Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Финансовые вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением, смену правительства. Темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. с. с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.

Содержание

I. Сущность и структура финансовой системы РФ
II. Краткая характеристика звеньев финансовой системы
III. Гос. бюджет, как главный элемент финансовой системы государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.docx

— 176.42 Кб (Скачать)

     Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

     За  исполнение доходной части бюджета  отвечают Министерство РФ по налогам  и сборам и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в  Казначейство, а также органы, распоряжающиеся  государственным (муниципальным) имуществом.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов  в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом  законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение  о сокращении в установленный  законом срок, исполнительный орган  вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

     Уполномоченный  исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые  отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом.

     Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью.

     Доходная  часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов (в том числе акцизных сборов и таможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы. Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на: социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели), хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственных программ). Расходы государства направлены также на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходную часть бюджета также входят платежи по государственному долгу. Основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Таким образом, выбор для страны финансовой политики, способной оптимальным образом распределить имеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач, существенно влияет на экономический рост.

     Основная  часть государственных доходов  и расходов проходит через государственный  бюджет.

     Доходы  бюджета – это экономические  отношения между государством, с  одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой.

     Одновременно  с этим доходы бюджета — это  денежные средства, поступающие в  распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов  бюджета происходит императивное изъятие  в пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении  прибыли предприятий и хозяйственных  организаций. Существует известная  зависимость между формами и  величиной изъятия в бюджет части  прибыли предприятий и заинтересованностью  последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы  изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий  в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

     Доходы  бюджетов – это часть национального  дохода, подлежащая централизации в  бюджеты разных уровней.

     Доходы  могут формироваться на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления.

     Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете  на очередной финансовый год. В составе  доходов бюджетов особенно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

     Доходы  бюджетов подразделяются на собственные  и регулирующие.

     Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  действующим законодательством.

     Регулирующие  доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы  в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом  о бюджете того уровня, который  распределяет переданные ему собственные  доходы бюджета другого уровня. 

     Таблица 1

     Доходы  и расходы федерального бюджета  РФ за 2000 – 2004 года.

Показатели 20001 20012 20023 20034 20045
Доходы, млн. руб. 1103217,0 1193482,9 2125718,2 2417791,8 2742850,4
Расходы, млн. руб. 1014196,3 1193482,9 1947386,3 2345641,4 2659447,0
ВВП, млрд. руб. 6820 7750 10950 13050,0 15300
 

 

      Таблица 2

     Доходы  и расходы федерального бюджета  РФ за 2005 – 2007 года.

Показатели 20056 20067 20078
Доходы, млн. руб. 4979 756,6 5046137,5 6 965 317,2
Расходы, млн. руб. 3 539 450,6 4270114,7183 5 463 479,9
ВВП, млрд. руб. 21000 24 380 31 220
 

     Федеральным Законом «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято  утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):9

     1) прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета в сумме  6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе  прогнозируемый объем нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;

     2) общий объем расходов федерального  бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс.  рублей;

     3) объем нефтегазового трансферта  в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;

     4) нормативную величину Резервного  фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс.  рублей;

     5) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2009 года в  сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;

     6) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;

     7) прогнозируемый профицит федерального  бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

     Федеральным Законом «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято  утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и  на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):10

     1) прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета на 2009 год  в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в  том числе прогнозируемый объем  нефтегазовых доходов федерального  бюджета в сумме 2 351 908 015,0 тыс.  рублей, и на 2010 год в сумме  8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе  прогнозируемый объем нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 2 348 321 434,0 тыс. рублей;

     2) общий объем расходов федерального  бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе  условно утвержденные расходы  в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и  на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс.  рублей, в том числе условно  утвержденные расходы в сумме  404 500 000,0 тыс. рублей;

     3) объем нефтегазового трансферта  на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс.  рублей и на 2010 год в сумме  2 016 000 000,0 тыс. рублей;

     4) нормативную величину Резервного  фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год  в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;

     5) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2010 года в  сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и  на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;

     6) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме  45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

     7) прогнозируемый профицит федерального  бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство  прогнозируемого общего объема  доходов и общего объема расходов  федерального бюджета в 2010 году.

     На  основе этих данных составим таблицу. 

     Таблица 3

     Доходы  и расходы федерального бюджета  РФ за 2008 – 2010 года.

Показатели 2008 2009 2010
Доходы, тыс. руб. 6 644 447 448,0 7 465 446 753,0 8089 965 207,0
Расходы, млн. руб. 6 570 297 744,0 7 451 153 801,8 8089 965 207,0
ВВП, млрд. руб. 35 000,0 39 690,0 44 800,0
 

                                            Заключение

 

     Понятие «финансы» зачастую отождествляют  с деньгами. Однако если финансы  и деньги — это одно и то же, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?

     Термин  finansia возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс, отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.

     Денежные  отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает  определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а  становится "самоцелью".

     Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды  имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий  различных форм собственности.

     Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. Источником централизованных государственных  фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства.

Информация о работе Финансовая система РФ