Оценка бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение обоснованной рыночной стоимости предприятия тремя подходами: затратным, доходным и сравнительным, а также умение пользоваться различными методами в рамках этих подходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие «бизнеса»;
характеризовать подходы и методы оценки бизнеса;
оценить бизнес затратным методом;
согласовать результаты оценки ООО «Хлебозавод Юг Руси»;
оценить бизнес доходным методом.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологические особенности оценки бизнеса
Понятие бизнеса
Общая характеристика подходов и методов оценки бизнеса
Глава 2. Оценка бизнеса
2.1 Оценка бизнеса затратным методом
2.2 Оценка бизнеса доходным методом
2.3 Согласование результатов оценки ООО «Хлебозавод Юг Руси»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оценка бизнеса.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Методологические особенности оценки бизнеса

    1. Понятие бизнеса
    2. Общая характеристика подходов и методов оценки бизнеса

Глава 2. Оценка бизнеса

2.1 Оценка бизнеса затратным методом

2.2 Оценка бизнеса доходным методом

2.3 Согласование результатов оценки ООО «Хлебозавод Юг Руси»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества сформировали потребность в новой услуге - оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала. Капитал предприятия - товар уникальный и сложный по составу, его природу в значительной мере определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития. Оценка стоимости предприятий необходима при заключении сделок по купле-продаже предприятий, кредитованию под залог, передаче имущества предприятий в аренду или лизинг, переоценке основных фондов предприятий, слиянии и поглощении предприятий, оценке доли собственника в уставном капитале и ряде других случаев. Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия.

Процесс оценки бизнеса  предприятий служит основанием для выработки их стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит бизнесу максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену.

Объектом оценки является стоимость действующего функционирующего предприятия с его имущественным комплексом, вещественными правами, с подобранным и обученным персоналом, с уровнем организации производства, труда и управления.

Целью данной курсовой работы является определение обоснованной рыночной стоимости предприятия тремя подходами: затратным, доходным и сравнительным, а также умение пользоваться различными методами в рамках этих подходов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие «бизнеса»;
  • характеризовать подходы и методы оценки бизнеса;
  • оценить бизнес затратным методом;
  • согласовать результаты оценки ООО «Хлебозавод Юг Руси»;
  • оценить бизнес доходным методом.

Объектом оценки является стоимость действующего функционирующего предприятия ООО «Хлебозавод Юг Руси» с его имущественным комплексом, вещественными правами, с подобранным и обученным персоналом, с уровнем организации производства, труда и управления, с имиджем предприятия в деловых кругах и его деловой репутации и другими факторами.

В последнее время  актуальность темы оценки бизнеса постоянно возрастает. Развитие рынка во всем его многообразии способствовало тому, что вопрос о том, сколько может стоить компания, предприятие, отдельный бизнес или его часть, перешел в сугубо практическую плоскость.

Оценка бизнеса необходима не только для проведения сделок купли-продажи или расчета его залоговой стоимости, но и для определения эффективности принятия управленческих решений, основным критерием выбора которых является увеличение стоимости компании.

 

Глава 1. Методологические особенности оценки бизнеса

 

    1. Понятие бизнеса

 

Для того, чтобы открыть любое дело в сфере бизнеса, необходимо определиться, что же собой представляет понятие бизнеса. Бизнес – это определенный вид деятельности, который осуществляют как юридические лица, так и физические лица, с одной единственной целью - получить финансовую прибыль. Подобный вид деятельности, осуществляется целиком и полностью на страх и риск предпринимателя. Тот, кто занимается бизнесом, должен отдавать себе отчет в том, что это очень сложный инструмент для заработка, особенно на начальном этапе становления. Нужно иметь стартовый капитал, чтобы приобрести все необходимое, что будет служить основой для становления своего дела, а он есть не у всех. Занятие бизнесом может привести не только к отсутствию прибыли, но и к потере всех вложений, поэтому каждый должен быть готов все потерять, для того чтобы рано или поздно начать зарабатывать.

Признаки бизнеса:

- ориентация на получение прибыли,

- обоснованный риск,

- новаторство(поиск новых решений),

- ответственность,

- экономическая самостоятельность.

Субъектами по юридическому определению  являются носители ответственности  и прав. Соответственно субъекты бизнеса  представляют собой следующие группы людей:

- в первую очередь - это предприниматели,  которые имеют право на свой страх и риск открывать любую предпринимательскую деятельность, неся при этом ответственность в юридическом и экономическом планах

- следующим субъектом бизнеса  являются всевозможные ассоциации  предпринимателей или предпринимательские коллективы

- в субъекты бизнеса входят  потребители товаров или услуг,  которые им предлагают предприниматели

- полноправными субъектами предпринимательской  деятельности являются работники,  которые работают наемным способом

- в некоторых случаях субъектами бизнес отношений могут быть государственные структуры и служащие государственных органов.

Основной отличительной характеристикой  предпринимательской деятельности является то, что в современном  обществе бизнесмен берется за любую  сферу деятельности, в которой клиент или потребитель готов платить. Продуктом предпринимательской деятельности могут выступать любые товары или услуги. Для того чтобы реализовать потребителю какой-либо товар, предприниматель должен его иметь. Для этого есть несколько способов – предприниматель может его купить в другом месте, произвести самостоятельно или получить определенным образом.

Любая предпринимательская деятельность может быть разделена на две большие  области – на производственную сферу  и на сферу услуг. В производственной сфере в процессе производства получают определенное материально-вещественное благо, другими словами, товар. Товары являются объектами купли-продажи. Производственная предпринимательская деятельность может быть добывающей, обрабатывающей, строительной или сектором сельского хозяйства. Самой крупной отраслью производственной сферы является обрабатывающая промышленность. В этой сфере деятельности из разнообразных видов сырья получают всевозможные предметы потребления путем переработки различными способами. Обычно в обрабатывающем производстве успеха достигают крупные фирмы, но и малым предприятиям найдется достойное место в области переработки различного сырья. Малые фирмы могут являться поставщиками сырья или комплектующих для более крупных предприятий.

Сельское хозяйство, в свою очередь, относится к сырьевому производству, которое поставляет необходимое сырье для предприятий перерабатывающего производства.

Помимо производства и потребления товаров, субъекты бизнеса нуждаются в оказании огромного рынка услуг. Услуги, прежде всего, необходимы для доведения полученного товара до потребителя. Готовую продукцию нужно не только выпустить, но и упаковать, перевезти, а также продать. Услуги нужны для улучшения конечного результата производства, они не способны создавать новые товары, но могут улучшить некоторые качества и свойства уже имеющихся товаров.

 

1.2 Общая характеристика  подходов и методов оценки бизнеса

 

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Основными факторами, которые  влияют на оценку стоимости предприятия (бизнеса) это время и риск. Время  получения дохода или до получения  дохода измеряется интервалами или  периодами. Интервал или период, может  быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году. Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов необходима в условиях рыночной экономики. Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск - вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют разные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым.

Результатом произведенной  оценки, как правило, является рассчитанная величина рыночной стоимости или  ее модификации. Рыночная стоимость - это  «наиболее вероятная цена, по которой  данный объект оценки (предприятие) может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оцениваемого субъекта. Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны - потребители их услуг, заказчики. В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов, от граждан.

Объектом стоимостной  оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются  не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен  его владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.

Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях:

- повышения эффективности текущего управления предприятием;

- принятия обоснованного инвестиционного решения;

- купли-продажи предприятия;

- установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;

- реструктуризации предприятия;  разработки плана развития предприятия;

- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

- страхования; налогообложения.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) осуществляется в соответствии с определенными принципами. Таких  принципов выделяется три группы: принципы, основанные на представлениях собственника (полезности, ожидания); принципы, связанные с эксплуатацией собственности (доходности, вклада, предельной производительности, сбалансированности, пропорциональности); принципы, обусловленные действием рыночной среды (соотношение спроса и предложения, соответствия, регрессии, прогрессии, конкуренции, зависимости от внешней среды, изменения стоимости, экономического разделения, наилучшего и наиболее эффективного использования).

Принципы оценки должны отражать основные закономерности поведения  субъектов рыночной экономики - в данном случае предприятий. Но в реальной жизни они отражают тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного поведения.

В зависимости от факторов стоимости методы (подходы) оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый из подходов позволяет «уловить» определенные факторы стоимости.

Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. Доходный подход является общепринятым подходом к оценке рыночной стоимости предприятия (бизнеса), доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов в стоимость. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания. Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости объекта, полученной другими подходами. Определение рыночной стоимости предприятия (бизнеса) с позиции доходного подхода основано на предположении - что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес больше, чем текущая стоимость будущих доходов, получаемых в результате его функционирования (иными словами, покупатель приобретает право получения будущих доходов от владения предприятием). Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Считается, что в результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов. Подход с точки зрения дохода - это процедура оценки стоимости предприятия, исходя из того что стоимость бизнеса непосредственно связана с текущей стоимостью будущих чистых доходов, которые принесет этот бизнес. Текущая стоимость суммы будущих доходов служит ориентиром того, сколь много готов заплатить за оцениваемое предприятие потенциальный инвестор.

Информация о работе Оценка бизнеса