Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:33, курсовая работа
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
Финансовая система Украины.
1.1. Проблемы финансовой стабилизации в Украине.
2. Сущность и функции кредита
2.1. Условия и формы кредитования
3. Кредитная система
3.1. Классификация кредитов
4. Роль финансово-кредитной системы в регулировании производства
ПЛАН
С провозглашением политической и экономической независимости Украины встал вопрос о создании национальной финансово-кредитной системы. Дело в том, что финансовая и кредитная системы, которые функционировали в Украине на то время, выражали экономические отношения бывшей советской политической и хозяйственной системы, а их центральные учреждения находились за границами украинского государства.
Нельзя было осуществлять ни политические, ни экономические преобразования, обеспечить национальный политический и хозяйственный суверенитет без формирования и развития национальной финансовой, денежной и кредитной системы.
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.
У
предприятий всех форм собственности
все чаще возникает потребность
привлечения заемных средств
для осуществления своей
1.
Финансовая система
Украины.
Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств1. Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием законов производства и законов обмена, национальными интересами государства и общества. В пределах общества и государства финансы, как и экономическая система в целом, приобретают национальные признаки. Они выражают совокупность национальных отношений, при помощи которых осуществляют распределение валового общественного продукта и национального дохода для образования и использования денежных фондов на расширенное воссоздание сферы производства, социальной инфраструктуры и подъема уровня жизни людей.
Финансы являются основой формирования и действия экономического и социального механизма, т.е. механизма функционирования производства и социального развития.
При помощи финансов происходит процесс «соединения» рабочей силы, средств труда и предметов труда в единый производственный механизм, в котором реализуются экономические стимулы и интересы человека, коллектива и государства, создаются материальные предпосылки удовлетворения социальных потребностей общества.
Движение финансов «приводит» в действие рабочую силу и ее труд, материальные и сырьевые ресурсы, готовые продукты производства, услуги, обеспечивает рост интеллектуального потенциала и благосостояния общества в целом и каждого человека в частности. Финансовые механизмы «осуществляют» круговорот приобретенного капитала и его наращивание. Движение финансов в экономике подобно движению крови в живом организме и функции их сводятся к питанию своих систем.
Экономика, составными частями которой являются трудовой, научный и технико-производственный и природно-ресурсный потенциал, формируется как единый хозяйственный механизм по большей части финансовой системой.
Без
постоянного финансового
По формам организации финансы имеют три уровня:
• финансы общегосударственные;
• финансы предприятий и их отраслей;
• финансы населения.
Финансы
государства и предприятий
Общегосударственные финансы:
Финансы предприятий и отраслей национальной экономики:
Каждое звено национальной финансовой системы имеет свои специфические задания и свою сферу функционирования. Материальной основой финансов является национальное производство.
Основой общегосударственных финансов есть бюджет, т.е. выраженный в денежных суммах расклад будущих доходов и расходов государства, который составляют ежегодно. Социально-экономическую природу бюджета государства, его роль в экономической и политической жизни страны структуру доходов и расходов определяет характер общественного государственного строя.
Система финансов в Украине только с 90-х г.г. начала формироваться как национальная. К тому времени она была составной частью централизованной финансовой системы бывшего советского государства и зависела от его финансовой политики.
Характер финансовой системы в то время отражал характер самой системы ведения хозяйства и был затратным и неэффективным. Экстенсивные методы ведения хозяйства, отсутствие стимулов к высокоэффективному труду приводили к убыточности предприятий в промышленности и хозяйств в агропромышленном комплексе. Такие предприятия постоянно субсидировались из бюджета за счет более эффективных предприятий, что подрывало любой интерес к добросовестному отношению и производительному труду. Региональные бюджеты и фонды развития предприятий формировали по нормативам, определенными центральными ведомствами. Ими же регламентировали и использование этих финансовых ресурсов. Финансовая система формировала потребительскую психологию производителей, отчуждала от предпринимательской инициативы, от умения рисковать во время создания новых производств, от потребности ценить средства, ресурсы, рассчитывать затраты на производство.
Независимой Украине приходится создавать качественно новую финансовую систему, которая бы была лишена всех отрицательных черт предыдущей, которая бы стимулировала высокоэффективный труд, ликвидировала любую форму эксплуатации человека, которая стала бы орудием перестройки демократического социально справедливого общества, подъема жизненного уровня народа. Необходимость национальной финансовой системы обуславливает государственная самостоятельность Украины и перевод экономики на рыночные отношения. Украинская национальная финансовая система должна создать такую совокупность экономических отношений, при помощи которых можно осуществлять планомерное распределение совокупного общественного продукта и национального дохода для образования и использования денежных фондов на инвестирование расширенного и высокоэффективного производства, сферы услуг и удовлетворение социальных потребностей народа
Переход экономики Украины к рыночному типу и первые шаги до создания национальной финансовой системы показывают, что государство ориентируется на усиление экономической независимости, предпринимательской деятельности и на активное участие в международных финансово-торговых расчетах.
Налоговая
политика имеет большое значение
для финансовой системы в целом,
поскольку от её гибкости зависит
влияние финансовой системы на производство,
в частности на стимулирование производства.
Для сбалансирования
В 1994 году доходная часть бюджета Украины сформирована такой системой налогов (прямые налоги):
•
платежи предприятий и
• доходы от внешней торговли, налоги с населения, подоходный налог, на доходы
от
предпринимательской
Косвенные налоги:
• налог на добавленную стоимость (НДС);
• акцизный сбор;
• государственная пошлина, местные налоги и доходы;
• отчисление на геологоразведочные работы;
•
поступление в Фонд ликвидации
последствий чернобыльской
• поступление от реализации государственных ссуд
Центральной проблемой настоящего и будущего финансовой стабилизации в Украине остается инфляция. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить политику, направленную на укрепление национальной валюты. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй
подход рекомендуется авторами-
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в Украине, в частности, в значительной мере, зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.