Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:35, контрольная работа
Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального управления движением денежных потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения текущих и стратегических целей. Другими словами, он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия для достижения собственниками максимального дохода.
1. Субъекты и целевые показатели финансового менеджмента………………3
2. Приемы ускорения востребования долгов. Факторинговые
операции в системе управления дебиторской задолженностью…………..11
3. Финансирование деятельности компании: основные понятия
и категории……………………………………………………………………14
4. Тест № 3……………………………………………………………………....19
1. Субъекты
и целевые показатели
Финансовый менеджмент
представляет собой систему рационального уп
М. Н. Крейнина формулирует следующие цели финансового менеджмента [1, с. 18]:
1. определить все финансовые последствия тех или иных решений по вопросам работы предприятия;
2. найти способы устранения или смягчения влияния на финансовое состояние отрицательных последствий;
3. формирование нормативных показателей деятельности предприятия (“в первую очередь такими показателями являются коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости”;
4. определение направления изменения показателей (рост, снижение или сохранение имеющегося уровня)
Выдвигая такую систему целей, автор исходит из того, что “исходной базой для управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния”, “глубокий финансовый анализ и оценка качества фактического финансового состояния предприятия – это основа для принятия управленческих решений”.
Таким образом,
По мнению А.Д. Шеремета и Р.С. Сейфулина, целевыми показателями финансового менеджмента являются [7, с. 213]:
Однако непонятно, что понимается под “Эффективным воспроизводством капитала”, и, кроме того, все эти три показателя можно свести в один – обеспечение роста дохода предприятия.
М.В. Романовский и О.В. Врублевская предлагают выделять отдельно стратегические и тактические цели финансового менеджмента.
К стратегическим целям относятся:
1. Выживание компании в условиях конкурентной борьбы. Применение данного показателя в качестве целевого изначально ориентирует финансовых менеджеров на изыскание всех внутренних резервов для стабилизации положения, сохранения предприятия, но при том наблюдается слабая связь с внешним окружением фирмы. Показатель хорош лишь для краткосрочного периода и кризисных ситуаций и не поддается формализации;
2. Избежание банкротства и крупных финансовых неудач. Выбор данной цели в качестве ориентира позволяет избежать неблагоприятных тенденций в деятельности компании, учесть все возможные риски и не допустить ухудшения ее финансового состояния. Однако в РФ до сих пор существуют сложности с формированием нормативной базы в области банкротства предприятий а “отсутствие статистических материалов по организациям – банкротам не позволяет скорректировать методику определения вероятности приближения стадии кризиса организациями с помощью исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учетом российских экономических условий, и определение данных коэффициентов экспертным путем не обеспечивает их достаточной точности” что может привести к ошибкам в диагностике. Кроме того, ориентация на данный целевой показатель возможна лишь в том случае, когда на лицо проявление неустойчивого финансового положения предприятия.
3. Лидерство в борьбе с конкурентами. Данный показатель больше подходит для экономической стратегии, а не финансового менеджмента.
4. Максимизация рыночной стоимости компании. При выборе данного показателя в качестве целевого менеджеры направляют свои усилия на повышение инвестиционных качеств ценных бумаг, рост спроса на них и обеспечение компании дополнительными финансовыми ресурсами. Однако для достижения этой цели требуется обеспечить финансовую прозрачность деятельности компании. В целом этот показатель подходит для АО, фирм, котирующих акции на бирже и может избираться как целевой только в условиях хорошо развитого финансового рынка.
5. Рост объемов производства и реализации. Выбор данного показателя обосновывается тем, что многие менеджеры отождествляют себя (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами своей компании в большей степени, нежели с ее прибыльностью.
6. Максимизация богатства владельцев компании. Следует учесть, что данный критерий может не работать в фирме с единоличным владельцем и ограниченным их числом, критерий также не действует, если перед фирмой стоят другие задачи, нежели получение максимальной прибыли для владельцев (к примеру, социальные). Нередко аналитики рассматривают в качестве цели компании максимизацию благосостояния владельцев собственного капитала компании. Более того, эта цель трансформируется в максимизацию рыночной капитализации, т.е. в максимизацию цены обыкновенной акции. Следовательно, данная цель дублирует такой вышеназванный целевой показатель как максимизация рыночной стоимости фирмы. В ее основе также заложена идея развития общества, которой придерживаются в большинстве экономически развитых стран Запада: “достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции интересов в основы этой теории лежит предпосылка, что превышение достатка владельцев компании заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в увеличении рыночной цены на собственность. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акции, должно приниматься владельцами и (или) управляющим персоналом компании”.
7. Максимизация прибыли (обычно подразумевается, что речь идет о прибыли с позиции не разового, а долгосрочного ее получения). Данный критерий может быть поставлен во главу принятия решений, всеми фирмами любых организационно-правовых форм и масштабов деятельности при условии, что они являются прибыльными. Применение данного показателя имеет и свои недостатки. Во-первых, существуют различные виды показателей прибыли и не ясно, на какой из них ориентироваться, поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности управленческих решений. Во-вторых, данный критерий не сработает, если две альтернативы различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования (это вызывает необходимость выравнивания прибыли во времени, т.е. дисконтирования). В-третьих, критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением. Кроме того, в идеале, когда предполагается равнодоступность информации и наличие, например, опытного руководства, достичь такого максимума невозможно. Поэтому зачастую применяется понятие “нормальной прибыли”, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Также следует отметить, что данная цель вступает в противоречие с приведенной выше целью максимизации благосостояния собственников компании. “Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Так, полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего, предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития. Неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, что в конечном итоге приводит к снижению его рыночной стоимости. Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель”.
8. Минимизация расходов. Применение данного показателя обеспечивает снижение себестоимости продукции и издержек производства, дает возможность снижения цен и, как следствие, возможность захвата рынка, а также является для предприятия стимулом к инновациям. Однако, в то же время, это способствует росту налогов, развертыванию ценовой войны. Он может повлечь за собой снижение качества продукции и упущенные возможности. Ориентация на данный показатель целесообразна при внедрении предприятием новых технологий, высоком уровне организации производства, возможности доступа к дешевым ресурсам и больших масштабах производства.
9. Обеспечение рентабельности деятельности фирмы. Стремление к достижению этой цели будет способствовать созданию хорошей репутации предприятия, а, следовательно, возможности привлечения дополнительных источников финансирования (в т.ч. кредитов), росту дивидендов и курсовой стоимости акций. Кроме того, данный показатель отличается удобством формализации. Но следует учесть, что существует множество показателей рентабельности и необходимо выбрать, на какой из них в первую очередь должно ориентироваться предприятие, и что применение данного критерия возможно лишь для прибыльных предприятий.
Среди зарубежных авторов следует отметить систему целевых показателей, определяемую Ю. Бригхемом и Я. Гапенски. Данная система показателей может применяться практически на любом предприятии [2, c. 147]:
1. Достижение целевой структуры капитала. Ориентация на данный показатель позволяет осознать многие преимущества заемного финансирования по сравнению с финансированием за счет собственного капитала, а также определить оптимальную структуру капитала данной фирмы. Но следует учесть, что целевая структура капитала у различных предприятий различных отраслей своеобразна, и ее сложно обосновать.
2. Целевой остаток денежных средств на расчетном счете. Применение этого показателя позволяет обеспечить текущую деятельность предприятия и страховой запас на случай непредвиденных операций.
3. Увеличение цены акций фирмы.
4. Максимизация темпов роста прибыли и дивидендов на акцию при допустимом уровне риска; обеспечение определенного размера доходов на одну обыкновенную акцию, или доходность акционерного капитала. Данный показатель напрямую связан с благосостоянием собственников, стимулирует спрос на акции компании и обеспечивает приток дополнительных финансовых ресурсов. Но, в то же время, происходит отвлечение средств от других направлений их использования (к примеру, от реального инвестирования) и не учитывается риск не получения дохода. Данный показатель целесообразно использовать в качестве целевого в условиях высокой инфляции, т.к. это относительный показатель и он наглядно характеризует реальную ситуацию, хотя и не учитывает временную стоимость денег.
Таким образом, содержание финансового
менеджмента определяется целевыми
установками владельцев и высшего
управленческого персонала