Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе, базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля…..4
Система финансового контроля………………………………. 14
Проблемы финансового контроля……………………………. 15
Заключение…………………………………………………….. 19
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

       С нашей точки зрения, нельзя отождествлять понятие контрольной функции бухгалтерского учета с понятием финансового контроля, также как нельзя ставить знак равенства между внутренним свойством предмета или явления и его практическим использованием. Если бы бухгалтерский учет не обладал объективно присущим ему свойством - контрольной функцией, то государство не могло бы использовать учет в качестве средства (орудия) контроля. Финансовый контроль выступает как результат практического использования государством контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, кредита, хозрасчета и других категорий экономики.

         Сама постановка бухгалтерского учета должна стать объектом постоянного надзора со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. В его сферу входит также изучение степени напряженности и обоснованности плановых показателей и нормативов производственных затрат, выявление внутрихозяйственных резервов.

        Бесспорно, финансовый контроль имеет общие во многом цели и задачи с бухгалтерским учетом, поскольку у них единый объект - финансово-хозяйственная деятельность предприятий и объединений. Отличие состоит в целевой направленности каждой из этих отраслей экономических знаний. Главное направление финансового контроля и ревизии - изучение хозяйственных процессов и операций с позиций законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранности собственности, эффективности использования финансовых средств.

       Как система специальных знаний, финансовый контроль в отраслях народного хозяйства (равно как и анализ хозяйственной деятельности) возник в недрах бухгалтерского учета. Однако, вобрав в себя и синтезировав его достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, объединений и отраслей, финансовый контроль выступает как отдельная отрасль знаний, имеющая свой предмет, метод и специфические методические приемы, исследования. Достижение своих целей финансовый контроль обеспечивает только ему присущими способами. Он пользуется учетной информацией, приемами экономического анализа, отнюдь не ограничиваясь ими. Например, в предварительном контроле, последующем фактическом контроле нередко применяются специальные источники данных и методики, выходящие за пределы учетной информации и инструментария бухгалтерского учета (специальные приемы логического контроля, обратного счета, встречных проверок и др.).

       Бухгалтерский учет основан на непрерывной, сплошной и документальной регистрации всех хозяйственных операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств. Финансовый контроль, в отличие от бухгалтерского учета, часто основывается на данных несплошного (выборочного) наблюдения или однократного действия (контрольные обмеры, экспертные оценки и т. д.). Субъектами контроля являются не только бухгалтерия, но и другие функциональные службы предприятия (объединения), а также специальный контрольно-ревизионный аппарат вышестоящих звеньев управления и органов вневедомственного контроля.

       Место финансового контроля в системе экономических дисциплин характеризуется тем, что это межотраслевая функциональная экономическая дисциплина. Возникновение ее является результатом необходимости удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции управленческой деятельности.

        Исходя из этого, можно говорить о специфических его целях, задачах, функциях, предмете и принципах осуществления.

        Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

       В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;     

- определение эффективности и целесообразности расходования

- государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

- контроль над правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

- контроль над реализацией механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль над формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

- пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

        Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

    Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система финансового контроля

 

Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:

1) субъект контроля (кто контролирует);

2) объект контроля (кого контролируют);

3) предмет контроля (что контролируют);

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и технология контроля;

7) принятие решения по результатам контроля;

8) оценка эффективности контроля.

       Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.

        Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед контролем задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы системы финансового контроля

       Вследствие пробелов в законодательском регулировании организации управления финансами, отсутствия правовой базы для действенного контроля, банковская система Российской Федерации оказалась неподготовленной к развитию рынка и появлению большого количества новых альтернативных финансовых структур: коммерческих банков, страховых компаний, других финансовых учреждений, выступающих зачастую в роли посредников между Центробанком и организациями различных форм собственности.

        Однако, как показала практика последних лет, коммерческие банки не выполнили своей задачи по реконструкции и поднятию экономики. Их роль в осуществлении капиталовложений и развитии отечественной промышленности, сельского хозяйства и других сфер экономики оказалась минимальной, а в ряде случаев деструктивной. В массовом порядке осуществлялось нецелевое использование государственных средств.

         Деятельность некоторых банков свелась исключительно к спекуляции валютой. Дезорганизация, сложившаяся в банковской системе, привела к тому, что банки в руках криминальных структур стали действующим звеном по «отмыванию грязных денег» и вывоза капитала за границу. За последние пять лет из России в мировые финансовые центры переведено свыше 60 млрд. долларов, при этом доля «грязных денег» составляет до 40 % общего объема российского капитала, осевшего за рубежом. Только в банках Швейцарии хранится более 40 млрд. долларов, имеющих незаконное российское происхождение.

        Подобное положение сложилось вследствие того, что в России до настоящего времени не существует реальной и эффективной системы противодействия «отмыванию» преступно нажитых капиталов через банковские структуры. Нет действенной системы выявления незаконных банковских операций. Для создания эффективной системы противодействия организованной преступности в банковской сфере необходимо учитывать следующие исходные требования, выработанные на основе многолетней практики борьбы с преступлениями данного вида правоохранительными органами зарубежных стран:

 - полностью избавиться от преступности в банковской сфере невозможно, однако ее можно контролировать;

 - чрезмерный контроль может, в свою очередь, вести к коррупции;

 - постоянные механизмы контроля неэффективны, так как никакая система правил (запретов) не застрахована от создания системы противодействия этим запретам и от коррумпированного влияния;

  - принятые с самыми хорошими намерениями нововведения зачастую превращаются в источник новых видов банковских правонарушений, коррупции и должностных преступлений.

        В последнее время на разных уровнях представительной и исполнительной власти все чаще раздаются призывы к эффективному противодействию экономической преступности, в том числе в банковской сфере. Однако при анализе предлагаемых мер наблюдается разноречивость толкований и подходов к созданию системы борьбы с названными преступлениями, в том числе, на уровне Администрации Президента, Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации.

        Отсутствует согласованность в этих вопросах между правоохранительными органами. К сожалению, даже в МВД России не сформирована общая позиция по приоритетным направлениям борьбы с данными видами преступности. Наглядным примером несогласованности позиций в вопросах борьбы с банковскими преступлениями между федеральным структурами и федеральными органами исполнительной власти могут служить поступившие в ноябре-декабре прошлого года в МВД России поручения Совета Безопасности и Правительства Российской Федерации о проработке мер по противодействию экономической преступности.

        Аппаратом Правительства в МВД России направлены предложения Генеральной прокуратуры о создании в составе Минфина структурного подразделения, которое могло бы обеспечить исполнение федеральных законов о выделении по требованию правоохранительных органов специалистов для участия в проведении проверок и документальных ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики независимо от формы собственности. Совет Безопасности Российской Федерации внес предложение о создании Межведомственного центра правоохранительных и контролирующих органов по финансовым расследованиям.

         В свою очередь, МВД России в рамках данной работы поддержало идею о создании в составе Минфина России структурного подразделения для проведения проверок и документальных ревизий с образованием института представителей данного федерального органа исполнительной власти во всех без исключения банках и одновременно представило в Правительство Российской Федерации предложение о создании межведомственного центра финансовых расследований в системе ФСНП.

         Учреждение межведомственного органа (предложенного Советом Безопасности Российской Федерации), занимающегося этими проблемами, увеличит и без того раздутый аппарат контролирующих организаций еще одной недееспособной структурой, потребует определенных финансовых вложений для ее функционирования, а получение информации, в конечном счете, будет производиться все равно через систему Минфина или Центробанка России. Также необходимо учитывать фактор субъективного отторжения финансовыми организациями органов, наделенных правом ведения оперативно-розыскной работы.

         Подобная несогласованность во мнении по одному вопросу приводит к различию понимания места подразделения, которое стало бы заниматься указанными проблемами, в системе правоохранительных или финансовых органов, его задач и функций, и, как результат, разнице мер, предлагаемых ветвями исполнительной власти.

         Необходимо формирование единой позиции правоохранительных и государственных органов по вопросу создания Единой системы государственного финансового контроля, которая обеспечит, в том числе, условия для прозрачности банковских финансовых операции, связанных с переводом денежных средств и иных финансовых документов (ценных бумаг и т.п.) в иностранной валюте за рубеж, а также подтверждения законности их происхождения. В этой связи считаю целесообразным:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»