Корпоративные облигации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Ценные бумаги - необходимый атрибут рыночного хозяйства. Ценность этих бумаг состоит в тех правах, которые она дает своему владельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на ценные бумаги только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар.
Таким образом, ценные бумаги - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Корпоративные ценные бумаги, их характеристика…………………………5
2. Корпоративные облигации виды, стоимость………………………………..10
3. Корпоративные облигации на фоне других финансовых инструментов….16
4. Корпоративные облигации в России………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

     Сертификаты являются срочными ценными бумагами, и процентные ставки по ним устанавливаются  уполномоченным органом кредитной  организации. Проценты по первоначально установленной при выдаче сертификата ставке, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо от времени его покупки.

     Кредитная организация не может в одностороннем  порядке изменить (уменьшить или увеличить) обусловленную в сертификате ставку процентов.

     Несмотря  на многообразие ценных бумаг, при необходимости  привлечения значительных денежных ресурсов банки, финансовые институты, отдельные компании или их объединения  часто прибегают к выпуску и продаже облигаций. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Корпоративные облигации, виды, стоимость 

     Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности. [2]

     Как и акции, облигации являются ценными  бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собой собственный  капитал предприятий, облигации являются выразителями заемного капитала, то есть для предприятия они являются "долговыми бумагами".

     В связи с этим права облигационеров отличны от прав акционеров: они  не имеют права голоса и не могут  участвовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязана выплачивать проценты по облигациям (в отличие от дивиденда по акциям, где никаких подобных обязательств у корпорации нет), причем делать это до рассмотрения вопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компании облигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами. [5]

     На  рынке первичного размещения корпоративных  облигаций можно обобщенно выделить три группы участников: эмитента, андеррайтера и инвестора.

     Эмитент - это субъект, эмитирующий облигационный займ. Цель эмиссии - привлечь заемные средства для пополнения оборотных средств (краткосрочные займы) либо профинансировать долгосрочный проект, к примеру, программу модернизации предприятия (долгосрочные займы). Эмитент заинтересован в привлечении средств под наименьший процент на долгий срок.

     Андеррайтер - это финансовые структуры, обеспечивающие размещение облигаций эмитента. Функции андеррайтинга выполняют инвестиционные компании и банки. В процессе размещения ценных бумаг могут участвовать несколько андеррайтеров, образующих консорциум. Цель создания консорциума - диверсифицировать риски андеррайтеров по размещению облигационного займа (увеличивается число потенциальных инвесторов за счет вовлечения в процесс размещения нескольких андеррайтеров, имеющих свои клиентские базы). Среди группы андеррайтеров эмитентом выбирается генеральный менеджер, который координирует размещение эмиссии и с которым эмитент устанавливает параметры предстоящей эмиссии (вид облигации, срок обращения, процентная ставка и пр.). Генеральный андеррайтер, как правило, берет на себя функции финансового консультанта эмитента по данному выпуску. [9]

     Существуют  различные виды облигаций, зависящие  от различия в условиях выпуска облигаций. Рассмотрим основные виды в таблице 1. 

Таблица 1. Виды облигаций

Вид Форма Характеристика
По  эмитенту Государственные Выпускаются государством или от его лица
  Корпоративные Выпускаются коммерческими  организациями различных видов.
По  срочности Срочные Устанавливается условиями выпуска период времени, по окончании которого номинал облигации возвращается его последнему владельцу. Могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 25 лет), долгосрочные (от 25 до 30 лет).
  Бессрочные Конкретный  срок выкупа не устанавливается, эмитент может погасить в любой момент облигации с предварительным уведомлением.
По  конвертируемости Конвертируемые Владелец имеет  право на определенных условиях обменять облигацию на определенное количество других ценных бумаг данной компании.
  Неконвертируемые Владелец не имеет права на конвертацию облигаций  в иные ценные бумаги.
По  доходности Купонные Доход выплачивается  в виде определенного процента к  номиналу облигаций и на протяжении всего срока ее существования. Может  быть фиксированная процентная ставка, плавающая и равномерно возрастающая.
  Дисконтные Доход по облигации  определяется в виде разницы между  номиналом облигации и ценой  ее приобретения владельцем, которая  всегда меньше номинала.
По  обеспеченности Обеспеченные Выпускаются под  залог у третьего лица, которым обычно является банк. Предметом залога могут быть ценные бумаги, недвижимое имущество, ценное оборудование.
  Необеспеченные Не имеют  какого-либо обеспечения, но на самом  деле они уже являются обеспеченными  без заранее определенным видом  имущества.
 

     Законодательством установлены ограничения на выпуск необеспеченных облигаций, а именно: объем их выпуска допускается  в том случае, если не превышает  размер уставного капитала и не ранее  третьего года существования общества при условии положительных двух годовых балансов данного общества. [8]

     Облигации могут иметь различные  стоимости: нарицательную (номинальную), конверсионную, выкупную и рыночную.

     Стоимость ценной бумаги обычно отличается от ее цены, т.к. стоимость фиксирует определенное мнение профессионального оценщика, покупателя, продавца, потенциального инвестора или эмитента, посредника, а цена отражает условия состоявшейся сделки. Таким образом, стоимость ценной бумаги субъективно определена, установлена, а цена - объективно материализована, зафиксирована.

     Нарицательная стоимость - это сумма, которая предоставляется в заем и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Напечатана на самой облигации и используется чаще всего в качестве базы для начисления процентов. Этот показатель имеет значение только в двух случаях: в момент выпуска облигации при установлении цены размещения, а также в моменты начисления процентов, если последние привязаны к номиналу. В период размещения облигационного займа цена облигации, как правило, совпадает с ее нарицательной стоимостью. Номинальную стоимость облигации устанавливает эмитент.

     Конверсионная стоимость - расчетный показатель, характеризующий стоимость облигации, в условиях эмиссии которой предусмотрена возможность конвертации ее при определенных условиях в обыкновенные акции фирмы - эмитента.

     Выкупная  цена (стоимость), цена досрочного погашения, отзывная цена - это цена, по которой производится выкуп облигации эмитентом по истечении срока облигационного займа или до этого момента, если такая возможность предусмотрена условиями займа. Эта цена совпадает с нарицательной стоимостью, как правило, в том случае, если заем не предполагает досрочного его погашения. Поэтому, с позиции оценки, разделяют два вида займов: без права и с правом досрочного погашения. В первом случае облигации погашаются по истечении периода, на который они были выпущены. Во втором случае возможен отзыв облигаций с рынка (досрочное погашение). Как правило, инициатива такого отзыва принадлежит эмитенту.

     Рыночная (курсовая) цена (стоимость) облигации определяется конъюнктурой рынка. Определяется уровнем ссудного процента, кредитным рейтингом эмитента, сроком до погашения, наличием отложенного или выкупного фонда и уровнем риска вложений. [1]

     Приобретая  корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам. Корпоративные  облигации привлекательны тем, что  имеют средний риск, гарантированную  доходность, высокую ликвидность, надежность и безопасность за счет формирования страхового и выкупного фондов при эмиссии облигаций. В отличие от акций имеют конечный срок погашения.

     Владельцы облигаций имеют преимущество перед  акционерами, т.к. корпоративная облигация  обладает старшинством перед акцией в выплате процентов. Например, если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.

     Это происходит потому, что эмитенты облигаций  являются заемщиками, должниками перед  держателями облигаций, поэтому  невыполнение эмитентом взятых перед  держателями долговых обязательств влечет за собой законные процедуры взыскания задолженности, вплоть до банкротства.

     Безусловно, что для вкладчика ставящего  на первое место надежность своих  инвестиций облигации, как ценная бумага с фиксированным и гарантированным  доходом, выглядит наиболее привлекательной.

     Для эмитента в экономическом смысле облигации выгоднее: эмитент с  инвестором связан напрямую, за счет чего - более низкий процент, который платит эмитент облигаций. [6]

     Выпуск  облигаций содержит ряд привлекательных  черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигаций открывает для предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности. [3] 
 
 
 

3. Корпоративные облигации на фоне других финансовых инструментов.

     1. Банковский кредит

     Почему  корпоративные облигации, а не банковский кредит? Это самый главный вопрос, на который эмитент должен сам себе дать ответ. Здесь нет однозначных толкований, однако мы покажем, что во многих случаях облигации предпочтительнее. Между прочим, на развитых финансовых рынках корпорации оформляют средне- и долгосрочные заимствования в виде облигационных займов примерно в 50-80% случаях (по объему привлекаемых средств).

     Зависимость. Всегда есть контролируемая возможность разместить облигационный заем среди большого числа заемщиков, тем самым снизить зависимость от одного кредитора. В случае банковского кредита всегда существует потенциальная опасность переуступки банком долга компании недружественной структуре. Дефицит крупных кредитных учреждений, способных выделить необходимый кредитный лимит для промышленных предприятий, повышает указанный риск и приводит к зависимости от одной кредитной организации.

     Кредитная история. Облигационные заимствования создают кредитную историю и рейтинг эмитента, тем самым они способствуют благоприятному отношению со стороны потенциальных инвесторов, кредиторов и контрагентов и позволяют компании размещать новые займы на более выгодных условиях. Некоторые российские компании размещают свои первые облигационные выпуски не столько для привлечения средств объемы эмиссий слишком малы по сравнению с реальными потребностями, сколько для формирования имиджа, кредитной истории.

     Управление  займом. Облигационный заем позволяет эмитенту управлять объемом долга путем покупки и продажи облигаций на вторичном рынке в соответствии с текущим состоянием платежного баланса. В то время как банку не выгодно досрочное погашение основной суммы долга.

     Срок  займа. Правильно сконструированный облигационный заем предоставляет возможность компании привлекать средства на срок до пяти лет (более долгосрочных бумаг в России пока не размещалось). Большинство банковских кредитов дается не более чем на три года.

     Объем заимствования. Корпоративные облигации позволяют расширить потенциальную базу кредиторов и инвесторов. Как следствие, имеется возможность существенного увеличения объемов заимствования. Потенциальный объем заимствования через кредит ограничен финансовыми ресурсами отдельных крупных банков.

     2) Вексель

     Почему  корпоративные облигации, а не корпоративные  векселя, хотя у последних есть, в краткосрочном аспекте, некоторые преимущества?

Информация о работе Корпоративные облигации