов (денежных средств) организации;
В составе имущества организации произошло значительное снижение мобильных (оборотных) средств. Это обусловлено отставанием темпов прироста мобильных активов по сравнению с темпами прироста иммобилизованных активов, что определяет тенденцию к замедлению оборачиваемости всей совокупности активов организации и создает неблагоприятные условия для финансовой деятельности организации.
2. Анализ показателей ликвидности показал, что способность организации расплатиться по своим краткосрочным обязательствам стабильна. Международные стандарты оптимальных значений коэффициентов ликвидности ниже, чем полученные для ТОО «Коктас - Актобе».
3. Анализ показателей деловой активности, свидетельствовал о положительной динамике коэффициентов деловой активности: увеличилась оборачиваемость активов, дебиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов в днях сократилась – все это говорит о том, что в организации ведется работа по повышению эффективности использования ресурсов.
4. Анализ показателей рентабельности свидетельствует об отрицательной динамике этих важнейших показателей. Снижение показателей рентабельности и, прежде всего, показателя рентабельности активов свидетельствует о снижении конкурентоспособности организации и говорит о необходимости сохранять контроль по сокращению затратной части баланса, необходимости поддержания точной маркетинговой политики и показателей деловой активности.
Таким образом, практически все показатели экономической эффективности, рассчитанные по данным годового отчета за 2008 годы имеет отрицательную динамику, хотя, значения некоторых из них иногда свидетельствуют и о положительных моментах в деятельности ТОО «Коктас - Актобе». Приведем некоторые из них:
1. Увеличение иммобилизованных средств организации, которое произошло в следствии увеличения стоимости основных средств и прироста стоимости нематериальных активов. Увеличение стоимости основных средств подтверждает проведение последовательной политики руководства ТОО «Коктас - Актобе» на техническое перевооружение. Увеличение стоимости нематериальных активов характеризует избранную организацией стратегию как инновационную, так как она вкладывает средства в патенты, лицензии и другую интеллектуальную собственность.
2. Улучшение состояния расчетов организации с покупателями и заказчиками, сокращение среднего срока погашения дебиторской задолженности.
2.3 Оценка финансового состояния ТОО «Коктас – Актобе»
Анализируемый период в деятельности ТОО «Коктас - Актобе» можно охарактеризовать периодом стабильности на начало и на конец периода за 2008 г.
В абсолютном выражении наблюдается увеличение показателей, характеризующих имущественное положение общества за 2008 год деятельности. Темпы роста на протяжении одного года существенно не менялись. Сохранилась и внутренняя структура активов баланса, преобладающую долю в них занимают внеоборотные средства. Пассив характеризуется большим объемом заемных источников финансирования, в том числе отсутствием привлеченного долгосрочного кредита.
Большинство показателей деятельности, рассчитанных коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость выше нормы, а ликвидность, не соответствуют нормативным значениям. В ходе анализа выявлено, что финансовое состояние организации в 2008 году отличается текущей платежеспособностью. Однако рассчитанные показатели оборачиваемости и рентабельности свидетельствуют о достаточно эффективном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов.
По мнению ряда авторов, устойчивостью, ликвидностью и платежеспособностью организации можно с успехом управлять. Поэтому построение прогнозной финансовой отчетности на сегодня является достаточно актуальной процедурой. В данной отчетности считается необходимым учет и прогнозирование возможных факторов восстановления (утраты) платежеспособности. Необходимо сказать, что в современных условиях нестабильного и не достаточно развитого рынка построение прогнозной отчетности и рассчитываемых на ее базе обобщающих показателей эффективности является достаточно распространенной, а в крупных компаниях – обязательной процедурой аналитической работы. Прогнозирование возможности утраты ТОО «Коктас - Актобе» платежеспособности возможно путем составления прогнозного баланса или путем сопоставления прогнозируемых источников покрытия запасов и затрат.
Чтобы определить факторы улучшения финансового состояния ТОО «Коктас - Актобе», необходимо обратиться к алгоритму расчета показателей ликвидности и платежеспособности. Данный алгоритм свидетельствует о том, что рост показателей ликвидности возможен при сокращении обязательств компании или за счет опережающего роста оборотных средств – текущих или срочных активов. Но уменьшение кредиторской задолженности сопровождается снижением активов, а именно оборотных средств, в которые они вложены. Следовательно, наиболее приемлемый метод восстановления и повышения платежеспособности - это увеличение оборотных средств с одновременным увеличением статьи баланса «доход». Можно сделать вывод, что наиболее реальным путем восстановления платежеспособности является получение в прогнозируемом периоде дохода в размере, необходимом для обеспечения двукратного превышения оборотных активов над краткосрочными пассивами.
Существуют и другие способы восстановления платежеспособности. Но реализация некоторых из них носит более нежелательный характер, так как связана с уменьшением имущества или негативными изменениями в его структуре. Например, продажа части основных средств кредиторам, как способ расчета по текущим обязательствам. Возможно также получение финансовой поддержки, в том числе за счет средств бюджета.
Глава 3. Пути совершенствования и повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современности.
3.1 Финансовая стратегия предприятия, ее роль и задачи в достижении финансовой устойчивости предприятия
Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижение, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.[11]
Разработка финансовой стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:
1. Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.
2. Она позволяет реально оценить финансовые возможности предприятия, обеспечить максимальное использования его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.
3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессов динамических изменений факторов внешней среды.
4. Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития не контролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.
5. Она отражает сравнительные преимущества предприятия в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами.
6. Наличие финансовой стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, четкого и оперативного управления финансовой деятельности предприятия.
7. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых управленческих решениях предприятия.
8. В системе финансовой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.
9. Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.
Разработка основных элементов стратегического набора в сфере финансовой деятельности предприятия базируется на результатах стратегического анализа.
Стратегический финансовый анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на результативность осуществления финансовой деятельности предприятия с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.
Конечным продуктом стратегического финансового анализа является модель стратегической финансовой позиции предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер (направлений) финансовой деятельности.
Основу проведения стратегического анализа составляет изучение влияния на хозяйственную деятельность предприятия отдельных факторов и условий среды его функционирования. С учетом содержания направлений и объектов стратегического финансового анализа предметом его изучения является финансовая среда функционирования предприятия. Под финансовой средой функционирования предприятия понимается система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности.
В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды его функционирования следует выделять отдельные виды:
1. внешнюю финансовую среду непрямого влияния;
2. внешнюю финансовую среду непосредственного влияния;
3. внутреннюю финансовую среду.
Внешняя финансовая среда непрямого влияния характеризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности. В формировании условий внешне финансовой среды непрямого влияния существенную роль играет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.
Внешняя финансовая среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с такими контрагентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении.
Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый результат потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде.
Содержание каждого из этих методов рассматривается далее. Стратегический финансовый анализ осуществляется в такой последовательности:
на первом этапе проводится анализ внешней финансовой среды непрямого влияния;;
на втором этапе – анализ внешней финансовой среды непосредственного влияния;
на третьем – анализ внутренней финансовой среды;
на четвертом этапе осуществляется комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.
Анализ факторов внешней финансовой среды непрямого влияния базируется на основном методе стратегического анализа – SWOT-анализе. Этот простой в использовании метод позволяет быстро оценить стратегическую финансовую позицию предприятия в основных ее контурах. В процессе анализа факторов финансовой среды этого вида выявляются внешние благоприятные возможности и угрозы для финансового развития предприятия, которые генерируются на макроуровне. К благоприятным относятся такие возможности, которые обеспечивают возрастание рыночной стоимости предприятия в процессе его стратегического финансового развития, а к угрозам – соответственно препятствия на пути этого возрастания.
Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней среды непрямого влияния по отдельным признакам.
В стратегическом финансовом анализе в этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (эта система концентрирует стратегический анализ только на факторах макруровня). Группы таких факторов разделяют макросреду функционирования предприятия на следующие четыре ее разновидности, характеризуемые аббревиатурой PEST:
Р – политико-правовая среда (political and legal environment);
E – экономическая среда (economic environment);
S – социокультурная среда (sociocultural environment);
T – технологическая среда (technological environment).
В последние годы развитие получает SWN-анализ, используемый исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия. Аббревиатура SWN отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору:
S – сильная позиция (strength position);
N – нейтральная сторона (neutral position);
W – слабая позиция (weakness position).
Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции принимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факторов внутренней финансовой среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SWN-анализа, дополняется при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней финансовой среды составляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.
Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия интегрирует результаты анализа всех видов финансовой среды функционирования предприятия. Осуществление такой оценки позволяет:
1. четко идентифицировать основные особенности осуществления финансовой деятельности на данном предприятии, определить его «финансовое лицо»;
2. оценить достигнутые результаты управления финансовой деятельности предприятия;
3. выявить проблемные зоны в финансовом развитии предприятия и системе управления его финансовой деятельностью;
4. объективно оценить возможности предстоящего финансового развития предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды;
5. зафиксировать стартовые позиции стратегических финансовых инициатив предприятия.
Модель стратегической финансовой позиции предприятия базируется на результатах оценки отдельных факторов в процессе SWOT-анализа и SWN-анализа. В этой модели должны быть представлены все сегменты каждой из доминантных сфер финансового развития предприятия. Для интеграции оценок по доминанте в целом факторам отдельных сегментов может быть присвоен соответствующий «вес». Факторы каждого сегмента располагаются по степени их влияния на предстоящее финансовое развитие6 предприятия.
С учетом возможностей стратегической финансовой позиции предприятия осуществляется формулировка стратегических финансовых целей и обоснование соответствующих стратегических решений.
3.2 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности современного предприятия
Наличие неустойчивого финансового состояния означает, что существуют причины, мешающие более эффективному развитию ТОО «Коктас - Актобе».
Причины, мешающие дальнейшему развитию организации, косвенно или прямо влияют на финансовое состояние организации. В зависимости от возможности влияния, причины можно разделить на две группы – независимые и зависимые от воли руководства и специалистов организации.
К первой группе причин можно отнести, например, такие факторы: инфляция, экономически необоснованная политика сдерживания цен на нерудные материалы при систематическом росте затрат на их производство, изменение ценовой конъюнктуры на рынке интересующих товаров /сырья/, прямое или косвенное повышение налоговых ставок – все это самым непосредственным образом повлияло на финансовое состояние организации, причем в сторону его ухудшения.
Ко второй группе причин можно отнести следующие причины:
1. Существенный рост различных составляющих затрат деятельности организации, т.е. – общехозяйственных затрат, коммерческих расходов, издержек обращения, себестоимости готовой продукции;
2. Стремление организации за счет вложений в производственные запасы защитить денежные средства от обесценения под воздействием инфляции, вследствие этого значительная часть активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность невысока;
3. Неудовлетворительная точность планирования финансовых ресурсов и результатов деятельности из-за несовершенства процедуры планирования, распределения обязанностей и ответственности и вследствие этого:
4. Неэффективное использование имеющегося капитала.
Каждая из этих причин может стать предметом дополнительного и кропотливого исследования, каждая из них может быть полностью или частично преодолена благодаря проведению системы мероприятий организационного, технического и технологического плана.
Руководству организации можно дать такие рекомендации:
1. Рекомендуется углубить анализ состава и структуры материальных оборотных средств, причем основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элементов текущих активов, как сырье, материалы и другие аналогичные ценности, готовая продукция и товары для перепродажи. Увеличение запасов ведет к чрезмерному оттоку денежных средств, возникающему в связи с владением запасами – расходы по хранению, перемещению запасов. Поэтому финансово-экономическим службам организации следует уделить этому серьезное внимание.
2. Так как в организации наблюдается тенденция к росту запасов, необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в конечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и к ухудшению финансового состояния.
3. Финансово-экономическим службам организации необходимо продолжить работу по анализу и инвентаризации расчетов с дебиторами. Период нахождения средств в расчетах можно сократить при предоставлении покупателям авансов. Можно также установить определенные условия кредитования дебиторов, например:
Покупатель получает скидку 5-10% в случае покупки товара на крупную сумму денег;
Покупатель должен оплатить полную стоимость в момент заключения договора о купле-продаже;
В случае неуплаты в течение 10 дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.
Сокращение срока расчетов покупателей позволит организации свободно использовать в обороте дополнительные средства, полученные в результате притока денежных средств за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
4. С целью достижения приемлемого уровня показателей рентабельности необходимо сокращать объем затрат на всех стадиях операционной деятельности организации, особое внимание следует уделять сокращению постоянных затрат.
5. Рассмотреть вопрос об эффективном использовании имеющегося собственного капитала и увеличении доли источников собственных средств в оборотных активах организации.
Заключение
Итак, одним из важнейших условий успешного управления финансами организации является анализ ее финансового состояния.
Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его имущества и финансовых ресурсов.
Как было отмечено в первой главе, существует много методов проведения анализа финансового состояния организации. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно также может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. В наше время единственным критерием для производства эффективной и востребованной выпускаемой продукции является конкурентоспособность.
Вторая глава посвящена анализу конкретной организации – ТОО «Коктас – Актобе», которая является многоотраслевой компании. Более подробная информация характеристики объекта приведена в первом пункте второй главы работы. Непосредственно сам анализ финансового состояния ТОО «Коктас – Актобе» включает: анализ ликвидности, деловой активности, рентабельности и оценки финансового состояния.
В результате проведенной работы финансовое состояние ТОО «Коктас – Актобе» определено как стабильное, характеризующееся независимостью от кредиторов, присутствием текущей ликвидности баланса при условии достаточно неэффективного использования имеющихся ресурсов. Большинство показателей, коэффициентов отвечают нормативным значениям, выявлено снижение коэффициентов рентабельности.
Что касается улучшения финансового состояния ТОО «Коктас – Актобе», то необходимо, в первую очередь, осуществлять работу в направлении увеличения оборотных средств.
В целом же состояние любой организации характеризуется конечным финансовым результатом ее деятельности. При условии получения прибыли в дальнейшие периоды деятельности, а соответственно, при наличии возможности расчетов по обязательствам с сохранением оптимальной структуры активов, финансовое состояние общества будет улучшаться.
Поэтому можно предпринять несколько ближайших мероприятий для улучшения финансового состояния:
1. Провести инвентаризацию запасов для выявления низколиквидных и принятия мер к их реализации.
2. Необходимо добиваться снижения затрат. Для этого нужно проверить оправданность затрат на аренду, рекламу и т.д., а также оценить эффективность применяемой в работе с покупателями системы скидок.
3. Наладить четкий контроль за уровнем дебиторской задолженности. Составить график поступления платежей и добиваться его строгого выполнения. Отменить скидки покупателям, допустившим просрочку платежа. Вместе с тем, ввести скидки за раннюю оплату.
4. Провести маркетинговое исследование ценовой и ассортиментной политики основных конкурентов для выявления возможностей расширения рынка сбыта, а также возможностей более гибкого ценообразования.
Список использованной литературы
Нормативно – законодательные материалы:
1. Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. №2732. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (внесены изменения Законами РК от 11.07.97 г. № 154-1; от 16.07.99 г. № 436-1; от 24.12.01г. № 276-II; от 24.06.02 г. № 329- II; от 10.07.03 г. № 483- II; от 28.02.07 №234);
2. Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 г. № 415-II «Об акционерных обществах» (внесены изменения Законами РК 1998 г., № 17-18, ст. 223; 1999 г., № 20, ст. 727; № 24, ст. 1072; 2001 г., № 23, ст. 321; 2002 г., № 10, ст. 102; 07.08.07 г);
3. Проект Концепции развития отрасли бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 2007 – 2009 годы. Утвержденный распоряжением Премьер - Министра Республики Казахстан от 9 августа 2006 года № 223-р.
Учебная литература:
4. Абленов Д.Л. Аудит: теория и практика. – Алматы: Экономика, 2005;
5. Артеменко В.Г., Белиндер М.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис» НГАЭиУ, 1999;
6. АртеменкоВ.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: «ДИС», 1999.
7. Баймуратов У. Финансы Казахстана. – Алмата: Экономика, 2005;
8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев: в 2-х томах, 2004;
9. Бородина Е.И. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. Учебное пособие. – М.: Юнити, 1995;
10. Бригхем Ю.Ф. Финансовый менеджмент. Сокр. перевод с англ. – 5-е издание – М.: РАТС: ОАО «Экономика», 2003;
11. Захаров А.Н., Зокин А.А.. Бизнес и банки N 001-002 стр. 1-5 от 09.01.2004;
12. Ильясов К.К., Мельников В.Б. Финансы. – Алмата: Экономика, 2001;
13. Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – Алмата: Экономика, 2008;
14. Калдыбаев о., Темирбаев А. Экономика предприятия (фирмы): Алмата, Санат, 1994;
15. Ковалев В.В. Финансовое управление капиталом. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005;
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 1997;
17. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки. – М.: «ДИС», 1997.
18. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент : Учебное пособие – 2-е издание, перераб. и доп. – М: «Дело и Сервис», 2001;
19. Масалов А.П. Принципы бухгалтерского учета. Учебное пособие. – Актобе: АУ «Дуние», 2003;
20. Родостовец В.В., Шмидт О.И. Организация бухгалтерского учета на предприятиях. – Алмата: 2004;
21. Финансовый менеджмент. Под ред. В.С. Золотарева 12-е издание перераб. и доп. Серия «Учеьники и учебное пособие». – Ростов н/Д: «Феникс», 2000;
22. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. Г.В. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005;
23. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник под ред. Е.С. Стояновой – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2005;
24. Челакбай А.Д., Хамитов Н.Н., Такабаев М.К., Рахманкулов С. Методика оценки финансового состояния предприятия – ссудозаемщика и расчета его текущего рейтинга. – Алмата: Экономика, 2000;
25. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: «ИНФРА-М», 1998.
26. Ювица Н.В. Система управления промышленными предприятиями в условиях рынка. – Актобе: АУ им. С.Баишева, 2001;
27. Ювица Н.В. Финансовый менеджмент. – А., 2008;
28. www.akorda.kz
29. www.zakon.kz.
31
[1] Крейнина М.Н. Финансовй менеджет. – Москва: «Дело и Сервис», 2001. –с. 74;
[2] Крейнина М.Н. Финансовй менеджет. – Москва: «Дело и Сервис», 2001;
[3] Закон РК О бухгалтерском учете и финансовой отчетности от 28 февраля 2007 №234;
[4] Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы. – Алматы: Экономика, 2008. стр. - 311;
[5] Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы. – Алматы: Экономика, 2008. стр. - 313;
[6] А.Н. Захаров, А.А. Зокин. Бизнес и банки N 001-002 стр. 1-5 от 09.01.2004
[7] Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки. – М.: «ДИС», 1997.
[8] АртеменкоВ.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: «ДИС», 1999.
[9] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: «ИНФРА-М», 1998.
[10] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 1997;
[11] Кадерова Н.Н. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – Алмата: Экономика, 2008. –с.330