Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:30, реферат
Ценные бумаги - необходимый атрибут рыночного хозяйства. Ценность этих бумаг состоит в тех правах, которые она дает своему владельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на ценные бумаги только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар.
Таким образом, ценные бумаги - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Корпоративные ценные бумаги, их характеристика…………………………5
2. Корпоративные облигации виды, стоимость………………………………..10
3. Корпоративные облигации на фоне других финансовых инструментов….16
4. Корпоративные облигации в России………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..28
Срочность. Из-за действующего налога на эмиссию облигаций (0,8% от объема займа независимо от результатов размещения) выпуск краткосрочных облигаций невыгоден. Поэтому в настоящее время большинство эмитентов выпускают среднесрочные облигации (1-5 лет), но с оговоркой об оферте, допускающей возможность погашения облигаций через 3-6 месяцев. Вексель представляет для эмитента привлекательность лишь в краткосрочном периоде (долгосрочные векселя имеют, как правило, очень большой дисконт).
Срок выпуска и размещения. Выпуск облигаций занимает от двух месяцев до полугода. Этот период времени охватывает принятие решения о выпуске, выбор андеррайтера, согласование параметров и регистрацию эмиссии, выпуск и размещение. Это дополнительный фактор против краткосрочных облигаций (компании значительно проще привлечь банковский кредит или выпустить вексель, чем планировать финансирование на полгода вперед). Выпуск векселей занимает гораздо меньшее время, так как он не требует какой-либо регистрации или нотариального заверения. Поэтому векселя в большинстве своем используются для удовлетворения каких-либо текущих или краткосрочных нужд компании (например, для покрытия кассовых разрывов).
Валютный риск. Большинство облигаций в настоящее время индексируются к курсу доллара или доходности ОФЗ, что снижает валютный риск. Вексель выпускается без индексации, а следовательно, подвержен данному риску в полной мере, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Доходность. Считается, что наиболее привлекательными для инвесторов являются дисконтные облигации сроком 6-12 месяцев, а также купонные облигации с более дальним сроком погашения и возможностью погасить досрочно (оферта). Доходность таких бумаг превосходит схожие по сроку обращения ГКО и ОФЗ на 2-5%, в зависимости от кредитной истории и рейтинга эмитента. Доходность для эмитента ликвидных векселей выше, чем у корпоративных облигаций, что объясняется отсутствием дополнительных расходов, связанных с выпуском и размещением. Доходность неликвидных векселей может быть как выше, так и ниже доходности по облигациям.
Налогообложение. Действующее законодательство разрешает относить процентные платежи и дисконты по облигациям на себестоимость, в то время как проценты и дисконты по векселям выплачиваются из чистой прибыли.
Риск подделки и хищения. Бездокументарная форма выпуска облигаций практически исключает оба риска. Векселя, как известно, документарны по своей природе. Так что с учетом современных достижений копировальной техники они стали излюбленным объектом для подделок, а при массовом обороте - еще и хищений.
Номинал. Нет технических сложностей для выпуска облигаций номиналом в сто и тысячу рублей, что определяет их удобное обращение: любой, даже самый мелкий инвестор может купить или продать нужное ему количество бумаг. А вот векселя номиналом менее ста тысяч рублей выпускать технически сложно и затратно.
Тип
торговли. Эмитент не может надеяться,
что его векселя будут иметь прозрачный
вторичный рынок (это актуально, например,
для контроля концентрации долга в одних
руках): вексельный рынок либо телефонный,
либо уличный. Хотя устойчивого вторичного
рынка облигаций практически ни у одного
эмитента нет, при благоприятных обстоятельствах
он может быть создан усилиями самих эмитентов.
[7]
4.
Корпоративные облигации
В течение первого полугодия 2010 г. продолжилась тенденция снижения количества «рыночных» эмитентов и «рыночных» эмиссий, которая возникла в 2007–2008 гг. (см. табл. 10).
В конце июня 2010 г. Количество «рыночных» эмитентов составило 373 компании, количество «рыночных» эмиссий – 610 выпусков, что соответственно на 7,9 и 3,2% меньше, чем в начале года. Необходимо обратить внимание, что сокращение количества эмитентов значительнее, чем сокращение количества эмиссий.
На рис. 3 приведен помесячный график объема рынка корпоративных облигаций (размещенные выпуски по номинальной стоимости) за 2009–2010 гг., в табл. 11 – сводные данные по итогам 2005–2010 гг. (как «рыночные», так и «нерыночные» выпуски).
В 2010 г. с февраля по май продолжился рост рынка корпоративных облигаций со средним темпом 1,5% в месяц, однако в июне проявился небольшой спад. В результате, на конец первого полугодия 2010 г. объем корпоративных облигаций в обращении составил 2643 млрд руб., что на 4,6% больше, чем в начале года. Характерно, что доля «нерыночных» выпусков в 2010 г. постепенно снижается и к концу первого полугодия составила 7,6%.
В 2005–2007 гг. этот показатель оценивался в 0,5% от общего объема корпоративных облигаций в обращении по номинальной стоимости. Размещения новых выпусков корпоративных облигаций происходят крайне неравномерно и в очень большой степени зависят от экономической ситуации как в стране, так и в мире. В табл. 12 приведены данные о размещениях (суммарно «рыночных» и «нерыночных» выпусков) в течение 2009–2010 гг.
В 2010 г. отмечаются средние объемы размещений корпоративных облигаций, в отдельные месяцы, в частности в мае, размещения проводились в ограниченном объеме. В целом, по итогам первого полугодия объем первичных размещений, по данным агентства CBONDS, составил 388 млрд руб., что на 40% меньше, чем за второе полугодие предыдущего года.
На рис. 4 представлен помесячный график объемов торгов (как биржевых, так и внебиржевых) на внутреннем долговом рынке в 2009–2010 гг., в табл. 13 сводные данные по итогам каждого года.
В начале 2010 г. рост объемов сделок с корпоративными облигациями, который начался во второй половине предыдущего года, продолжился. Пик оборотов пришелся на февраль, когда был зафиксирован рекордный месячный объем сделок с корпоративными облигациями – по данным агентства CBONDS, он составил почти 700 млрд руб. Однако с марта обозначился спад оборотов по корпоративным облигациям. В целом по итогам первого полугодия 2010 г. суммарный объем сделок составил 2957 млрд руб., что на 20% больше, чем во втором полугодии предыдущего года.
Внутренний российский рынок корпоративных облигаций с самого начала развивался преимущественно как биржевой. Во втором квартале 2010 г. Доля биржевых сделок значительно выросла в сравнении со второй половиной предыдущего года и составила 88%.
Биржевая торговля корпоративными облигациями осуществляется на ФБ ММВБ и РТС. В табл. 14 приведены сводные данные по корпоративным облигациям (включая биржевые облигации), которые обращаются на этих российских биржах, а в табл. 15 – данные по объемам торгов облигациями на ФБ ММВБ в 2009–2010 гг.
Таким
образом, сравнение табл. 10 и 14 показывает,
что около 95% всех выпусков корпоративных
облигаций представлено на организованном
рынке. Ориентируясь на данные ФБ ММВБ,
можно отметить, что в первом полугодии
2010 г. продолжилась тенденция снижения
количества эмитентов облигаций, которая
возникла в 2009 г. Вместе с тем в первом
полугодии 2010 г. отмечается увеличение
количества эмитентов облигаций, включенных
в котировальные списки.
По итогам первого полугодия 2010 г. суммарный объем сделок с корпоративными облигациями на ФБ ММВБ (без учета сделок РЕПО) составил 2238 млрд руб., что почти на 40% больше, чем за второе полугодие предыдущего года. Тенденцией, которая проявилась в последние годы и продолжилась в 2010 г., стало резкое увеличение объемов сделок РЕПО во вторичном обороте корпоративных облигаций (см. рис. 1 и табл. 15).
В первом полугодии 2010г. Объем сделок РЕПО составил 78,7%. Таким образом, организованный рынок корпоративных облигаций, как и рынок акций, в значительной мере используется как денежный рынок под обеспечение ценными бумагами.
Характерной особенностью рынка корпоративных облигаций является небольшая концентрация объемов торговли. В табл. 16 приведены данные по десяти выпускам облигаций, биржевые сделки с которыми в 2010г. проводились в наибольших объемах.
Таким образом, вторичный рынок облигаций сконцентрирован на отдельных инструментах в гораздо меньшей степени, чем рынок акций. Однако надо отметить, что концентрация сделок с корпоративными облигациями имеет тенденцию к увеличению. Так, в первом полугодии 2010 г. доля десяти наиболее ликвидных выпусков облигаций выросла до 28%, тогда как по итогам предыдущего года этот показатель составил 25%. Следует также подчеркнуть, что список наиболее ликвидных корпоративных облигаций подвержен более заметным изменениям, чем список наиболее ликвидных акций.
В 2008 г. на рынке корпоративных облигаций возник новый инструмент – биржевые облигации. Для осуществления эмиссии биржевых облигаций не требуется государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска – эти функции переданы фондовой бирже, что существенно сокращает период от принятия решения о выпуске до начала вторичных торгов. Объем сделок с биржевыми облигациями постоянно увеличивается. Первое полугодие 2010 г. Отмечено дальнейшим ростом объемов операций с биржевыми облигациями – оборот (с учетом сделок РЕПО) за шесть месяцев зафиксирован на уровне 1735 млрд руб., что превышает 16% в общем обороте корпоративных облигаций. Один из выпусков корпоративных облигаций включен в список наиболее ликвидных инструментов (см. табл. 16).
До 2008 г. дефолты по корпоративным облигациям носили единичный характер. В 2008–2009 гг. на рынке корпоративных облигаций проявилась негативная тенденция, связанная с тем, что целый ряд эмитентов оказался неспособным своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства.
В табл. 17.1 и 17.2 приведены данные по количеству выпусков облигаций, количеству эмитентов и объемам неисполненных обязательств в 2010 г.
В
первом полугодии 2010 г. количество эмитентов,
допустивших различного рода нарушения,
осталось в целом на уровне предыдущего
года, но объемы неисполненных обязательств
уменьшились. [11]
Заключение
Ценные бумаги - это необходимые инструменты рыночной экономики. Основными корпоративными ценными бумагами являются акции и облигации. На основе материала реферата я посоветовала бы лицам, желающим разместить свободные денежные средства, приобрести корпоративные облигации.
Во-первых, облигации приносят гарантированный доход. Они выпускаются в купонной и бескупонной формах, проценты выплачиваются в первоочередном порядке по сравнению с акциями, так как облигационеры являются только лишь кредиторами предприятия.
Во-вторых, нет ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские).
В-третьих, корпоративные облигации имеют средний риск за счет формирования страхового и выкупного фондов. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.
Поэтому,
инвестору выгодно приобретать
этот инструмент с фиксированным
и гарантированным доходом в
целях надежности своих вложений,
а эмитенту выгоднее тем, что он напрямую
связан с инвестором, выплачивая более
низкий процент по облигациям, чем, например,
по банковскому кредиту. Так же эмитенту
наиболее удобны облигации тем, что облигационеры
не будут вмешиваться в управление предприятием,
т.к. не имеют права голоса.
Библиографический
список
1.
Корпоративные облигации - как
финансовый инструмент
2.
Корпоративная облигация – http
3.
Корпоративные облигации - http://www.rusbonds.ru/
4. Новости// Российский рынок корпоративных облигаций. Основные тенденции 2008 г.// Законодательство и инвестиции - http://www.lin.ru/