Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:30, курс лекций

Описание работы

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.
1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
2. Функции финансового менеджмента.

Работа содержит 1 файл

лекции по фин.менед-ту.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

  - Предпринимательский риск связан  с конкретным бизнесом предприятия,  гибкостью экономической стратегии,  позволяющей нивелировать отрицательное влияние высокого уровня условно-постоянных затрат и использовать его как рычаг для приращения прибыли от продаж.

  - Финансовый риск опирается на  структуру капитала и связан  с неустойчивостью финансовых  условий кредитования, колебаниями  экономической рентабельности, возникающими желаниями владельцев предприятия на использование (выплату) всей ЧП на дивиденды, а также зачастую финансовый риск обусловлен условиями налогообложения предприятия. 
Предпринимательский и финансовый риск взаимосвязаны между собой, и в результате каждый из них воздействует на прибыль предприятия, то есть прибыль формируется как под воздействием структуры затрат производственного характера, так и под воздействием структуры затрат, возникающих в связи с финансированием деятельности. Поэтому производственный и финансовый риски мультиплицируются и формируют совокупный риск предприятия.

  Совокупный  риск – риск, связанный с возможным  недостатком средств, необходимых  для покрытия текущих расходов и  расходов по обслуживанию внешних источников финансирования.

  Уровень совокупного риска показывает, на сколько % изменится ЧП предприятия  на 1 акцию при изменении объема продаж на 1%. 

  Тема: Управление оборотными активами

   
1. Политика предприятия в области  оборотного капитала 
2. Управление денежными средствами и их эквивалентами 
3. Управление дебиторской задолженностью 
4. Управление запасами      
 
1. Политика предприятия в области оборотного капитала

  При формировании политики управления предприятием существует следующая классификация  оборотных активов: 1) с точки зрения их участия в процессе производства и в сфере обращения, 2) с точки зрения их ликвидности и отражения в учете, 3) с точки зрения их отношения к изменениям объемов производства и случайных факторов, возникающих в процессе деятельности предприятия.

  Рассмотрим  классификацию №3. Оборотные активы подразделяются на:

  1. постоянный капитал (системная  часть оборотного капитала);

  2. переменная часть оборотных активов  (варьирующая часть).

  В теории финансового менеджмента  существуют 2 трактовки понятия системной части оборотного капитала. Согласно первой трактовки постоянный капитал – эта та часть денежных средств, дебиторской задолженности, производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течении всего операционного цикла. Это может быть усредненная по временному параметру величина оборотных активов, находящихся в свободном ведении предприятия.

  Согласно  второй трактовки системная часть  может быть определена как минимум  оборотных активов, необходимый  для осуществления текущей деятельности. Это означает, что предприятию необходим минимум денежных средств на расчетном счете, как некий аналог резервного капитала.

  Варьирующая часть (переменная) возникает в связи  с дополнительными потребностями  предприятия и формируемыми активами.

  Например: В пиковые моменты деятельности, связанные либо с форс- мажорными обстоятельствами либо со страхованием от таких обстоятельств или же с сезонностью производственной деятельностью.

  Целевой установкой политики управления оборотными активами являются:

  1. определение объема и структуры оборотных активов,

  2. определение источников их покрытия,

  3. определение соотношения между  источниками покрытия, достаточного  для обеспечения долгосрочной  производственной и эффективной  финансовой деятельности предприятия,

  4. поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельности и, в частности, поддержание определенного уровня ликвидности оборотных активов,

  5. заключается в том, что оборотный  капитал, с одной стороны должен  быть достаточно доходным, а с другой стороны быстрооборачиваемым.

  Если  достигается высокая рентабельность производства готовой продукции, то это означает, что мы достигаем  высокой рентабельности продаж.

  Основной  целью управления оборотным капиталом  является достижение компромисса между ликвидностью, доходностью и оборачиваемостью. 

    

   
2. Управление денежными средствами и их эквивалентами

  Управление  денежными средствами включает:

  - расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл),

  - анализ денежного потока,

  - прогнозирование денежного потока,

  - определение оптимального уровня денежных средств на расчетном счете и в кассе.

  В процессе управления денежными средствами учитываются три следующих фактора:

  1) рутинность (денежные средства используются  для выполнения текущих операции и, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, то предприятию необходимо на расчетном счете держать свободный остаток денежных средств);

  2) предосторожность (поскольку предприятие  подвержено влиянию неопределенности в своей деятельности, то ему необходимы денежные средства для совершения непредвиденных платежей);

  3) спекулятивность (денежные средства  необходимы предприятию по спекулятивным  соображениям, поскольку существует  практически ненулевая вероятность того, что может представится возможность выгодного инвестирования).

  Финансовый  цикл = операционный цикл - время обращения  кредиторской задолженности 
Операционный цикл = время обращения запасов + время обращения дебиторской эадолженности

  Для расчета оптимального расчета остатка денежных средств на расчетном счету используются модели, позволяющие оценить общий объем денежных средств и их эквивалентов, долю, которую следует держать на расчетном счете, долю, которую нужно держать в виде быстрореализуемых ценных бумаг, а также оценить моменты трансформации денежных средств и быстрореализуемых активов.

   
3. Управление дебиторской задолженностью 

  Дебиторская задолженность, как известно, является весьма многообразной и содержит задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок. (Дебиторская задолженность по векселям, по расчетам с бюджетом, по расчетам с персоналом).

  В общей сумме дебиторской задолженности 80-90% приходятся на расчеты с покупателями. Поэтому политика управления дебиторской задолженностью связана в первую очередь с оптимизацией размера задолженности и инкассации задолженности за реализованную продукцию.

  Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению к покупателям продукции.

  Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов  реализации продукции и связанной  с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.

  Политика  управления дебиторской задолженностью включает:

  1) Анализ дебиторской задолженности  в предшествующем периоде в  целях оценки уровня и состава  дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав ДЗ по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная ДЗ.

  2) Формируются определенные принципы  и подходы кредитной политики  по отношению к покупателям продукции. Решаются два основных вопроса:

  1. в каких формах осуществляется  реализация продукции, 

  2. какой тип кредитной политики следует избрать.

  Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

  1. Консервативный. Направлен на минимизацию  кредитного риска, которая является  приоритетной, поэтому существенно  сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.

  2. Умеренный тип ориентируется  на средний уровень кредитного  риска и соответственно более  мягкие условия предоставления  коммерческого кредита.

  3. Агрессивный (мягкий) тип предусматривает  максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

  1) Формирование системы кредитных  условий включает: а) срок предоставления  кредита, б) лимит предоставляемого  кредита, в) стоимость предоставления  кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию, г) системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

  Например: При 5% скидке, 7 - дневном сроке оплаты и чистом периоде 30 дней. Предприятие теряет скидку с 8 по 30 день, если не произведет оплату в течении 7 дней; по истечению 30 дней выступает система штрафных санкций.

  2) Формирование стандартов оценки  покупателей и дифференциация  условий предоставления кредита.  В основе этих стандартов лежит  кредитоспособность предприятия.

  3) Построение эффективных систем  контроля за движением своевременной  инкассацией дебиторской задолженности.  Одной из эффективных форм  является система АВС, где в  категорию А выделяют наиболее  крупные и сомнительные виды  дебиторской задолженности; в категорию В – кредиты средних размеров; в категорию С – все остальные виды, не оказывающие серьезного влияния на результаты деятельности предприятия.

  4. Управление запасами 

  Политика  управления запасами представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением.

  Разработка  политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:

  1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем  периоде. Основной задачей этого  анализа является выявление уровня  обеспеченности производства и  реализации продукции соответствующими  запасами ТМЦ в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.

  2. Определение целей формирования  запасов. Цели могут быть:

  - обеспечение текущей производственной  деятельности (текущие запасы сырья  и материалов);

  - обеспечение текущей сбытовой  деятельности (текущие запасы готовой  продукции);

  - накопление сезонных запасов,  обеспечивающих хозяйственный процесс  в предстоящем периоде

  3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. С этой целью используется ряд моделей.

       

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"