Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
-сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
-выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы законодательного регулирования инвестиционной деятельности………………………………………………..……..4
1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности…………………………………………………………………………..4
1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными
процессами …………………………………………………………………………...5
1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации ……………………………………………………………………………………........8
Глава 2. Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов ………………………………………………………..13
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности ………………………………………………………...........................13
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной
деятельности ………………………………………………………………………..15
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах……………………………………………………………………………….17
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности ……………………………………………….……21
3.1. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной
деятельности ……………………………………………………………………..….21
3.2. Пути совершенствования законодательного регулирования
инвестиционной деятельности…………………………………………………….24
Заключение ………………………………………………………………………….27
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы…………....29

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент тема 1.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     По  форме и юридической силе:

- законодательные  правовые акты (федеральные конституционные  законы, кодексы Российской Федерации,  федеральные законы);

- акты  ратификации международных соглашений  и договоров Российской Федерации; 

- правовые  акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

     По  характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые  и финансово-правовые акты, издаваемые  органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений; Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

     Первую  группу составляют так называемые базовые  законодательные и подзаконные  акты. Они носят универсальный  характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового  регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.

     К таким актам относятся:

- Гражданский  кодекс РФ, законодательные акты  в сфере приватизации, Федеральный  закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового  законодательства Таможенный кодекс  РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

- указы  Президента РФ, например Указ  Президента «Об упорядочении  государственной регистрации предпринимателей  на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

- постановления  Правительства РФ (например, о порядке  лицензирования отдельных видов  деятельности, о ввозных таможенных  тарифах), отдельные нормативные  акты Банка России и федеральных  органов исполнительной власти.

     Ко  второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

     Основу  российского законодательства в  области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

- Закон  РФ «Об инвестиционной деятельности  в РФ, осуществляемой в форме  капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон  определяет правовые и экономические  основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

- Закон  РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, ус­ловия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

     Данный  закон направлен на привлечение  и эффективное использование  в экономике Российской Федерации  иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и  технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов. В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее ко­дексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие спе­циальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).

     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1.Формы  и методы государственного  регулирования инвестиционной

деятельности

  Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

     Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике. Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

     Сущность  форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

1.Государственное  регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений, ведется органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. 

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

- контроль  за соблюдением государственных  норм и стандартов, а также  за соблюдением правил обязательной  сертификации; Т.е. согласно закона  «Об инвестиционной деятельности  в РФ» субъекты инвестиционной  деятельности обязаны соблюдать  нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

- экспертиза  инвестиционных проектов. Т.е. оценка  экономической и иной целесообразности  инвестиций в данный проект, отрасль  или инвестиционную программу. 

     Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

- установления  субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

- защиты  интересов инвесторов;

- предоставления  субъектам инвестиционной деятельности  не противоречащих законодательству  Российской Федерации льготных  условий пользования землей и  другими природными ресурсами,  находящимися в муниципальной собственности;

- расширения  использования средств населения  и иных внебюджетных источников  финансирования жилищного строительства  и строительства объектов социально-культурного  назначения;

- прямое  участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования  инвестиционных проектов, осуществляемых  муниципальными образованиями; 

- размещения  на конкурсной основе средств  местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

- выпуска  муниципальных займов в соответствии  с законодательством Российской  Федерации; 

- вовлечения  в инвестиционный процесс временно  приостановленных и законсервированных  строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

-предоставлением  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд  на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. 

-проведением  финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

     Механизм  государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия  государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

     2.2 Функции государственного  регулирования инвестиционных

процессов

  Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

     Установочная  функция государства заключается  в определении стратегических целей  и приоритетов, в постановке задач  инвестиционной политики на предстоящий  период. Формирование структуры целей  и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

     Мобилизующая  функция государства заключается  в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

     Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение  ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется  через посредство налоговых и  финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

     Контрольная функция предполагает контроль со стороны  государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в  процессе их хозяйственной деятельности.  Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

  В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

     Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение  крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам  стратегии относят:

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России