Фонд социального страхования : специфика современного этапа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2007-2010 гг., 2009 и 2010 гг. – возьмем из планового бюджета);

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность Фонда социального страхования……………………………….4
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования на примере РФ…………………………………………………………..4
1.2. Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………5
1.3. Управление Фондом социального страхования РФ………………………...10
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………14
2.1. Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования ………14
2.2. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения…………………………16
2.3. Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета фонда социального страхования……………………………………………………………18
Глава 3. Перспективы развития социального страхования………………………..27
3.1 Актуальные проблемы социального страхования……………………………27
3.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……28
3.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы………….30
Заключение…………………………………………………………………………....32
Список литературы…………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

3) Законопроектом  расходы Фонда на выплату пособий  при рождении ребенка, пособий  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности, предусмотрены в размерах  в соответствии с действующими  законодательными нормами без  индексации.

4) Размер  социального пособия на погребение, установленный Федеральным законом  от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О  погребении и похоронном деле»  в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался  с 2000 года.

5) Статьей  10 Законопроекта на 2008-2010 годы предусмотрены  ассигнования только на оплату  полной стоимости путевок для  застрахованных на долечивание  в санаторно-курортных учреждениях  после стационарного лечения  по перечню заболеваний, утвержденному  Правительством Российской Федерации.  Фонд как страховщик не имеет  возможности в полном объеме  исполнить свои обязательства  перед застрахованными лицами  в части реализации требований  подпункта 14 пункта 2 статьи 8 Федерального  закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ  «Об основах обязательного социального  страхования», предусматривающего  оплату путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей.

6) В представленном  Законопроекте не в полном  объеме учтена потребность ФСС  в средствах, выделяемых из  федерального бюджета, на обеспечение  инвалидов техническими средствами  реабилитации, включая изготовление  и ремонт протезноортопедических  изделий.

В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:

1) Рассмотреть  вопрос об индексации пособий  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет, пособий при рождении ребенка,  пособий женщинам, вставшим на  учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации  пособия на погребение.

2) Увеличить  объем средств федерального бюджета,  выделяемых Фонду на обеспечение  инвалидов техническими средствами  реабилитации, включая изготовление  и ремонт протезноортопедических  изделий.

3) В целях  реализации положений статьи 8 Федерального  закона «Об основах обязательного  социального страхования», предусматривающей  страховое обеспечение по виду  обязательного социального страхования  «Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей», изыскать  возможность осуществления финансирования  санаторно-курортного лечения работников. А также принятие в целях  законодательного обеспечения прав  граждан в области санаторно-курортного  лечения соответствующего федерального  закона.

4) Рассмотреть  вопрос о внесении изменений  в Федеральный закон «Об обязательном  социальном страховании от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний», позволяющих  Фонду финансировать расходы  на разработку и обеспечение  реализации системы мероприятий  по снижению профессионального  риска застрахованного по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний и  оптимизации страховых тарифов  за счет средств обязательного  социального страхования от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний.

5) Реализация  требований законодательства по  принятию нормативных правовых  актов, связанных с переходом  к Российской Федерации обязательств  ликвидируемых причинителей вреда  перед гражданами, возмещение вреда  которым осуществляется вне рамок  системы обязательного социального  страхования. 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  развития социального страхования

3.1 .Актуальные проблемы социального  страхования

Следует отметить ряд моментов, которые в  последнее время высказывают  в отношении социального страхования  представители Минтруда России, государственных  внебюджетных социальных фондов, ученые и специалисты.

Во-первых, законодательно не определены: порядок, процедуры, источники финансирования средств на выплату страховой  части трудовой пенсий. Существует ряд серьезных противоречий в Бюджетном и Налоговом кодексах в той части, которые касаются ЕСН.

Во-вторых, назрела необходимость, и появились экономические возможности  повышения уровня пенсионного, медицинского и социального страхования. В  качестве первого шага ученые и специалисты  высказывают предложения по доведению  уровня выплат до минимальных гарантий, предусмотренных Конвенцией МОТ  № 102 "О минимальных нормах социального  обеспечения" и стандартами ЕС. Так, фактический уровень замещения  пенсией, предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), на конец 2008 года составлял по отношению к средней величине пенсий 32%. Тогда как по нормам Конвенции МОТ № 102 его минимальная величина должна составлять не менее 40%, а по стандартам ЕС - не менее 55%. Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на конец 2008 г. составил всего 56%) прожиточного минимума пенсионера, в то время как его величина должна составлять не менее 80%. В этой связи важнейшей задачей пенсионного страхования в ближайшей и среднесрочной перспективе является поэтапное повышение минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.

В-третьих,   в   системе   социального   страхования   не   нашел   ещё

воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы.

Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.

3.2.Пути повышения эффективности  системы социального страхования

В целях  повышения эффективности системы  социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов  определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это  в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение  доходов населения, эффективности  социальных услуг, предоставляемых  государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения  эффективности функционирования системы  обязательного социального страхования.

Позиция Минтруда России в этой связи  состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального  страхования необходимо решить ряд  задач:

- завершить формирование законодательной базы;

- оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов;

- повысить  эффективность администрирования  расходов в системе обязательного социального страхования;

- создать  условия  для долговременного баланса  доходов  и  расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

Ключевым  направлением совершенствованием системы  социального страхования является её переориентация с уравнительных  принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые  индивидуальные страховые права  и финансовые ресурсы застрахованного  лица в отдельных фондах социального  страхования. Международный и отечественный  опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального  страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать  автономности финансовых ресурсов и  исключить нецелевое их использование  на нестраховые цели.

Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов  и выплат, и тем самым стимулируют  работников и работодателей к  легализации и повышению уровня заработной платы.

Перспективными  для этого могли бы служить  следующие подходы:

1) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

2) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

3) максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

Тем самым будут созданы  предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты  Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный  закон об основах социального  страхования в России. Основной целью  такого закона должно быть определение  правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального  страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко  сформулированы основные виды социального  страхования и точно перечислены  участники системы социального  страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

3.3.Прогноз развития социального  страхования в ближайшие годы

По прогнозам  исследователей и учёных-экономистов  финансовый кризис, ставший такой  актуальной темой во всех отраслях жизни общества, не затронет социальную сферу. Так, например, подписанный 25 ноября 2008 года Президентом России Д..А.Медведевым Закон "О бюджете Фонда социального  страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусматривает  в будущем году значительное повышение  размеров всех видов пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию.

В данном законе установлен новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на 2009 г., который составил 22464 руб., и максимальный размер пособия по беременности и родам, составивший 30468 руб. В 2008 году эти суммы составляли соответственно 20700 и 28080 руб.

Также с 01.01.2009г. законом  установлена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, на коэффициент 1,085. Это касается размеров пособий по беременности и родам, выплачиваемых женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет.

Тем же законом увеличена  сумма, из которой будет исчисляться  размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 г. размер единовременной страховой выплаты установлен в сумме 56200 руб., в 2010 г. - 60100 руб., в 2011 г. - 64200 руб. Увеличен также максимальный размер ежемесячной страховой выплаты: в 2009 г. - до 43230 руб., в 2010 г. - до 46260 руб., в 2011 г. - до 49410 р.

Финансовый кризис не заставит государство  сокращать расходы на исполнение социальных обязательств и в области  пенсионного страхования. Для нынешних пенсионеров в 2011 году средняя пенсия по старости составит 2 прожиточных  минимума пенсионера (сейчас минимум  равен 4,1 тысячи рублей), в 2016 году - 2,5, в 2020 году - 3, - такие размеры примерно соответствуют пенсии, выплачивавшейся в советское время, которую многие считают "справедливой". Кризис не станет помехой к переходу от налогового к страховому принципу формирования пенсионных накоплений. Это должно произойти в 2010 году, когда вместо ЕСН по ставке 26% предприятия будут

Отчислять от годовой зарплаты сотрудника страховые взносы в размере 34% до тех пор, пока зарплата не достигнет 415 тысяч рублей в год, после чего выплаты прекратятся. Это означает, что максимальный размер пенсии будет не больше 13,8 тысячи рублей. Работникам, которые получает большую зарплату (а таких, по подсчетам Минздравсоцразвития, около 20%), правительство предлагает подумать о повышении своей пенсии самостоятельно. 

                             Заключение

Обязательное  социальное страхование представляет собой часть государственной системы защиты населения. Спецификой его работы является страхование работающих граждан от разного рода рисков, связанных с изменением их материального или социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус. Этим и обусловлены функции ФСС:

Информация о работе Фонд социального страхования : специфика современного этапа