Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:30, курс лекций
Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.
1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
2. Функции финансового менеджмента.
Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.
1. Сущность, цель
и задачи финансового
2. Функции финансового менеджмента.
1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).
Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно- стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.
Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругооборот капитала;
4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:
1)
Кадры (подготовленный
2)
Финансовые инструменты и
3)
Технические средства
4) Информационное обеспечение.
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.
Главной
целью финансового
менеджмента является обеспечение роста
благосостояния собственников предприятия
в текущем и перспективном периоде.
Эта цель получает конкретное выражение
в обеспечении максимизации рыночной
стоимости бизнеса (предприятия) и реализует
конечные финансовые интересы его владельца.
Основные
задачи финансового менеджмента:
1). Обеспечение формирования достаточного
объема финансовых ресурсов в соответствии
с потребностями предприятия и его стратегией
развития.
2). Обеспечение эффективного использования
финансовых ресурсов в разрезе основных
направлений деятельности предприятия.
3). Оптимизация денежного оборота и расчетной
политики предприятия.
4). Максимизация прибыли при допустимом
уровне финансового риска и благоприятной
политике налогообложения.
5). Обеспечение постоянного финансового
равновесия предприятия в процессе его
развития, т. е. обеспечение финансовой
устойчивости и платежеспособности.
2.
Функции финансового
менеджмента.
Существует
2 основных типа функций финансового менеджмента:
1). Функции объекта управления
-
воспроизводственная,
-
производственная –
-
контрольная (контроль
2). Функции субъекта управления
-
прогнозирование финансовых
-
планирование финансовой
- регулирование;
- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;
- анализ и оценка состояния предприятия;
- функция стимулирования;
-
функция контроля за денежным
оборотом, формированием и
Тема: Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия.
1.
Понятие финансовой
2. Внешняя правовая и налоговая среда.
Информационное обеспечение финансового
механизма.
1. Понятие финансовой
деятельности и финансового
механизма предприятия.
Финансовая
деятельность предприятия связана
с формированием, распределением и
использованием финансовых ресурсов,
финансовыми и денежными
1. отношения, связанные с
2. отношения, связанные с авансированием
уставного капитала во внеоборотные и
оборотные активы;
3. деятельность, связанная с формированием
валовых доходов предприятия и их распределением
в целях покрытия воспроизводственных
затрат, то есть обеспечением финансовыми
ресурсами воспроизводственного процесса;
4. деятельность, связанная с выполнением
обязательств перед бюджетной системой;
5. деятельность, связанная с выполнением
обязательств перед собственниками предприятия
по выплате им доходов;
6. деятельность, связанная с реинвестированием
прибыли в целях приращения активов;
7. деятельность, связанная с формированием
различных резервово предприятия;
8. отношения, связанные с формированием
фондов стимулирования и социальной защиты
работников;
9. деятельность, связанная с размещением
свободных финансовых ресурсов предприятия
и привлечением дополнительных финансовых
ресурсов на финансовом рынке;
10. деятельность, связанная с перераспределением
финансовых ресурсов внутриотраслевого
или межотраслевого характера в случае
вхождения предприятия в различные ассоциации,
концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные
группы;
11. деятельность, связанная с получением
субсидий и субвенций из бюджетов разных
уровней.
Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.
Финансовая
деятельность предприятия реализуется
посредством финансового
2. Внешняя правовая и налоговая среда.
Информационное обеспечение финансового
механизма.
Правовая среда:
- основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;
- законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;
-
законодательные акты по
-
законодательные акты, касающиеся
социального страхования и
-
законодательные акты, связанные
с внешнеэкономической
- законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты предприятия.
Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.
Информационная
среда включает:
1. информация внешнего характера:
- информация,
формируемая на финансовых
- информация налогового характера;
- информация
о стоимости ресурсов на
- информация о конкурентах;
- информационное
обеспечение о
2. информация внутреннего характера:
- финансовая отчетность;
- статистическая отчетность;
- внутренняя отчетность;
- данные
первичного бухгалтерского
Тема: Методологические основы принятия финансовых решений
1. Понятие левериджа и его виды.
2. Оценка совокупного риска, связанного
с предприятием.
1. Понятие левериджа
и его виды.
Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
- финансовый
- производственный (операционный)
- производственно-финансовый
Всякое
предприятие является источником риска.
При этом риск возникает на основе
факторов производственного и
Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
Производственный
леверидж зависит от структуры издержек
производства и, в частности, от соотношения
условно-постоянных и условно-переменных
затрат в структуре себестоимости. Поэтому
производственный леверидж характеризует
взаимосвязь структуры себестоимости,
объема выпуска и продаж и прибыли.
Производственный леверидж показывает
изменение прибыли в зависимости от изменения
объемов продаж.
Производственно-финансовый
леверидж оценивает совокупное влияние
производственного и
2. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
Понятие совокупного риска связано с двумя видами рисков, которые генерирует практически любое предприятие, то есть с риском предпринимательским (деловым) и риском финансовым, связанным со структурой источников финансирования.