Финансовый менеджмент физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема финансов, начиная от сущности, функций, структуры и кончая формами выражения, были, есть и будут предметом самых разных, но всегда бурных дискуссий отечественной финансовой науки. В последние 15 – 20 лет на передний план вышел вопрос о существовании частных финансов. Частные финансы существуют и представляют собой повсеместное явление рыночной экономики, хотя еще многие экономисты до сих пор продолжают их не замечать. Сейчас на повестку дня финансовой теории и практики встали вопросы о их сущности, функциях, структуре и механизме функционирования. Особенно актуальной является тема менеджмента личных денежных средств. Это главное направление, от исследования которого во многом зависят благосостояние отдельных людей и развитие страны в целом, особенно в условиях глобального финансового кризиса. Поэтому оно требует как глубокого научного изучения, так и скорейшего решения.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава I. Понятие, функции, структура и роль финансового менеджмента физических лиц 5
Глава II. Менеджмент доходов и расходов физических лиц 17
2.1. Доходы физических лиц. Общее положение 17
2.2. Заработная плата 19
2.3. Расслоение по доходам 20
2.4. Расходы физических лиц. 24
2.5. Налоги с граждан. 25
2.6. Личные сбережения. 25
2.7. Расходы на личное потребление. 26
Глава III. Проблемы и пути совершенствования финансового менеджмента физических лиц в современных условиях 28
Заключение 31

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент физических лиц.docx

— 396.68 Кб (Скачать)

   Информация  от деловой внешней среды охватывает правое, нормативное и другое обеспечение.

Правое, нормативное и информационное обеспечение  финансового менеджмента физических лиц в большей части имеет  неформальную форму и носит конфиденциальный, тайный, секретный характер.

     Разработка  и принятие финансовых решений осуществляются в рамках важнейших управленческих функций. Функции управляющей подсистемы выражаются в следующих конкретных инструментах управленческой деятельности: организации, прогнозировании, планировании, оперативном регулировании, мотивации, учете, контроле и анализе деятельности.

     Прогнозирование – это предвидение финансового состояния домашнего хозяйства на перспективу.

     Планирование занимает важнейшее место в системе финансового менеджмента. Объектом финансового планирования служат денежные потоки и фонды членов домохозяйств. Основные методы финансового планирования — нормативный, балансовый и др. На балансовом методе строится принцип сбалансированности финансовых ресурсов, обеспечения равенства поступлений и расходов. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение, формы и методы образования доходов и использование расходов граждан. Бюджеты разрабатываются по всем аспектам и операциям финансовой деятельности членов домохозяйств.

     Мотивация выражается в создании большей заинтересованности и ответственности членов домохозяйств и результатах своей социально-экономической деятельности.

     Учет, контроль и анализ, с одной стороны, относятся ко всей системе финансового менеджмента, а с другой – составляют особую сферу и инструмент управленческой деятельности. Учет, контроль и анализ выполнения финансовых планов помогают выявить дополнительные резервы улучшения экономических показателей домохозяйств и дают основу для разработки очередного цикла финансового менеджмента.

     Финансовый менеджмент любого субъекта начинается с организации. Чем разнообразнее отношения и больше объемы стоимости потоков, тем сложнее финансовая деятельность  физических лиц. В этой связи роль организации финансового менеджмента имеет первостепенное значение.

Качество   финансового   менеджмента в решающей степени зависит от характера  использования  отдельных   компонентов  функционального механизма. Чем рациональнее будут использоваться его базовые элементы (законы и категории рыночного хозяйства, стоимостные рычаги, нормы и информация) и управленческие инструменты, особенно планирование, мотивация и т.д., тем стабильнее будут финансы, а следовательно, выше благополучие экономических субъектов страны. Осознанное и грамотное владение финансовым менеджментом позволит в значительной  степени обезопасить домохозяйства как от внутренних негативных явлений вроде черных вторников в РФ, так и от внешних кризисов, сделает развитие экономики более регулируемым и прогрессивным. 

     Особую концептуальную характеристику ФМФЛ образует социальный  аспект, согласно которому различаются формальная, гласная (учитываемая государством) и неформальная (не учитываемая государством) формы финансового менеджмента. Для домохозяйств граждан в наибольшей степени характерна вторая - негласная форма функционирования. Именно в ней необходимо упорядочение денежных потоков, приведение их в состояние, адекватное коллективным и национальным интересам. Неформальное свойство частных финансов обуславливает комплекс специфических особенностей финансового менеджмента физических лиц, отличающего его от финансового менеджмента организации, что видно в таблице 1.3.

Таблица 1.3. Основные отличия финансового  менеджмента организации и физических лиц

Финансовый  менеджмент организации Финансовый  менеджмент физических лиц
Цель  – получение прибыли Цель – получение  дохода, личное самовыражение
Форма – в большей степени официальная, планомерная; в меньшей степени - неформальная Форма – в  основном неофициальная, неформальная; в меньшей степени - официальная
Исходная  и основная база – официальное  право; дополнительная база – неформальное право Исходная основная база – неформальное право; дополнительная база – официальное право
Контроль  – внешний, собственника Контроль –  самоконтроль, частично внешний
Решение спорных вопросов:

- через официальный  суд

- джентльменские  соглашения

Решение спорных  вопросов:

- по соглашению, понятиям, самосуд

- редко через  официальный суд

Отчетность  – официальная, неофициальная Отчетность  – самоотчетность, официальная
 

     Финансовый  менеджмент домохозяйств находится в стадии становления. В этом заключается его основная особенность. На формирование менеджмента физических лиц и домашнего хозяйства влияют:

  • изменение структуры собственности на жизненные блага;
  • традиционные положения прошлого социалистического государственного управления;
  • формирование нового административного устройства России;
  • быстро развивающаяся рыночная экономика;
  • характер субъективной жизнедеятельности людей.

     Наиболее  существенный из данных факторов - это роль субъективной деятельности руководящих  лиц  в истории. Исходный пункт сводится к вопросу о соотношении объективного и субъективного начал (подходов) в бюджетном  менеджменте.

     Объективный подход предполагает функционирование бюджетного  менеджмента на базе независимых от желания людей законов, категорий, понятий рыночной экономики (товар, деньги, закон стоимости, цена, закон спроса и предложения, стоимость, закон количества денег, бюджет и другие), рационального использования исторического опыта. При этом в качестве основных управленческих функций используются планирование, включающее составление обязательных планов с четкими мероприятиями, сроками и ответственными, учет и отчетность.

     Субъективный  подход на передний план ставит личные соображения руководителя (команды), а не объективные положения рыночной экономики. Использование в переходный период субъективных «правил игры» снимает необходимость применения планирования, ясного учета и отчетности, гласности, ответственности, демократического централизма и т.д., с одной стороны, и позволяет перенести главный акцент на мотивацию команды, разработку и организацию «правил игр» - с другой. Все это вместе взятое часто ведет к трудностям, а самое главное - к негативным  социальным  последствиям.

Возможен  третий подход - интуитивный, как сердце, душа или бог подскажут.

     Более эффективным является реалистический подход к изменению финансового менеджмента, предполагающий оптимальное сочетание всех вышеуказанных. В конечном счете решение проблем совершенствования финансового менеджмента должно послужить мощным рычагом позитивного развития домашних хозяйств и личных финансов России. Для их преодоления представляется

целесообразным  следующее:

  • во-первых, радикальное улучшение контроля государственных финансов, обеспечение их прозрачности и повышение эффективности;
  • во-вторых, усиление научных разработок финансов физических лиц;
  • в-третьих, принципиальное изменение отношения к финансам физических лиц во всех областях социально-экономической жизнедеятельности общества, в том числе систем всеобщего финансово-кредитного образования широких масс, обучение каждого сознательного гражданина основным приемам финансового менеджмента личного хозяйства.

     Финансы не создают богатства как такового, они лишь распределяют и перераспределяют стоимостные ресурсы. Поэтому мгновенное обогащение одних субъектов всегда означает соответствующее обнищание  других, так же как элементарная потеря денежной купюры одним человеком  может составить находку другого  человека. С другой стороны, сделать  из всех граждан профессиональных финансистов  вряд ли возможно и разумно, поскольку  кто-то должен создавать материальные, социальные и духовные ценности, заниматься наукой, искусством, спортом и т.д.

     Осознание реальной значимости финансового менеджмента  физических лиц, масштабов и роли его в рыночной экономике, соответственно реализация отмеченных выше направлений  в экономическом развитии страны позволит дать позитивные ответы на актуальные вопросы современности и ускорить реальные темпы социально-экономического развития страны.

Глава II. Менеджмент доходов и расходов физических лиц

2.1. Доходы физических  лиц. Общее положение

В ноябре 2010 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 19160 руб.

 Рис.2.1. Динамика реальной начисленной заработной платы

 в  России в 1991 – 2008 годах, в  % к уровню 1991 г. 

     Динамика  реальной начисленной заработной платы  в России в 1991 – 2008 годах, в % к уровню 1991 г. представлена на рисунке 2.1.

В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. Исследователи отмечали, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.). Академик Д. Львов приводил данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 году составляла 598 рублей в месяц, а в 1998 году — только 198 рублей, то есть произошло ее снижение в 3 раза. Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг.

     Согласно  данным Госкомстата3, на конец июля 1997 года объём задолженности по выплате заработной платы, за который ответственно государство, составлял 11,4 трлн руб. В эту цифру не были включены данные по задолженности военным и некоторым другим категориям работников, и их включение повышало размер задолженности примерно до 20 трлн руб. Общая задолженность по зарплате на начало 1997 года (согласно данным Госкомстата) составила примерно 50 трлн руб.

В 2000-х  годах произошло значительное увеличение реальных доходов населения, а также  снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.2. Заработная плата

Динамика средней  зарплаты по России в долларах и  в рублях в 1996—2006 годах

В ноябре 2010 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 21599 руб, медианная (апрель 2010) - 14810 руб. 

 По данным  на март 2010 года, средняя начисленная  заработная плата в России  составляла 20383 руб/мес, в том числе  в:

  • обрабатывающих производствах — 18297 руб/мес;
  • производстве машин и оборудования — 19057 руб/мес;
  • производстве нефтепродуктов — 45228 руб/мес;
  • производстве пищевых продуктов и табака — 16982 руб/мес;
  • текстильном и швейном производстве — 10074 руб/мес;
  • производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви — 10616 руб/мес;
  • химическом производстве — 21956 руб/мес;
  • металлургическом производстве — 23258 руб/мес;
  • добыче полезных ископаемых — 39742 руб/мес;
  • добыче топливно-энергетических полезных ископаемых — 47559 руб/мес;
  • добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) — 25361 руб/мес;
  • добыче металлических руд — 28532 руб/мес.

2.3. Расслоение по  доходам

     Одной из существенных проблем современного российского общества является большое  различие в доходах граждан. В  таблице приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных (децильный коэффициент)

Информация о работе Финансовый менеджмент физических лиц