Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ финансового менеджмента малого бизнеса и факторов влияния на него.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла;
Глава 1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла. 5 Глава 2. Особенности финансового анализа предприятия малого бизнеса. 9 Глава 3. Оценка стоимости малого бизнеса. 16
Глава 4. Практическая часть: оценка стоимости малого бизнеса предприятия ОАО "Северсталь". 20
Заключение. 26
Список литературы. 27
Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния составляет бухгалтерская отчетность. Чтение и анализ бухгалтерской отчетности компании входит в число основных функций менеджера. С позиции обеспечения управленческой деятельности можно выделить три основные требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность. Она должна содержать необходимые данные для:
- принятия обоснованных управленческих решений в
области инвестиционной политики;
- оценки динамики и перспектив изменения прибыли
предприятия;
- оценки, имеющихся у предприятия ресурсов,
происходящих в них изменений и эффективности их использования.
Обеспечение этих требований основывается на одном из важнейших принципов подготовки бухгалтерской отчетности – принципе соответствия вложений и востребованной информации.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
В условиях рынка финансовый анализ представляет собой накопления
трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:
- оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
- оценить возможность и целесообразные темы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
- спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.
В основе финансового анализа, как и финансового менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности.
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.
Выделяют 3 основные типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.
Дескриптивные модели (описательного характера) являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальной и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все
эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.
В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать
структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.
Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или отчета о прибылях и убытках.
Система аналитических коэффициентов – ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы. Известны десятки этих показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют 5 групп показателей по следующим направлениям финансового анализа:
1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют описать и
проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим
обязательствам. В основу алгоритма расчета заложена идея сопоставления
текущих активов с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате роста устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности, рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности.
2. Анализ текущей деятельности. С позиции кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности может быть оценена протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности.
3. Анализ финансовой устойчивости. С помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости,
степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.
4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов и анализируют рентабельность капитала в целом. Поэтому основными показателями являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.
5. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов. Выполняется в компаниях, имеющих котировки своих акций на фондовом рынке или предприятием, имеющим временно свободные денежные средства и желающие вложить их в ценные бумаги.
Предикативные модели – это модель предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенным из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического и ситуационного анализа.
Нормативные модели – они позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.
Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.
В настоящее время существует экспресс-анализ и детализированный анализ финансового состояния. Целью анализа является наглядная простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа можно
предположить расчет показателей имущественного положения, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, положения на рынке ценных бумаг и дополнить его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап – основной в экспресс-анализе: его цель – обобщенная оценка
результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с различной степенью детализации в интересах пользователей.
Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
Ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так,
коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.
Оценка ликвидности и платежеспособности может быть выполнена с определенной степенью точности. Для экспресс-оценки, чем значительнее размер денежных средств на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей.
С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия характеризуется структурой источников средств, степенью зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Результативность и экономическая целесообразность функционирования
предприятий измеряются абсолютными и относительными показателями.
В рамках экспресс-анализа целесообразно использовать следующие таблицы:
- хозяйственные средства предприятий и их структура (величина
собственных средств, основные средства, нематериальные активы, оборотные средства, собственные оборотные средства);
- основные средства предприятий и их структура (стоимостная оценка
основных средств, коэффициенты износа и обновления);
- структура и динамика оборотных средств предприятия;
- основные результаты финансово-хозяйственной деятельности
предприятия (товарооборот, прибыль, рентабельность, уровень валового дохода, уровень издержки обращения, фондоотдача, выработка, показатели оборачиваемости);
- эффективность использования финансовых ресурсов (рентабельность
финансированного и собственного капиталов).
Обычно экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Цель детализированного анализа состояния предприятия – более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа.
В общем виде программа углубленного анализа выглядит следующим образом.
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения
субъекта хозяйствования.
1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
1.2. Выявление «больных» статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.
2.1. Оценка имущественного положения.
2.1.1. Построение аналитического баланса – нетто.
2.1.2. Вертикальный анализ баланса.
2.1.3. Горизонтальный анализ баланса.
2.1.4. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
2.2. Оценка финансового положения.
2.2.1. Оценка ликвидности.
2.2.2. Оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности.
3.1. Оценка основной деятельности.
3.2. Анализ рентабельности.
3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг.
Глава 3. Оценка малого бизнеса.
Процедура оценки малого бизнеса является процессом, целью которого является проведение профессионального расчета стоимости бизнеса или определенного предприятия, либо некоторой части в них. Профессиональные работы по оценке необходимы по самым разным причинам – но так или иначе, все руководители бизнеса или предприятий сталкиваются с проблемой их проведения. Ведь не имея данных по стоимости довольно сложно осуществлять какие-либо обоснованные действия или манипуляции, которые будут связаны с продажей или покупке прав на собственность. Если говорить элементарным и простым языком, то оценка малого бизнеса в качестве результата представляет стоимость бизнеса.
Наша компания готова предложить проведение качественной оценки стоимости бизнеса, при помощи которой смогли бы принять серьезное и ответственное решение относительно будущего развития бизнеса или в отношении совершения сделки с бизнесом.
Вот некоторые разновидности оценки малого бизнеса:
Оценка мажоритарных (иначе – контрольных, блокирующих) пакетов акций. Чаще всего такая разновидность оценки является наиболее востребованной и предоставляет наиболее полную информацию о стоимости бизнеса целиком или стоимости определенного самого большого пакета акций;
Оценка малого бизнеса путем проведения анализа стоимости миноритарного пакета акций. В этом случае производится оценка одной единицы акций в составе миноритарных пакетов. Имеет большое распространение именно в бизнесе малых размеров, где большой пакет акций еще не сформировался;
Профессиональная оценка имущественных комплексов. Большое внимание в такой работе уделяется проведению оценки малого бизнеса и оценке главных активов компании – здания, сооружения, сети, коммуникации, земельные участки, транспортные средства и оборудование. Вместе с тем осуществляется проведение анализа финансовых потоков предприятия;
Проведение оценки акций предприятий, которые так или иначе котируются на рынке. Это очень редкий, даже частный случай такой исследовательской работы, которая зачастую сводится к полномасштабному анализу котировок, состояния рынка и выявления ставки дисконта.
В оценке малого бизнеса в качестве товара выступает сам бизнес. Поэтому следует выявить ряд факторов бизнеса как товара:
Бизнес представляет собой инвестиционные товар, так как процесс вложения в него имущественных ценностей проводится с целью возврата средств и покрытия полного набора рисков в будущем. Все расходы на ведение бизнеса и получение доходов с него различаются по времени. Важно учесть, что суммы ожидаемых сумм прибыли неизвестны, а при оценке такие суммы тем более имеют достаточно неточный характер, и поэтому инвесторам важно внимательно учитывать возможность и риск неудачи, потому что в один момент все вложенные инвестиции могут просто пропасть или же вернуться, но не покрыть большое количество расходов, рисков и не принеси прибыли (в лучшем варианте). Если же бизнес в соответствии с доходностью и с учетом периода их получения меньше, чем общее количество издержек на его приобретение, то он, вне всяких сомнений, будет терять всю инвестиционную привлекательность. Так, при проведении оценки малого бизнеса текущие стоимости определенных доходов в будущем, которые, скорее всего, получат инвесторы, представляет собой понятие рыночной стоимости.