Финансовый менеджмент в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:20, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.

Работа содержит 1 файл

диплом фин мен.docx

— 86.56 Кб (Скачать)

1 Финансовый менеджмент  в коммерческих банках

 

 

1.2 Цели и задачи финансового менеджмента в банке

 

Цели и задачи финансового  менеджмента в коммерческом банке – это определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств. В качестве примера параметров, влияющих на устойчивость банка, могут выступать: максимизация прибыли банка, максимизация ликвидности банка, сбалансированность прибыльности и ликвидности банка.

В цели и задачи финансового  менеджмента в банке не включают следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, банковское право, валютное регулирование, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая  обязательное резервирование под обеспечение  операций с ценными бумагами и  выдаваемых кредитов. Это объясняется  тем, что всё вышеперечисленное  является директивными нормами, которые  введены на уровне государства (Центральный  Банк, Министерство финансов и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние  условия банковской деятельности.

Цель финансового менеджмента  в банке – внедрять и развивать  новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы  они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали  рыночную стоимость акций.

Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента  сводятся к решению проблемы выживания  в кризисных условиях и сопряжены  со всеми понятиями хозяйственной  деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это  требует постановки финансового  менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса  неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.

Современные сложности управления денежными средствами (денежные и  неденежные формы расчетов в бухгалтерском учете смешиваются и выступают в виде формального денежного оборота) только подчеркивают обоснованность указанного приоритета.

Финансовый менеджмент в  банках сфокусирован на управлении бизнес-процессами и охватывает такие направления  как планирование, принятие управленческих решений и контроль. При этом важнейшей  особенностью финансового менеджмента является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики.

Современное банковское дело относится к одной из самых  динамичных сфер экономики. Техническая  революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические  кризисы привели к повышению  рискованности банковской деятельности. На нынешнем этапе развития банковской системы главная задача заключается  в поиске реальных путей минимизации  рисков и получения достаточных  доходов для сохранения средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, объединенных понятием менеджмента.

Во всем мире менеджмент рассматривается как один из важнейших  факторов повышения эффективности  деятельности. В условиях жесткой  конкуренции, сопровождающий развитие рыночной экономики, необходимо постоянно  совершенствовать системы и формы  управления, быстро овладевать накопленных  в теории и практике знаниями, находить новые неординарные решения в  динамичной ситуации. Только такой  подход к управлению обеспечивает выигрыш  в конкурентной среде или менее  нормальные условия развития организации.

Банковская деятельность в современном мире - одна из наиболее конкурентных, поэтому успех и жизнедеятельность банка существенно определяется его менеджментом. Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером и особенностями осуществления банковских операций.

Коммерческий банк - это  финансовый институт, который предлагает широкий спектр услуг по кредитованию, сбережения средств и проведения платежей. Банк выполняет разнообразные  финансовые функции любого предприятия  в экономике, а также является проводником монетарной политики государства. Всего банки хранят и распоряжаются  общественным капиталом, а следовательно, должны нести ответственность перед владельцами за сохранность денежных средств. Специфической особенностью банковской деятельности является то, что банки работают в основном с чужими деньгами, которые временно аккумулированные на их счетах. Поэтому надежность отдельного банка и банковской системы в целом рассматривается как необходимое условие их деятельности.

Однако банки - не благотворительные  организации, и главной целью  их деятельности является получение  прибыли от предоставления финансовых услуг и осуществления банковских операций. Доходность выступает главным  показателем эффективности работы любого банка, а уровень надежности определяется размером совокупного  риска, на который подвергается конкретный банк. Именно эти категории - прибыль  и риск - рассматриваются как основные критерии оценки уровня банковского  менеджмента. Банковский менеджмент - это наука о надежные и эффективные системы управления всеми процессами и отношениями, которые характеризуют деятельность банка. Увеличение доходности и снижение риска являются двумя основными направлениями банковского менеджмента. Под процессами и отношениями понимают всю совокупность финансовых, экономических, организационных и социальных сфер банковской деятельности.

Объектом управления является коммерческий банк вместе со всеми  аспектами банковской деятельности во взаимосвязи с политико-правовым и социально-экономической средой. В понятие «коммерческий банк» вкладывается широкий смысл, поэтому объекты управления и исследования конкретизируются так: капитал; привлечены и заимствованные ресурсы; активы; финансовый инструментарий; методология; организационные структуры; банковские продукты; персонал; информационные потоки; внутри банковские операции; материально - техническая база; учет и отчетность; финансовые результаты и налоги; безопасность; связи с общественностью, другие.

Субъект управления - это  ответственное лицо или группа лиц, имеющих право принимать управленческие решения и несут ответственность за эффективность осуществляемого процесса управления банком. В коммерческом банке субъектами управления являются члены Правления банка, члены Совета директоров банка, лица, которые занимают руководящие должности (руководство), команда менеджеров, которые непосредственно осуществляют процесс управления. Все субъекты управления часто объединяют под одним названием - менеджмент (руководящий состав) банка.

Банковский менеджмент, как  и каждая наука, базируется на определенных принципах и направлен на выполнение конкретных функций с помощью  инструментария для достижения поставленных целей. Менеджмент характеризуется принципами, которые являются общими для всех сфер деятельности: направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей; единство цели, результата и средств его достижения; комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль; единство стратегического (перспективного) и тактического (текущего) планирования для обеспечения непрерывности соответствующего процесса; контроль за принимаемыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации; материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива и каждого его члена в частности; гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи. Согласно классической теории управления выделяют четыре основные функции менеджмента: анализ информационных потоков; планирование; регулирования; контроль.

Анализ охватывает всю  совокупность факторов, которые определяют условия функционирования банка  в текущем периоде и в будущем. Целесообразно исследовать влияние  факторов, згрупувавшы их средой возникновения на внешние относительно банка и внутри банковские. Результатом аналитической работы должно стать качественная информация, на основании которого осуществлялись бы другие функции менеджмента. Планирование деятельности рассматривается как центральная звено всего процесса управления банком и главная функция менеджмента. Но фактически планирования еще не заняло надлежащего места в управлении подавляющим большинством банков. Под регулированием понимают процесс оперативного управления, т.е. принятия текущих управленческих решений.

Функция контроля заключается  в проверке выполнения принятых управленческих решений и обеспечивает возможность  непрерывного осуществления процесса управления банком. Необходимым условием эффективности контролирующей функции  является целесообразным и оправданное  сочетание различных видов контроля. Инструментарий банковского менеджмента  включает совокупность методов, приемов, средств и форм достижения целей  и выполнения задач, которые поставлены перед банковским учреждением.

Методы управления - это  средства воздействия на объект управления с целью достижения определенных целей. Методы управления делятся на экономические, административные, социально-психологические, правовые.

Организационные формы построения банка подразделяются на функциональные и адаптивные, включая проектные, матричные структуры и конгломераты. В процессе управления банком прибегают к различным средств воздействия на объект управления, выбор которых зависит от специфики той или иной сферы банковской деятельности. Одним из главных средств управления являются процентные ставки (как по депозитам, так и по кредитам), а также: валютные курсы; уровень доходности ценных бумаг; способы выдачи и погашения кредитов; уровень обслуживания клиентов; реклама и т.д.

Выбор конкретных инструментов банковского менеджмента в первую очередь определяется теми целями, которые формулируются в процессе управления. Цели и задачи, которых  стремится достичь банк, обусловливающие формирование стратегии, тактики и определяют эффективность менеджмента. Определение главной цели не исключает существования множества других целей и задач в различных сферах управления банком. В соответствии с экономической теорией приоритетная задача менеджмента состоит в максимизации рыночной стоимости фирмы, а рыночная цена акций считается наилучшим показателем результативности работы. Банки не являются исключением из этого правила, поскольку большинство коммерческих банков относятся к акционерных и их владельцы заинтересованы в росте стоимости акционерного капитала и соответствующих доходов. Стоимость акционерного капитала зависит от двух основных факторов - чистой прибыли и уровня риска банковских операций. Стоимость акций банка будет расти, если ожидается повышение дивидендные выплаты в будущем, или снижается уровень риска, который берет на себя банк. Менеджеры могут работать, имея целью увеличить будущие доходы банка или снизить рискованность операций или соединить выполнения обеих задач, чтобы повысить стоимость акций банка.

Главная цель деятельности банковского учреждения, как и  любого коммерческого предприятия, заключается в получении прибылей. Но перечень задач, стоящих перед  банковским менеджментом и требуют  эффективного решения, гораздо шире, чем максимизация прибылей.

Задача банковского менеджмента: обеспечение прибыльной деятельности; удовлетворение потребностей клиентов в структуре и качеству предлагаемых банком услуг; наличие адекватных систем контроля за уровнем банковских рисков; создание эффективной организационной  структуры банка; организация работы систем контроля, аудита, безопасности, информационных и других систем, обеспечивающих жизнедеятельность банка; создание условий для набора квалифицированных  сотрудников и полной реализации их потенциальных возможностей; создание систем подготовки, переподготовки и расстановки кадров; обеспечение условий для осуществления сильного и последовательного управления банком; создание условий для повышения культуры сотрудников, наличие общих ценностей, обеспечение морального климата в коллективе.

Одной из необходимых признаков  хорошо управляемого банка является соответствие его деятельности нормативным  требованиям органов банковского  надзора и законодательству страны. Но этого недостаточно. Качество банковского  менеджмента определяется совокупностью  таких факторов, как стиль руководства, методы преодоления конкуренции, размер и структура банка, эффективность  применяемых методов управления, лидерство и компетентность в  определении политики, стратегии  и управленческих функций. Часто  банковские аналитики считают блестящие  характеристики руководящего состава  банка признакам четкого, высокоэффективного управления. Наличие квалифицированного руководства хоть и очень очень важный фактор, но он не должен рассматриваться как единственный критерий для определения качества управления.

Эффективность процесса управления зависит от способности предсказывать  будущее, думать на перспективу и  пристально контролировать риски. Определяющим является качество подготовки и уровень  профессионализма, компетентности всего  персонала банка. Кроме того, успех  этого дела невозможен без приоритета общечеловеческих ценностей в системе  ценностей банка. Как видим, большинство  перечисленных признаков не подлежащих количественному измерению и относятся к группе качественных характеристик банковского менеджмента. Банковский менеджмент нередко рассматривают как искусство, которое не поддается точному определению, а воплощается на практике, подчиняясь собственным законам. Ведь управленческие решения часто основываются на интуиции, восприятии и ожидании изменений параметров рынка, предусмотренные движения финансовых показателей. Поскольку банковская деятельность тесно связана с состоянием финансовых рынков, а основной их характеристикой является изменчивость, то результат управления банком существенно определяется умением предвидеть эти изменения и соответственно реагировать и координировать деятельность.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческих банках