Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются состав и структура денежных доходов предприятия. Во второй главе изучаются финансовые результаты деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Денежные доходы предприятия: состав и структура 5
1. Выручка от реализации как основной источник денежных
доходов предприятия 5
1.2 Прочие доходы предприятий 10
Глава 2.Финансовые результаты деятельности предприятия 12
2.1 Прибыль: экономическая сущность и виды 12
2.2 Факторы, влияющие на формирование прибыли 17
2.3 Показатели, характеризующие рентабельность
деятельности предприятия 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
(-)
коммерческие и
управленческие расходы
(±) операционные и внереализационные
доходы и расходы
(-) налог на прибыль и обязательные
платежи
(±) чрезвычайные доходы
и расходы
Рисунок
2. Система показателей, определяемая
бухгалтерской отчетностью (Отчет о прибылях
и убытках)
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли: объем и структуру розничного товарооборота, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий торговых процессов и т.д.
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико.
Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.
К внутренним факторам, влияющим на прибыль, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.
Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:
При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
Расширение ассортимента
Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.
Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.
Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.
Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.
Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.
Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.
Предприятие,
располагающее более
Размещение торговой сети оказывает непосредственное влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.
Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.
С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.
Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.
От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.
Своевременное
взыскание дебиторской
Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.
Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.
Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях внешней средой ; покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности.
К внешним факторам относятся :
Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда параметров, основными из которых являются: изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменение объемов продукции; изменение в структуре реализации продукции; экономия от снижения себестоимости продукции;изменение себестоимости за счет структурных сдвигов; изменение цен на материалы и тарифов на услуги; изменение цен на 1 рубль продукции.
На
величину прибыли воздействует также
эффект производственного и
Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объёма реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.
Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заёмных средств. Увеличение доли заёмного капитала позволяет, при определённых условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает.
2.4 ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.
Предприятие рентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли.
Снижение себестоимости должно быть главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
В практике российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:
Оценка рентабельности организации может проводиться с помощью следующих индикаторов:
1. Рентабельность капитала:
а) собственного капитала
Rсобств.к. =П чист. / средняя величина собственного капитала =
=стр. 190 ф.2 / 0,5 ( разд. III бал. нач. г. + стр.640, 650 бал. нач. г. +
+разд.III бал. кон. г. + стр.640 + 650 бал. кон. г.),
где Пчист. – величина чистой прибыли (стр.190 ф.2 разделаIII баланса «Капитал и резервы» соответственно на начало и конец года; строка 640 баланса «Доходы будущих периодов» на начало и конец года; строка 650 баланса «Резервы предстоящих расходов на начало и конец года.