Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:43, курсовая работа
Актуальность темы данной работы определяется тем, что современный бизнес невозможен без риска. Риск - это оборотная сторона свободы предпринимательства. С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с риском.
Введение 3
Глава 1. Сущность возникновения рисков в деятельности предприятия
1.1.Сущность и экономическое содержание рисков 4
1.2. Понятие и содержание управления рисками 7
1.3.Классификация и методы оценки рисков в деятельности предприятия 11
Глава 2. Анализ, оценка и пути снижения рисков в деятельности АО «Банк Экспресс-Кредит» 19
2.1.Технико-экономическая характеристика ОАО «Банк Экспресс-Кредит».19
2.2.Система управления банковскими рисками в ОАО «Банк Экспресс-Кредит» 23
2.3. Пути снижения рисков в управлении ОАО «Банк Экспресс-Кредит» 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Кредитование клиентов за пределами России, с одной стороны, способствует диверсификации рисков. С другой стороны, по мнению Standard & Poor's, оно несет в себе определенную опасность, связанную с более высоким уровнем юридических, политических и экономических рисков в СНГ, в частности в России. Объем кредитов, непосредственно выданных заемщикам из СНГ составлял в конце 2010 г. 23,6% ссудной задолженности. Кроме того, часть средств АО «Банк Экспресс-Кредит» (3% активов) размещена на межбанковском рынке этих стран.
Несмотря на приемлемое качество активов, быстрый рост кредитования может быть чреват потенциальными проблемами - тем более, что возвратность выдаваемых кредитов еще недостаточно проверена временем.
Для того, чтобы рассчитать кредитный риск, в банке используется следующая процедура - на самом первом этапе определяются условия кредита и устанавливаются определенные нормативы ежемесячных платежей, которые позволят заемщику регулярно выплачивать эти платежи. При этом важную роль играет андеррайтинг - процедура оценки риска невозврата ипотечного кредита путем оценки платежеспособности заемщика и уровня ликвидности заложенного имущества.
АО «Банк Экспресс-Кредит» стремится внедрить самые высокие стандарты качества для кредитного портфеля. Была усовершенствована система контроля риска кредитного портфеля и улучшены внутренние процедуры риска. Основной стратегией кредитного риск-менеджмента АО «Банк Экспресс-Кредит» в настоящее время стратегией являются пересмотр важности широкомасштабного роста выдачи кредитов и концентрация на стратегически выгодных клиентах, которые смогут воспользоваться широким спектром других финансовых услуг, предоставляемых банком.
Риск, связанный с ликвидностью,
относится к необходимости
Благодаря своей обширной филиальной сети АО «Банк Экспресс-Кредит» имеет крупную базу ритейловых депозитов. В 2010 г. объем таких депозитов обеспечивал финансирование 25,5% совокупных активов банка.
Однако быстрый рост кредитования
и использование более
Хотя технически большинство
депозитов имеют сроки
АО «Банк Экспресс-Кредит» является седьмым по значимости универсальным банком России, предлагающим как банковские, так и финансовые услуги. С 2000г. активы АО «Банк Экспресс-Кредит» - как и всей банковской системы России - быстро растут, а их финансирование обеспечивается за счет увеличения вкладов клиентов и заемных средств, привлекаемых на выгодных условиях. Этому способствуют довольно широкое присутствие банка в стране и его хорошая репутация у инвесторов. Работа АО «Банк Экспресс-Кредит в рамках стратегического партнерства с иностранными инвесторами охватывает управление кредитными рисками, внутренний аудит и контроль, торговое и проектное финансирование. Deloitte & Touche консультирует АО «Банк Экспресс-Кредит» по вопросам стратегии, а другая консалтинговая фирма помогает ему в работе над проектом системы управления отношениями с клиентами.
В начале июня 2010 года Правлением АО «Банк Экспресс-Кредит» был подписал Договор на оказание консультационных услуг для АО «Банк Экспресс-Кредит» в области управления рисками с компанией ABN AMRO Bank N.P.
Основная цель заключения данного договора - приведение системы управления рисками АО «Банк Экспресс-Кредит» к лучшей практике в международном банке, что, в свою очередь, должно способствовать совершенствованию состояния внутреннего контроля в АО «Банк Экспресс-Кредит», улучшению общей корпоративной культуры, а в дальнейшем - повышению имиджа и рейтингов банка на международных рынках.
Активная стратегия банка предполагает его большую подверженность различным страховым, юридическим, финансовым, а также другим рискам. В связи с этим становится актуальным более четкое и детальное выстраивание системы управления рисками, для того, чтобы в любой момент банк мог четко осознавать возможные последствия каждого своего шага.
2.3. Пути снижения рисков в управлении ОАО «Банк Экспресс-Кредит»
Кредитование является одним из ключевых видов банковской деятельности и до сих пор остается самым крупным источником доходов для большинства банков. Но в то же время, выдача кредитов представляет и самую большую угрозу для надежности и безопасности банков.
Стремясь увеличить прибыль,
коммерческий банк подвергается риску
банкротства. Главная задача поэтому,
сформировать стабильный, эффективно
управляемый портфель банка, который
бы способствовал минимизации
Одним из инструментов выявления рисков операций банков с предприятиями и организациями, широко используемым на Западе, является создание систем раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками - кредитных бюро. Они могут быть сформированы как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов, что очень важно для создания эффективной кредитной системы. В большинстве стран мира кредиторы на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитное бюро.
Если положение в нефинансовом секторе ухудшается, то оценка рисков и отбор заемщиков усложняются, повышаются процентные ставки, что побуждает надежных заемщиков к уходу с рынка. При этом, сомнительные заемщики согласны платить высокий процент, имея мало возможностей ссуду вернуть. В результате этого кредитная деятельность становится очень рискованной, представляющей угрозу для финансовой состоятельности кредиторов, либо они начинают все больше ограничивать выдачу ссуд, несмотря на присутствие на рынке и надежных заемщиков. Все это отрицательно сказывается и на состоянии реального сектора и финансового рынка.
Мировой опыт показывает, что решение этих проблем в немалой мере связано с деятельностью кредитных бюро, созданных для обмена информацией о заемщиках между кредиторами.
Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро - максимальная защита информации от несанкционированного доступа. Для пресечения недобросовестного использования информации, кредитное бюро уведомляет о поступившем запросе владельца кредитной истории. Если информация предоставляется по просьбе заемщика, то кредитное бюро устанавливает регламент ее последующего раскрытия и распространения.
Решение данного вопроса, без всякого сомнения, активизировало бы деятельность банков по кредитованию реальной экономики.
Одна из самых ярких
современных тенденций в
Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов сформулировал 14 принципов управления рисками в сфере электронных банковских услуг. Свод этих правил не является обязательной директивой, однако де-факто все солидные банки в развитых странах соблюдают данные требования. Принципы управления рисками сгруппированы в три крупные категории - категории А, Б, В.
А. Надзор со стороны высшего руководства банка (принципы 1-3). Прежде чем банк начнет предоставлять клиентам электронные услуги, следует согласовать план развития данного направления с общекорпоративными стратегическими задачами, провести анализ рисков и разработать мероприятия по их мониторингу и снижению, а также разработать принципы непрерывной оценки эффективности Web-сервиса.
1. Создание эффективной
системы наблюдения за
2. Внедрение всесторонней
процедуры контроля над
3. Организация тщательного
слежения за взаимодействием
с партнерами, привлекаемыми к
предоставлению отдельных
Б. Обеспечение безопасности
в сфере информационных технологий
(принципы 4-10). Если высшее руководство
банка определяет общую политику
в области информационно-
4. Аутентификация клиентов,
пользующихся электронными
5. Недопущение отказа от обязательств no онлайновым трансакциям и строгая ответственность за их поведение.
6. Разграничение функций,
выполняемых банковскими
7. Эффективный контроль над процедурами авторизации и получения доступа в системы е-банкинга, базы данных и прикладные программы.
8. Обеспечение целостности данных по операциям и записям в сфере онлайновых услуг.
9. Точный учет трансакций,
совершаемых электронным
10. Сохранение конфиденциальности
ключевой банковской
В. Управление правовым и репутационным риском (принципы 11-14).
11. Раскрытие необходимой
информации электронного
12. Предотвращение
13. Содержание систем е-банкинга в постоянной эксплуатационной готовности.
14. Создание эффективного
механизма реагирования на
На Западе существует общее согласие между профессионалами в управлении рисками относительно того, что управление риском в пределах одной организации должно рассматриваться с двух сторон:
- оценка уровня риска, присущего организации;
- определение уровня управления риском, необходимого для уменьшения этих рисков.
Успешное управление рисками
в коммерческих банках балансирует
деловой процесс, аналитику и
технологические функции. Здесь
необходимо естественное движение от
установления делового процесса и организационной
структуры, поддерживающей управление
риском, до осуществления более
Совершенствование системы управления рисками стало одним из ключевых элементов, сформировавших имидж АО «Банк Экспресс-Кредит» как надежного финансового института. Риск-менеджмент осуществляется на уровне всего банка и охватывает все стороны финансовой деятельности. Банк внедрил интегрированный подход, когда управление рисками координируется высшим руководством, а каждый сотрудник рассматривает риск-менеджмент, как часть своей работы.
В целом для банка характерна устойчивость развития. Осуществляется переход на международные стандарты учета. Система управления рисками АО «Банк Экспресс-Кредит» соответствует требованиям к корпоративному управлению, практике проведения заемных операций и операций с финансовыми инструментами, практике управления активами и обязательствами, а также требованиям к обеспечению операционной деятельности банка, функционирования информационных систем и систем управленческой информации.
С каждым днем у банковского риск-менеджмента растет понимание места и роли автоматизации управленческих функций. Поэтому для совершенствования управления банковскими рисками большое значение имеют технологии моделирования и риск-менеджмента, которые позволяют оперативно корректировать финансовые планы банков в соответствии с рыночной ситуацией.
АО «Банк Экспресс-Кредит» затратил серьезные инвестиции в информационную систему. В начале июня 2010 года Правлением АО «Банк ЦентрКредит» был подписал Договор на оказание консультационных услуг для банка в области управления рисками с компанией ABN AMRO Bank N.P.
Информация о работе Финансовые риски предприятия и возможные пути их минимизации