Финансовые риски предприятия и возможные пути их минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определяется тем, что современный бизнес невозможен без риска. Риск - это оборотная сторона свободы предпринимательства. С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с риском.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность возникновения рисков в деятельности предприятия
1.1.Сущность и экономическое содержание рисков 4
1.2. Понятие и содержание управления рисками 7
1.3.Классификация и методы оценки рисков в деятельности предприятия 11
Глава 2. Анализ, оценка и пути снижения рисков в деятельности АО «Банк Экспресс-Кредит» 19
2.1.Технико-экономическая характеристика ОАО «Банк Экспресс-Кредит».19
2.2.Система управления банковскими рисками в ОАО «Банк Экспресс-Кредит» 23
2.3. Пути снижения рисков в управлении ОАО «Банк Экспресс-Кредит» 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

финансы организаций курсовая.docx

— 78.77 Кб (Скачать)

Кредитование клиентов за пределами России, с одной стороны, способствует диверсификации рисков. С другой стороны, по мнению Standard & Poor's, оно несет в себе определенную опасность, связанную с более высоким уровнем юридических, политических и экономических рисков в СНГ, в частности в России. Объем кредитов, непосредственно выданных заемщикам из СНГ составлял в конце 2010 г. 23,6% ссудной задолженности. Кроме того, часть средств АО «Банк Экспресс-Кредит» (3% активов) размещена на межбанковском рынке этих стран.

Несмотря на приемлемое качество активов, быстрый рост кредитования может быть чреват потенциальными проблемами - тем более, что возвратность выдаваемых кредитов еще недостаточно проверена временем.

Для того, чтобы рассчитать кредитный риск, в банке используется следующая процедура - на самом первом этапе определяются условия кредита и устанавливаются определенные нормативы ежемесячных платежей, которые позволят заемщику регулярно выплачивать эти платежи. При этом важную роль играет андеррайтинг - процедура оценки риска невозврата ипотечного кредита путем оценки платежеспособности заемщика и уровня ликвидности заложенного имущества.

АО «Банк Экспресс-Кредит» стремится внедрить самые высокие стандарты качества для кредитного портфеля. Была усовершенствована система контроля риска кредитного портфеля и улучшены внутренние процедуры риска. Основной стратегией кредитного риск-менеджмента АО «Банк Экспресс-Кредит» в настоящее время стратегией являются пересмотр важности широкомасштабного роста выдачи кредитов и концентрация на стратегически выгодных клиентах, которые смогут воспользоваться широким спектром других финансовых услуг, предоставляемых банком.

Риск, связанный с ликвидностью, относится к необходимости наличия  средств, достаточных для выдачи средств с клиентских счетов и выполнения обязательств по прочим финансовым инструментам по мере наступления сроков выплат. Для управления риском ликвидности Банк на ежедневной основе отслеживает ожидаемые в будущем параметры движения средств по клиентским и банковским операциям в рамках общего процесса управления активами и обязательствами.

Благодаря своей обширной филиальной сети АО «Банк Экспресс-Кредит» имеет крупную базу ритейловых депозитов. В 2010 г. объем таких депозитов обеспечивал финансирование 25,5% совокупных активов банка.

Однако быстрый рост кредитования и использование более долгосрочного  заемного финансирования вызвали незначительное ухудшение показателя «ссудная задолженность / клиентские депозиты». В общей структуре  вкладов 66,1% составляли относительно стабильные срочные депозиты и другие депозиты с ограничениями на снятие средств, причем 41,8% приходилась на долю физических лиц.

Хотя технически большинство  депозитов имеют сроки окончания  в пределах одного года, практически, по мнению менеджмента банка, эти  средства можно считать относительно стабильными ввиду того, что на внутреннем рынке не хватает «жизнеспособных» инструментов инвестирования, способных  стать альтернативой банковским вкладам. АО «Банк Экспресс-Кредит» использовал возможности, связанные с повышением уровня ликвидности в экономике России после 2000г., открыв по всей стране дополнительные пункты расчетно-кассового обслуживания населения.

АО «Банк Экспресс-Кредит» является седьмым по значимости универсальным банком России, предлагающим как банковские, так и финансовые услуги. С 2000г. активы АО «Банк Экспресс-Кредит» - как и всей банковской системы России - быстро растут, а их финансирование обеспечивается за счет увеличения вкладов клиентов и заемных средств, привлекаемых на выгодных условиях. Этому способствуют довольно широкое присутствие банка в стране и его хорошая репутация у инвесторов. Работа АО «Банк Экспресс-Кредит в рамках стратегического партнерства с иностранными инвесторами охватывает управление кредитными рисками, внутренний аудит и контроль, торговое и проектное финансирование. Deloitte & Touche консультирует АО «Банк Экспресс-Кредит» по вопросам стратегии, а другая консалтинговая фирма помогает ему в работе над проектом системы управления отношениями с клиентами.

В начале июня 2010 года Правлением АО «Банк Экспресс-Кредит» был подписал Договор на оказание консультационных услуг для АО «Банк Экспресс-Кредит» в области управления рисками с компанией ABN AMRO Bank N.P.

Основная цель заключения данного договора - приведение системы  управления рисками АО «Банк Экспресс-Кредит» к лучшей практике в международном банке, что, в свою очередь, должно способствовать совершенствованию состояния внутреннего контроля в АО «Банк Экспресс-Кредит», улучшению общей корпоративной культуры, а в дальнейшем - повышению имиджа и рейтингов банка на международных рынках.

Активная стратегия банка  предполагает его большую подверженность различным страховым, юридическим, финансовым, а также другим рискам. В связи с этим становится актуальным более четкое и детальное выстраивание системы управления рисками, для того, чтобы в любой момент банк мог четко осознавать возможные последствия каждого своего шага.

 

2.3. Пути снижения рисков в управлении ОАО «Банк Экспресс-Кредит»

Кредитование является одним  из ключевых видов банковской деятельности и до сих пор остается самым  крупным источником доходов для  большинства банков. Но в то же время, выдача кредитов представляет и самую  большую угрозу для надежности и  безопасности банков.

Стремясь увеличить прибыль, коммерческий банк подвергается риску  банкротства. Главная задача поэтому, сформировать стабильный, эффективно управляемый портфель банка, который  бы способствовал минимизации рисков и обеспечивал прибыльность ссудных  операций.

Одним из инструментов выявления  рисков операций банков с предприятиями  и организациями, широко используемым на Западе, является создание систем раскрытия  информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками - кредитных бюро. Они могут быть сформированы как независимые структуры, работающие в интересах кредитных  организаций и их клиентов, что  очень важно для создания эффективной  кредитной системы. В большинстве  стран мира кредиторы на постоянной основе обмениваются информацией о  платежеспособности заемщиков через  кредитное бюро.

Если положение в нефинансовом секторе ухудшается, то оценка рисков и отбор заемщиков усложняются, повышаются процентные ставки, что  побуждает надежных заемщиков к  уходу с рынка. При этом, сомнительные заемщики согласны платить высокий процент, имея мало возможностей ссуду вернуть. В результате этого кредитная деятельность становится очень рискованной, представляющей угрозу для финансовой состоятельности кредиторов, либо они начинают все больше ограничивать выдачу ссуд, несмотря на присутствие на рынке и надежных заемщиков. Все это отрицательно сказывается и на состоянии реального сектора и финансового рынка.

Мировой опыт показывает, что  решение этих проблем в немалой  мере связано с деятельностью  кредитных бюро, созданных для  обмена информацией о заемщиках  между кредиторами.

Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро - максимальная защита информации от несанкционированного доступа. Для пресечения недобросовестного  использования информации, кредитное  бюро уведомляет о поступившем запросе  владельца кредитной истории. Если информация предоставляется по просьбе  заемщика, то кредитное бюро устанавливает  регламент ее последующего раскрытия  и распространения.

Решение данного вопроса, без всякого сомнения, активизировало бы деятельность банков по кредитованию реальной экономики.

Одна из самых ярких  современных тенденций в банковском секторе - переход к электронному способу ведения дел. Развитие новых  технологий ведет к кардинальному  изменению соотношения между  различными видами риска, с которыми и сталкиваются банки. Эта проблема привлекла к себе пристальное  внимание международных финансовых организаций, ЦБ развитых стран и  крупнейших рейтинговых агентств.

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов сформулировал 14 принципов управления рисками в сфере электронных банковских услуг. Свод этих правил не является обязательной директивой, однако де-факто все солидные банки в развитых странах соблюдают данные требования. Принципы управления рисками сгруппированы в три крупные категории - категории А, Б, В.

А. Надзор со стороны высшего  руководства банка (принципы 1-3). Прежде чем банк начнет предоставлять клиентам электронные услуги, следует согласовать план развития данного направления с общекорпоративными стратегическими задачами, провести анализ рисков и разработать мероприятия по их мониторингу и снижению, а также разработать принципы непрерывной оценки эффективности Web-сервиса.

1. Создание эффективной  системы наблюдения за операциями, совершаемыми электронным способом

2. Внедрение всесторонней  процедуры контроля над поддержанием  необходимого уровня информационно-технологической  безопасности.

3. Организация тщательного  слежения за взаимодействием  с партнерами, привлекаемыми к  предоставлению отдельных видов  электронных банковских услуг.

Б. Обеспечение безопасности в сфере информационных технологий (принципы 4-10). Если высшее руководство  банка определяет общую политику в области информационно-технологической  безопасности, то непосредственным построением  соответствующих систем занимаются специалисты среднего звена, чье  внимание сосредоточено па реализации следующих принципов.

4. Аутентификация клиентов, пользующихся электронными каналами  обслуживания.

5. Недопущение отказа  от обязательств no онлайновым трансакциям и строгая ответственность за их поведение.

6. Разграничение функций,  выполняемых банковскими служащими  при работе в системах е-банкинга, с базами данных и приложениями.

7. Эффективный контроль  над процедурами авторизации  и получения доступа в системы  е-банкинга, базы данных и прикладные программы.

8. Обеспечение целостности  данных по операциям и записям  в сфере онлайновых услуг.

9. Точный учет трансакций, совершаемых электронным способом.

10. Сохранение конфиденциальности  ключевой банковской информации.

В. Управление правовым и  репутационным риском (принципы 11-14).

11. Раскрытие необходимой  информации электронного банковского  сервиса на Web-caйтe банка.

12. Предотвращение несанкционированного  доступа к клиентской информации.

13. Содержание систем е-банкинга в постоянной эксплуатационной готовности.

14. Создание эффективного  механизма реагирования на неожиданные  инциденты - внешние и внутренние  атаки на системы е-банкинга.

На Западе существует общее  согласие между профессионалами  в управлении рисками относительно того, что управление риском в пределах одной организации должно рассматриваться  с двух сторон:

- оценка уровня риска,  присущего организации;

- определение уровня управления  риском, необходимого для уменьшения  этих рисков.

Успешное управление рисками  в коммерческих банках балансирует  деловой процесс, аналитику и  технологические функции. Здесь  необходимо естественное движение от установления делового процесса и организационной  структуры, поддерживающей управление риском, до осуществления более усложненных  функций аналитического и технологического управления риском.

Совершенствование системы  управления рисками стало одним  из ключевых элементов, сформировавших имидж АО «Банк Экспресс-Кредит» как надежного финансового института. Риск-менеджмент осуществляется на уровне всего банка и охватывает все стороны финансовой деятельности. Банк внедрил интегрированный подход, когда управление рисками координируется высшим руководством, а каждый сотрудник рассматривает риск-менеджмент, как часть своей работы.

В целом для банка характерна устойчивость развития. Осуществляется переход на международные стандарты  учета. Система управления рисками  АО «Банк Экспресс-Кредит» соответствует требованиям к корпоративному управлению, практике проведения заемных операций и операций с финансовыми инструментами, практике управления активами и обязательствами, а также требованиям к обеспечению операционной деятельности банка, функционирования информационных систем и систем управленческой информации.

С каждым днем у банковского  риск-менеджмента растет понимание места и роли автоматизации управленческих функций. Поэтому для совершенствования управления банковскими рисками большое значение имеют технологии моделирования и риск-менеджмента, которые позволяют оперативно корректировать финансовые планы банков в соответствии с рыночной ситуацией.

АО «Банк Экспресс-Кредит» затратил серьезные инвестиции в информационную систему. В начале июня 2010 года Правлением АО «Банк ЦентрКредит» был подписал Договор на оказание консультационных услуг для банка в области управления рисками с компанией ABN AMRO Bank N.P.

Информация о работе Финансовые риски предприятия и возможные пути их минимизации