Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения текущих и стратегических целей. Другими словами, он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия для достижения собственниками максимального дохода.

Содержание

1. Субъекты и целевые показатели финансового менеджмента………………3
2. Приемы ускорения востребования долгов. Факторинговые
операции в системе управления дебиторской задолженностью…………..11
3. Финансирование деятельности компании: основные понятия
и категории……………………………………………………………………14
4. Тест № 3……………………………………………………………………....19

Работа содержит 1 файл

ФМ 2.docx

— 40.47 Кб (Скачать)

Надо отметить, что менеджеры  многих российских предприятий либо не осознают необходимость четкой формализации целевой функции управления бизнесом, либо считают это преждевременным. Результативность своей деятельности они оценивают по получению льготных кредитов, по уходу от налогов, по снижению дебиторской задолженности и  др. результатам использования локальных  финансовых механизмов. Однако мировой  и российский опыт  показывают, что в условиях экономической нестабильности значимость системной оценки стратегических функций фирмы, неизмеримо растет.

2. Приемы ускорения  востребования долгов. Факторинговые операции в системе управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и  кредитную политику для малоэффективных  покупателей, пути ускорения востребования  долгов и уменьшение безнадежных  долгов, а также выбор условий  продажи, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств.

Основные приемы управления дебиторской  задолженностью [5, c. 99]: 
- учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности; 
- АВС-анализ в отношении дебиторов;

- анализ задолженности по видам  продукции для определения невыгодных  с точки зрения инкассации  товаров;

- оценка реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности; 
- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов; 
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; 
- определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате; 
- оценка возможности факторинга - продажи дебиторской задолженности. 
Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения.

Анализ такой задолженности  по срокам возникновения: 
- позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;

- определяет области, в которых  необходимы дополнительные усилия  по возврату долгов;

- дает базу для создания резерва  по сомнительным долгам; 
- позволяет сделать прогноз поступлений средств.

Факторинг - это выкуп платежных  требований у поставщика товаров (услуг). Цель факторинга - устранение риска, являющегося  неотъемлемой частью любой кредитной  операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделов банков как раз и призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

С экономической точки зрения факторинг - это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку  клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно право получения платежа по ним, т.е. инкассированием дебиторской  задолженности клиента (получением средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет  на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется. В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму переуступленных ему платежных требовании вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. В нашей стране немедленно или через 2-3 дня поставщик получает от факторингового отдела банка определенный процент от суммы требований. 
Факторинг может широко использоваться в международной деятельности, в частности при финансировании экспорта. Экспортный факторинг представляет собой уступку экспортером своих требований по счетам за экспортируемую продукцию. При этом следует отметить, что факторинг может осуществляться только для тех экспортных операций, срок торгового кредита по которым не превышает 180 дней [9, с. 46 ].

В факторинговых операциях участвуют три стороны: 
- факторинговая компания (или факторинговый отдел банка), т.е. специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у предприятия; 
- предприятие, заключившее соглашение с факторинговой компанией; 
- заемщик - фирма-покупатель товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансирование деятельности компании.

Основные понятия и категории

Финансирование - обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами  затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия. Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств федерального или муниципального бюджетов, а также бюджета субъекта Федерации.

В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций  различают виды финансирования: заработной платы; приобретения предметов длительного  пользования; аренды; транспортных расходов; капитального ремонта; капитального строительства; прочих текущих расходов.

Финансирование организуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций; соблюдения режима экономии [8, с. 206].

Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются  в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и  других хозяйственных структур.

Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты.

Принцип безвозвратности  означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного  на возврате полученного заемщиком  на определенный срок средств с уплатой  процентов за пользование кредитом.

 Принцип расходования  средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученной сумм. Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.

Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового  обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы: собственные средства предприятий; кредиты коммерческих банков; ассигнования из бюджетов.

При возникновении в компании какой-либо инвестиционной задачи или  проекта после принятия решения  о целесообразности их реализации возникают  следующие вопросы: каким источником финансирования воспользоваться и как из множества альтернативных источников выбрать наиболее предпочтительный? Классификацию видов финансирования можно задать по нескольким признакам:

1. В зависимости от  срока, на который требуется  финансирование (что не всегда  совпадает со сроком реализации  проекта или решения других  производственных задач), различают [4, с. 51-52]:

Краткосрочное финансирование (до года)

Цели:

· пополнение оборотных средств (оборотного капитала);

· закупка сырья;

· финансирование незавершенного производства, запасов готовой продукции;

· выплата зарплаты и др.

Долгосрочное финансирование (более года)

Цели:

· обеспечение развития и  роста компании;

· внедрение новых технологий, новых продуктов, оборудования;

· развитие дистрибьюторами  сети;

· развитие систем управления и др.

2. В зависимости от  природы источников (инструментов) различают внутренние и внешние  источники (инструменты) финансирования, классификация которых в сочетании  со сроком, на который требуется  финансирование, выглядит следующим  образом:

Краткосрочные

- внутренние:

· реструктуризация дебиторской  и кредиторской задолженности;

· продажа активов;

· собственные источники: прибыль, фонды;

· амортизация;

· снижение уровня запасов.

- внешние:

· кредиты и займы;

· выпуск векселей и других долговых инструментов;

· дотации, субсидии, господдержка.

Долгосрочные

- внутренние:

· сдача в аренду помещений, оборудования;

· продажа активов;

· продажа убыточных направлений  бизнеса, неосновных производств;

· реинвестирование прибыли, уменьшение дивидендных выплат.

- внешние:

· кредиты и займы;

· эмиссия акций и облигаций;

· бартер;

· факторинг, форфейтинг;

· лизинг;

· проектное финансирование;

· концессионные соглашения;

· госгарантии, налоговые  льготы, гранты и др.

3. В соответствии со  структурой пассивов и необходимостью  возврата привлеченных средств  различают:

Собственные средства

· эмиссия акций;

· прибыль;

· фонды, добавочный капитал;

· бюджетное финансирование;

· гранты.

Заемные средства

· эмиссия облигаций;

· выпуск векселей;

· кредиты и займы;

· лизинг;

· различные типы концессионных  соглашений.

Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям [3, с. 28].

1. В зависимости от  условий предоставления денежных  средств можно выделить:

· собственно финансирование, которое предусматривает предоставление денежных средств без условия  их возврата;

· кредитование, т.е. предоставление определенной денежной суммы при  условии возврата ее через определенный промежуток времени.

Первый вид финансирования можно охарактеризовать как финансирование в узком смысле слова. Сочетание  же собственно финансирования и кредитования представляет собой финансирование в широком смысле слова.

Кредитование, как и собственно финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное  звено в финансовой системе, имеет  особые специфические методы перераспределения  временно свободных денежных средств. В связи с этим кредитные правоотношения следует рассматривать как часть, подсистему финансовых правоотношений.

2. В зависимости от  источника получения денежных  средств финансирование бывает:

· внутреннее;

· внешнее.

Внутренние финансовые ресурсы  образуются в процессе хозяйственной  деятельности организаций. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.

Основные формы внешнего финансирования - это получение безвозмездной  финансовой помощи из бюджетных и  внебюджетных источников, привлечение  банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные. Основной упор в финансировании субъектов МП надо делать на внебюджетные источники - банковское и небанковское кредитование, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.д.

Информация о работе Финансовый менеджмент