Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Сущность и задачи финансового планирования, характеристика его видов. Аспекты практики составления финансовых планов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность и задачи финансового планирования на предприятии...………..4
2. Организация планирования ...............................................................................7
3. Сущность финансового прогнозирования........................................................8
4. Краткосрочное и долгосрочное планирование………………………….…....9
5. Методы планирования и прогнозирования финансов...…………………..….10
6. Основные принципы финансового планирования и прогнозирования.….…12
7. Виды и периодичность разрабатывания финансовых планов…….………....13
Заключение………………………………………………….……………………..19
Список использованной литературы…...………………………………………...21
Расчетная часть контрольной работы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

СодержаниеФИНАН.МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Сущность и задачи  финансового планирования на предприятии...………..4

2. Организация планирования ...............................................................................7

3. Сущность финансового прогнозирования........................................................8

4. Краткосрочное и долгосрочное планирование………………………….…....9

5. Методы планирования и прогнозирования финансов...…………………..….10

6. Основные принципы финансового планирования и прогнозирования.….…12

7. Виды и периодичность разрабатывания финансовых планов…….………....13

Заключение………………………………………………….……………………..19

Список использованной литературы…...………………………………………...21

 Расчетная часть контрольной работы…………………………………………...22

 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 2

Введение.

    Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике России. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственного регулирования, была введена система налогообложения. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.

         Эффективное управление финансами  предприятия возможно лишь при  планировании всех финансовых  потоков хозяйствующего объекта.  Необходимы тщательная оценка  и контроль всех процессов  и отношений предприятия.

         Если ранее при командно-административной  системе финансовой службе отводилась  роль исполнителя, то теперь  в более сложных рыночных условиях  предприятие само несет ответственность  за все негативные последствия  и просчеты планов ухудшением своего финансового положения, а зачастую и банкротством.

         Таким образом, важно заметить  не только необходимость тщательного  планирования, но также профессионального  подхода предприятия к этому  планированию. Однако нельзя забывать  о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях. Прежде всего, это – нестабильность на отечественном рынке. Политическая неустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так как отсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, очень тяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит от зарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.

     Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей в конкретные финансовые показатели. Финансовое планирование позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.

          Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике финансовое планирование и прогнозирование тесно связаны.

     Обоснование финансовых показателей намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два очень близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро - и микроуровнях). Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы достижения поставленной цели.

      Таким образом, финансовое прогнозирование и планирование является важным элементом государственного регулирования общественных процессов. С их помощью прогнозируется и впоследствии реализуется финансовая политика государства в конкретном периоде, активизируются финансовые рычаги и стимулы, обеспечивается мобилизация денежных поступлений и их рациональное направление на общегосударственные нужды.

Цель данной работы – рассмотреть, в чем заключается  сущность и задачи финансового планирования, а также описать виды финансового  планирования.

1. Сущность и задачи финансового планирования на предприятии

      Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия отрицательных внешних факторов, снизить трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, определить оптимальные объемы производства и продаж продукции, товаров и своевременно предусмотреть финансовые меры по обеспечению сбалансированности поступлений денежных средств с их расходованием.

    Финансовое планирование является также одним из инструментов регулирования финансового рынка - сферы проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов, включающей валютный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок (ссудных капиталов) и рынок золота.

    Финансовое планирование - важная составная часть планирования деятельности предприятия в целом. Основным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определение эффективности итогов работы предприятия. Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами предприятия.

     В ходе финансового планирования на предприятиях решаются следующие задачи:

-  обеспечение денежными средствами планируемых затрат по всем видам деятельности;

-  сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-  оптимизация распределения выручки и прибыли, увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

-  соблюдение  интересов акционеров и других  инвесторов. Бизнес-план, содержащий  подобное обоснование инвестиционного  проекта, является для инвесторов  основным документом, стимулирующим вложение капитала;

-  определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки;

-  определение взаимоотношений с банками и кредиторами, оптимизация структуры капитала;

-  разработка политики финансовых вложений и инвестиций;

-  осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операции и ситуаций;

-  выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

-  контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

    Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

    Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

    По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

2. Организация планирования

    Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

    Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо:

- заключать договора  с покупателями и заказчиками;

- знать условия производства и запланированные отпускные цены для расчета плановых объемов производства продукции. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

   В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

   По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

    Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.   

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии