Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления. Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.
Цель данной работы заключается во всестороннем изучении финансовых служб на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 3
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 5
1.3. СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 12
2.1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12
2.2. КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 15
2.3. ОПЕРАТИВНАЯ РАБОТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЗАДАНИЕ 1. 25
ЗАДАНИЕ 2 25
ЗАДАНИЕ 3 27
ЛИТЕРАТУРА 35
Затраты на саму службу многократно превышают ущерб, который она в состоянии предотвратить.
Еще более распространенный вариант - "сквозная" служба контроллинга, менеджеры которой включены в коммерческие подразделения с подчинением собственному руководителю. На первый взгляд, это решает задачу независимой экспертизы оперативных решений, по крайней мере, гарантирует от грубых ошибок в использовании средств. На самом же деле, линейные контролеры располагают лишь информацией, подготовленной сотрудниками подразделений: они получают первичную документацию, но не могут знать, оптимален предложенный вариант, или в нем заложена "сверхприбыль" исполнителя. Все, что поддается проверке, при данной организации, - правильность оформления документов. (Эту же проверку может много дешевле выполнять бухгалтерия).
Наименее эффективный контроль - бюджетный, при котором не проверяется даже "первичка", а оценивается общий приход и расход. "План по валу" социалистических предприятий не способствовал расцвету отечественной экономики. Недополучение средств с рынка оборачивается автоматическим сокращением затрат, что в половине случаев только усугубляет ситуацию.
Проанализируем логику построения локальной системы контроля и пути повышения его эффективности:
• Основным реализуемым принципом, очевидно, должна быть независимая оценка существенных для предприятия факторов: проверяющий и проверяемый пользуются различными источниками или методами сбора информации, подчиняются разным руководителям (в противном случае речь идет о самоконтроле, который необходим, но недостаточен).
• Главные функции контроля:
- Ограничительная (блокировка действий, наносящих ущерб предприятию).
Эта часть может быть реализована процедурой экспертной оценки ключевых решений, обязательной проверкой правильности оформления документации, составления договоров (подпись юриста), проверкой правомочности платежей и отпуска товара (соответствие договорным условиям, отпуск дебиторам, оплата в рамках и по статьям бюджета - удостоверяется подписью бухгалтера).
- Информационная (дополнительный канал получения внутренней и внешней информации).
Включает контроль за выполнением планов, периодическое исследование покупателей (опрос клиентов, прекративших закупки), поставщиков (реальный уровень цен на продукцию и услуги), конкурентов (цены, сервис, объемы продаж), оценку внутренней обстановки (уровень мотивации, проблемы).
- Мотивационная (мобилизующая).
Обязательность независимой оценки результатов деятельности повышает ответственность, стимулирует самоконтроль руководителей и персонала. (Однако чрезмерная опека снижает мотивацию и сковывает инициативу - здесь следует соблюсти баланс, возможно, поощрять руководителей по результатам проверки).
• В инструментарий контроллинга входят:
- Постоянные процедуры
(оценка правильности
- Постоянно-периодические проверки (экспертиза рыночных факторов, бухгалтерский аудит).
- Разовые исследования,
проводимые с помощью
• Проблема эффективности системы контроля решается распределением контрольных функций:
Прежде всего, следует отказаться от идеи автономной контрольной службы и должности "главного надзирателя" фирмы. На эту позицию руководитель всегда готов поставить "своего" человека, находится достаточно претендентов (власть без ответственности - лакомый кусок), но практического смысла она не имеет. Поскольку качество контроля определяется уровнем использования первичной информации, автономной службе пришлось бы дублировать многие функции организации, что явно нерентабельно (раздутый штат, высокие затраты). Целесообразнее использовать "составной" контроль, распределив обязанности между основными подразделениями:
Кроме ограничительных процедур, в которых контроль делегируется юристу (правильность договоров), бухгалтерии (правомочность затрат) и совету директоров (обоснованность решений), в систему вводится сбор контрольной информации маркетинговым подразделением (периодическая проверка данных служб сбыта и закупки непосредственно на рынке), оценка внутренней ситуации кадровой службой. Дополнительные гарантии качества даст привлечение сторонних экспертов для разовых проверок (аудит, ревизия маркетинга, диагностика системы управления).
Очевидная проблема, при данной организации, - собственно построение контрольной службы, требующее разработки, увязки и согласования широкого спектра мероприятий. Однако проблемы автономной организации аналогичны, преимуществ в этой области она также не имеет.
Типовой подход здесь следующий:
- Назначается компетентный
и ответственный руководитель
на проект разработки контрольн
- Определяются необходимые
процедуры и мероприятия
- Определяется адресат
контрольной информации (это может
быть как руководитель
последнее повышает качество оперативного управления).
- Определяются способы
и периодичность доведения
- Выбираются меры
- Осуществляется пробный запуск системы - реализация всех процедур.
- Оцениваются результаты и вносятся коррективы.
При отсутствии на фирме руководителя, которому можно поручить проект, целесообразно использовать привлеченного консультанта, который одновременно обеспечит разовую независимую оценку ситуации.
Развивающееся предприятие
постоянно нуждается в
Так как предприятия не располагают более совершенной методикой составления финансовых планов, то известную форму баланса доходов я расходов можно использовать с учетом изменившихся возможностей предприятий в формировании собственных доходов, привлечении средств извне. Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментов воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Период действия перспективного (или долгосрочного) финансового плана зависит от общей финансовой стратегии предприятия, экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем определяются важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.
Текущий или годовой
план предприятия как часть
Если исходить из целесообразности отражения в годовом финансовом плане прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, то отпадает необходимость введения в финансовый план таких статей, как выручка от реализации продукции и затраты на ее производство и реализацию. Планирование выручки и затрат производится в отдельных расчетах, что необходимо для определения плановой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Кроме прибыли, в состав собственных финансовых ресурсов включаются амортизационные отчисления, которые планируются в сумме износа основных средств и нематериальных активов. Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов предприятия:
Доходы и поступления средств
Расходы и отчисления средств
В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям или облигациям.
Оперативное финансовое планирование включает составление платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Содержание оперативного планирования при разработке платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия, как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.
По итогам проведенного исследования, сделаем следующие выводы:
Финансово-экономическая служба предприятия чаще всего включает три подразделения, тесно взаимодействующих между собой. Это служба финансового директора, занимающаяся вопросами реального движения средств, оптимизацией финансовых потоков, бухгалтерия, занимающаяся учетом и отчетностью, служба экономиста, занимающаяся вопросами цен и рентабельности.
Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела (сектор) внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др.