Финансовый менеджмент и его роль в управлении финансами организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление состояния и путей совершенствования финансового менеджмента организации. В работе определяются роль, цели и содержание финансового менеджмента. Рассчитываются базовые показатели финансового менеджмента. Определяются назначение, методы расчета показателей, характеризующих риски предприятия. Сравниваются различные способы определения этих показателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Цель, задачи, базовые понятия финансового менеджмента……………….4
1.1. Сущность, функции, цель и задачи финансового менеджмента………4
1.2. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента………………………………………...7
1.3. Основные этапы развития финансового менеджмента……………..…11
2. Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия..………12
2.1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия……………………………………………………………………12
2.2. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма…………………………………………………………14
2.3. Сферы финансового менеджмента………………………………..…..…15
3. Управление капиталом предприятия………………………………………...16
3.1. Источники и методы финансирования…………………………………16
3.2. Понятие дивидендной политики и основные теории…………………18
3.3. Управление источниками финансирования оборотных активов и виды стратегий финансирования……………………………………………………21
4. Приложение………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая-фин.менеджмент.doc

— 187.00 Кб (Скачать)
    • оценка и анализ активов и источников их формирования;
    • оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;
    • оценка источников дополнительного финансирования;
    • формирование системы контроля за составлением и эффективным использованием финансовых ресурсов.
  1. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:
    • оценка объема требуемых финансовых ресурсов;
    • выбор форм их получения;
    • оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;
    • оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и др.);
    • оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.
  1. Распределение и использование финансовых ресурсов:
    • анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера;
    • оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
    • целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;
    • оптимальное использование оборотных средств;
    • обеспечение эффективности финансовых вложений.

3. Управление капиталом  предприятия

3.1. Источники  и методы финансирования 

     В общем виде все источники  финансирования можно разделить на две группы.

  1. Внутреннее финансирование – подразумевает использование СК, который по источникам формирования имеет следующую структуру:

    СК

     

    взносы  учреди- амортизация пожертвования,  резервы

    телей:      благотв. взносы,  и фонды

           целев. фин-ние  

          1.уставный капитал        1.резервный

    2.эмиссионный  доход          капитал            2.добавочный               капитал            3.нераспред.

                                                                         прибыль

     2. Внешнее финансирование : его источник  – ЗК 

ЗК 
 

облигационные   банковские коммерческие государ.        «спонтанное

займы    кредиты  кредиты  кредиты   финан-ние

                                                                            или креди-

                                                                        торская за-

                                                                        долженность 

   Внешнее финансирование может быть не только заемным, но и формировать СК предприятия  в процессе дополнительной (вторичной) эмиссии акций.

   Рассмотрим  принципиальные различия между ЗК и  СК. 

Признак СК ЗК
1. Право  на участие в управлении капиталом дает нет
2. Право  на получение части прибыли  и имущества по остаточному  принципу практически дает первоочередное право
3. Срок  возврата капитала не установлен по договору
4. Льготы  при налогообложении нет есть, в зависимости  от вида ЗК

     В процессе функционирования  предприятия используется 4 основных  способа финансирования. Они, в  основном, связаны с внешними источниками. 

Методы  финансирования Преимущества Недостатки
1. закрытая  подписка на акции между прежними  и новыми акционерами Контроль за предприятием не утрачивается; финансовый риск возрастает незначительно Объем финансирования ограничен и может сложиться высокий уровень стоимости привлечения средств
2. открытая  подписка Возможна мобилизация  крупных денежных средств на достаточно большие сроки; финансовый риск возрастает незначительно Возможна потеря контроля над предприятием
3. долговое  финансирование Возможно привлечение  солидного объема ресурсов; контроль за предприятием не утрачивается; возрастает рентабельность СК Финансовый  риск возрастает; срок использования  и возмещения ограничен
4. комбинированный Преобладание  тех или иных преимуществ (недостатков) наблюдается в зависимости от количественных параметров сформированной структуры средств

     Внутренне финансирование основано  на использовании собственных  финансовых ресурсов (амортизация  и прибыль) и должно обеспечить  процессы самоокупаемости и самофинансирования. 
 

3.2. Понятие дивидендной  политики и основные  теории 

Термин  «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли  в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения  прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно- правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с  долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

      Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой  пропорциональности между текущим  потреблением прибыли и будущим  ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, то  с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

      Исходя  из цели дивидендной политики, под  дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

      Наиболее  распространенными и востребованными  теориями дивидендной политики являются:

  1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам должны выплачиваться по остаточному принципу.
  2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже , т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущем ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.
  3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим дохода собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.
  4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое;8 реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.
  5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет  капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.
 
 

3.3. Управление источниками финансирования оборотных активов и виды стратегий финансирования 

    В теории финансового менеджмента  принято выделять различные стратегии  финансирования текущих активов  в зависимости от отношения менеджера  к выбору величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами (ОК=ДП-ВА). Следовательно, каждой стратегии поведении соответствует свое базовое уравнение.   

    Идеальная модель основана на взаимном соответствии категорий «текущие активы» и «текущие обязательства». Модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. В реальной жизни такая модель практически не встречается. Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов, т.е. базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид: ДП=ВА

    Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае оборотный капитал в точности равен этому минимуму (ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение будет иметь вид: ДП=ВА+СЧ.

    Консервативная  модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ВА+СЧ+ВЧ.

    Компромиссная модель наиболее реальна. В этом случае внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрывается долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ). Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ВА+СЧ+0,5*ВЧ.  
 
 
 
 
 

  1. Приложение: порядок определения издержек для принятия финансовых решений
 

 

Общая концепция  издержек в финансовом менеджменте: фирма должна компенсировать ВСЕ свои издержки, связанные с деятельностью всех экономических субъектов, оказывающих воздействие на нее в ходе ее воспроизводства. Следовательно, фирма должна компенсировать не только затраты, связанные с ведением хозяйственной (экономической) деятельности, но и нормальную прибыль. Все элементы прибыли (балансовой) можно представить в виде издержек: выплаты налогов (издержки, налагаемые на фирму государством), дивиденды (издержки с точки зрения менеджеров), затраты на развитие производства (издержки с точки зрения собственников). Центральное понятие финансового менеджмента - нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) строится на данной основе при необходимости соотнесения результата и затрат при превышении в конечном итоге первого над вторым.

Существует следующая  классификация издержек:

1. Явные и  неявные. Первые - затраты, связанные  с приобретением ресурсов на  стороне, прямое расходование  денежных средств фирмы (тождественны  бухгалтерским издержкам), вторые - связаны с использованием фирмой собственных ресурсов (собственник - работник, собственник - арендатор земли, собственник - заемщик капитала). Их иногда в России не совсем справедливо называют вмененными. С одной стороны, их как бы и нет, но при определении издержек мы обязаны все это включать в издержки (упущенная зарплата, упущенная рента, упущенные проценты по капиталу, неявные элементы затрат).

2. Постоянные  и переменные. Первые - затраты, не  зависящие от объема выпускаемой  продукции (амортизация, выплаты  процентов по кредитам, арендная плата, оплата коммунальных услуг, заработная плата руководителей), вторые - зависят от объема выпускаемой продукции (прямая зависимость в широком смысле слова, например, с учетом скидок в ценах при закупке больших партий материалов). Сюда следует отнести затраты на основные материалы, сырье, заработную плату основных производственных рабочих. Имеются также промежуточные (переходные) виды издержек - полупеременные, полупостоянные или смешанные. Пример таких издержек - затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Чаще всего их самостоятельно не определяют, присоединяя пропорционально к постоянным и переменным.

3. Имеются издержки, которые нельзя получить из  существующей системы бухгалтерского  учета. Они рассчитываются. Их необходимо учитывать при ограниченности ресурсов (см. пример ниже). Данные издержки получили в России название вмененных.

Информация о работе Финансовый менеджмент и его роль в управлении финансами организации