Менеджмент и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из самых существенных факторов внешней среды предприятия является деятельность государства как регулятора рыночной экономики; в частности, как регулятора финансов предприятия. В существующих условиях рыночной экономики крайне важно найти подходы и приоритеты в управлении финансами организаций, адекватными условиям внешней среды, и связанными с ними возможностями и задачами. В неспокойные времена первейшая задача управления – обеспечить способность организации к выживанию, ее структурную прочность и надежность, ее способность пережить удар, приспособиться к внезапной перемене и воспользоваться новыми возможностями.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый менеджмент на уровне государства 4
2. Государство как регулятор финансов предприятий 5
3. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления 8
Заключение 13
Расчетное задание 1 (для нечетных вариантов). Операционный рычаг 14
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

10329 -финансовый менеджмент Шифр 07 вопрос 07 задание 1.doc

— 297.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

7.  Менеджмент  и   государственное  регулирование финансовой  деятельности предприятия

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из самых существенных факторов внешней среды предприятия является деятельность государства как регулятора рыночной экономики; в частности, как регулятора финансов предприятия.

В существующих условиях рыночной экономики крайне важно найти подходы и приоритеты в управлении финансами организаций, адекватными условиям внешней среды, и связанными с ними возможностями и задачами. В неспокойные времена первейшая задача управления – обеспечить способность организации к выживанию, ее структурную прочность и надежность, ее способность пережить удар, приспособиться к внезапной перемене и воспользоваться новыми возможностями.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов предприятий, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития как предприятия, так и общественного производства.

  Целью настоящей работы является выявление влияния государства как регулятора финансов предприятия.

1. Финансовый менеджмент на уровне государства

В любом государстве  распределение и перераспределение  валового общественного совокупного  продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Понятие  «финансы» происходит от фр. finance — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно  связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Наглядным примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из указанных областей и другим негативным явлениям. Поправить существующее положение возможно, только направив на развитие этих областей необходимое, достаточное количество денежных средств.

Финансы государства, как писал A.M. Бирман, это система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что начинает лихорадить систему в целом. Так, в современных условиях становления рынка при существующем большом бюджетном дефиците (недостатке доходов в бюджетной системе) сокращается бюджетное финансирование, растут неплатежи, увеличивается инфляция, падает курс рубля и т.д. Это отрицательно сказывается на жизни общества. Совершенствование финансовой системы в целом поможет выходу из кризиса1.

К централизованным фондам денежных средств или централизованным финансам относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся прежде всего все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование — имущественное и личное, кредит (государственный и банковский).

К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы  предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

В связи с переходом  к рыночной экономике очень важно  понять роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному.

 

2. Государство как регулятор финансов предприятий

Можно выделить следующие  элементы  управления финансами  и влияния государства и финансы предприятия:

-финансовое планирование, назначение которого сводится  к разработке системы финансовых  планов экономического и социального  развития страны, регионов и отдельных  хозяйствующих субъектов и соответствующих  финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

-прогнозирование, имеющее  концептуальное значение, так как  на его основе разрабатываются  и формируются возможные сценарии  формирования финансовых ресурсов  страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

-финансовое регулирование,  направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

-финансовый контроль, сущность которого сводится к  обеспечению выполнения всеми  хозяйствующими субъектами законодательно-правовых  норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

-финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

- система методов мобилизации  финансовых ресурсов, обеспечивающая  совершенствование и развитие  рациональных форм изъятия части  доходов, получаемых субъектами  экономики для реализации целей государства.

Если финансы предприятий  федеральной и муниципальной  форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. В частности, французский ученый П.М. Годме писал: «…Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Он показал отличие частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему2:

  • государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;
  • государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;
  • частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, — это средства осуществления так называемого общего интереса;
  • размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. «Этих различий, — писал П.М. Годме, — вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается от последних».

Однако во взаимоотношении  этих фондов с государственными централизованными и децентрализованными фондами денежных средств осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством, экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и их связи между собой.

Если учитывать, что  финансы связаны с денежной системой, порождением которой они в свою очередь являются, то связь между всеми финансами государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится еще более ясной.

Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. Расходы могут превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники доходов для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с бюджетным дефицитом. Именно финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

3. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность . Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности. Среди основных принципов можно выделить следующие3:

  • Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.
  • Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
  • Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
  • Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет. «Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления"4

Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

Местные бюджеты могут формироваться из трех основных источников5:

1) государственных средств, передаваемых  органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

2)  собственных средств муниципального  образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и тому  подобное)

  1.   заемные средства или муниципальный кредит.

   Соотношение этих трех  основных источников в структуре  местных бюджетов определяет  самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности6

Эффективность местного самоуправления, во многом, зависит  от того, какие ресурсы получают в свое распоряжение местные органы. Большинство из 13,5 тысяч муниципальных  образований не имеют самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а, значит, не располагает действенными возможностями по осуществлению своих полномочий.

Проблема неэффективности  системы местного самоуправления в России, во многом, связана с отсутствием финансовой самодостаточности на местном уровне. Реформу финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления целесообразно встроить в комплексный процесс реформирования межбюджетных отношений на всех уровнях.

Информация о работе Менеджмент и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия