Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:20, дипломная работа
Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.
а) трудовые;
б) материальные;
в) временные;
г) финансовые;
д) моральные.
- эффективность управления;
- сочетание централизации и децентрализации в управлении (в каждой конкретной системе управления должен быть оптимальный уровень централизации (децентрализации) выполнения соответствующих функций).
Приведенные принципы управления
характерны для любой подсистемы.
Вместе с тем каждая подсистема системы
должна формироваться и
- разделение труда;
- единоначалие;
- подчиненность личных интересов общим;
Рассматривая деятельность
банка в целом как комплекс
и дифференцированно как
Роль и значение рисков в банковском менеджменте могут быть сконцентрированы на следующих направлениях.
Классическое воздействие
рисков и шансов формирует большую
или меньшую вероятность
- получения разрешений и проектной документации (условия местных властей и проектных организаций);
- полного осуществления по всем параметрам запланированной постройки или перестройки (архитектурный надзор, требования строительной и конструкторской безопасности, местные условия);
- детального исполнения очередности и сроков строительства (снабженческие организации, возможности и менеджмент строительных организаций);
- выполнения сроков начала работы (требования банковского надзора к конструкциям помещений для обеспечения безопасности функционирования, операций, информации и т.д.).
Определенные, иногда очень значительные, риски несет процесс комплектации персонала банка, довольно часто представляющий в современных казахстанских условиях относительно стабильный по составу и мобильный по местонахождению коллектив. Подготовка работников банка, их обучение и повышение квалификации не всегда адекватны усилиям и затратам на нее, что может быть связано с некомпетентным составом преподавателей, а чаще методических и руководящих кадров учебных заведений, с плохо адаптированными зарубежными программами, с чрезмерным увлечением и с попытками повсеместного внедрения отдельных наук и методик, даже там, где само их применение - фактор риска. Комплектация персонала часто происходит в условиях конкурентной борьбы за лучшие кадры и несет свои риски. Это и переманивание, ведущее к потере кадров, и чрезмерные запросы на оплату труда, и своеобразные ситуации, когда работник после периода адаптации и получения навыков работы, не беря на себя особой нагрузки, переходит на другое место, где повторяет этот же цикл, и опасность "переноса" конфиденциальной информации на новое место работы уволившимся работником. Кроме того, сам процесс подбора кадров несет опасность появления на всех иерархических уровнях банка (так как он часто осуществляется не совсем профессиональными сотрудниками и, возможно, под давлением среды - знакомства, родственные связи и т.д. ) людей некомпетентных, не имеющих необходимых специальных знаний, но способных, в силу черт характера и преувеличения собственной значимости, вызвать существенные по силе и масштабу конфликты в коллективе. Часто должности, ими занимаемые, и вообще не нужны, но хорошо оплачиваемы (синекуры нередки в постсоветских предпринимательских структурах).
Информационное обеспечение банковской деятельности сопряжено с опасностями, а соответственно и с дополнительными затратами или потерями в случае:
1) неполного сбора необходимой
информации и невозможности из-
2) несоответствия объема
дополнительной, справочной информации,
способной значительно
3) чрезмерной массы случайной
информации, что значительно "засоряет"
информационные каналы и
4) увлеченности формализованными методиками сбора и обработки информации, чаще всего совершенно неадекватными реальной, многофакторной, динамичной ситуации рынка;
5) нераспознания и, соответственно, использования при принятии серьезных решений дезинформации - "обманки", подготовленной (или заказанной) и "запускаемой" конкурентами;
6) наличия на информационном
рынке коммерческих
Отклонения и от сценариев, и от результатов, планируемых и ожидаемых, особо проблемный в менеджменте при проведении банковских операций и осуществлении банковских сделок, то есть в финансовых сферах банковского менеджмента. Риски здесь чрезвычайно значимы, так как могут:
- значительно увеличить сроки осуществления операций;
- изменить качественные
характеристики банковских
- потребовать дополнительных усилий и затрат (организационных, технических, финансовых);
Однако что при этом формируется - риски или шансы - это зависит от конкретной ситуации. Так при излишке финансовых ресурсов на рынке и, соответственно, снижении их ценностных характеристик досрочное изъятие вклада или закрытие счета несет шанс экономии издержек банка по оплате привлечения ресурсов, а досрочный возврат кредита - риск потерь в связи с необходимостью дополнительных затрат по размещению этих незапланированных пассивов и падению процентных ставок. Дефицит финансовых ресурсов и рост их стоимости меняют позицию риска и шанса на альтернативные.
Влияние факторов окружающей среды, как прямых, так и косвенных, может играть положительную или отрицательную роль и в ходе обеспечения хозяйственной деятельности банка как учреждения. Определенный элемент непрофессиональности банковских работников в этой сфере может привести к недоучету их важности и значения, к возможности затруднить, сделать более затратной, а в крайнем проявлении и парализовать работу банка.
Довольно высокий уровень естественной монопольности сферы коммунальных услуг, например, делает их персонал реальными хозяевами положения, диктующими потребителям свою волю. В итоге - альтернатива проблемная во всех направлениях. Либо рост затрат на жизнеобеспечение банка в связи с необходимостью согласия на навязываемый пакет дополнительных услуг, обслуживания, надзора и т.д., либо "неожиданные" аварии, поломки, отключения и т.д., причем в самые ключевые периоды (оперативная работа, зимнее время, процесс контактов с важными партнерами и иные).
Приведенные выше ситуации
наглядно иллюстрируют серьезное значение
рисков с точки зрения тех опасностей
и потерь, которые они несут. Из
этого следует целый ряд
С наличием рисков связана
необходимость, если не самого существования
(она предопределена и без этого),
то высокой интенсивности и
К ним можно отнести например:
- информационное обеспечение
как создание, активизация, поддержание
информационных потоков,
- защита информации (засекреченная
система связи, помещения
- информационная защита
как информационное
- документирование операций
и сделок банка, позволяющее
зафиксировать и
- юридическая защита, создание
и поддержание в банке
- физическая защита зданий,
помещений, ценностей, а также
наиболее влиятельных
Специфические направления банковской деятельности, связанные с риск-менеджментом, также значимы для банка с позиций необходимости наличия в его системе организационных структур, эти действия организующих, выполняющих и контролирующих. В текущей работе банков эта задача, как правило, решается в двух вариантах:
1) функции риск-менеджмента включаются в штатные расписания работников оперативных отделов и комитетов (депозитного, расчетного, кредитного, ценных бумаг и т.д.), а также служб банка (кадров, юридического, административно-хозяйственного отделов и т.д.);
2) создаются и включаются
в организационную структуру
банка подразделения,
Примером могут служить
рекомендации о включении в организационную
структуру банка таких
- службы контроллинга;
- отдел экономического
анализа и изучения
- группы анализа кредитов;
- группы проблемных кредитов;
- отдел страхования депозитов;
- отдел контроля и аудита;
- группа наблюдения за
выполнением требований
Есть и предложения
по организации более
Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках