Деньги и денежная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:41, лекция

Описание работы

Виды денег и денежного обращения. Порядок эмиссии денег в экономике. Регулирование денежного обращения. Инструменты денежно-кредитной политики центрального банка.

Работа содержит 1 файл

ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА 2011.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
ign="justify">       Таким образом, характерной чертой данной модели макроэкономического регулирования является вторичный характер политики регулирования центральным банком денежного обращения на внутреннем национальном рынке.

 

       2). Министерство финансов регулирует  внутреннее равновесие, осуществляя  соответствующую бюджетно-налоговую  (фискальную) политику.

       Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – «манипулирование»  государственными расходами (государственным  бюджетом) и налогообложением с целью  изменения реального ВВП (обеспечения  экономического роста) и занятости; контроля над инфляцией:

       - в период спада – стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика: рост государственных расходов или снижение налогов, или сочетание роста госрасходов со снижением налогов. Как следствие, снижение профицита бюджета или формирование дефицита бюджета;

       -  в период инфляции – сдерживающая бюджетно-налоговая политика: снижение госрасходов или повышение налогов, или сочетание снижения госрасходов с повышением налогов. Как следствие, сокращение дефицита бюджета, формирование профицита бюджета.

 

       В условиях режима гибкого валютного курса  задача «распределения ролей» решается противоположным образом, и, соответственно, формируется другая модель макроэкономического регулирования:

       1). центральный банк может сосредоточиться  на регулировании внутреннего  равновесия;

       2).  министерство финансов «специализируется» на регулировании внешнего равновесия.

 

       Причем, при формировании  модели макроэкономического  регулирования, необходимо учитывать, что между денежно-кредитными и  бюджетно-налоговыми инструментами  существует  сложная взаимосвязь, которая проявляется по разному в зависимости от конкретной ситуации, подвергаемой регулированию:

       - меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политик могут усиливать эффективность  друг друга;

       - нейтрализовать действие друг  друга;

       - взаимоисключать друг друга.

       Следовательно, необходима их координация.

 
 

       Модели  макроэкономического  регулирования в  российской экономике 

 

       Российская  экономика является малой экономикой (доля ВВП в мировом производстве) и открытой экономикой (международные  экономические связи занимают значительное место в структуре товарных и финансовых потоков).

         Для внешнеторговых связей характерна  низкая дифференциация  товарных  потоков,  высокая концентрация  на экспорте  сырьевых отраслей. В результате высока зависимость  торгового баланса и макроэкономической ситуации в целом от ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых  рынках.

       В этих условиях стабильность национальной экономики должна быть защищена от рисков изменения  внешнеторговой конъюнктуры. Такая защитная мера – поддержание  стабильной динамики валютного курса. Поддержание стабильного обменного курса – функция центрального банка — Банка России.

 

       В 2000-2007 гг. используется следующая модель макроэкономического регулирования:

       1).  Банк России  регулирует внешнее  равновесие, обеспечивая стабилизацию динамики валютного курса (модификация режима гибкого валютного курса – «управляемое плавание»).

       Начало 2000-х гг. -  начало роста цен  на нефть. Формируется профицит торгового  и в целом платежного баланса, поскольку профицит торгового баланса перекрывает дефицит по счету капитала (в тот момент в России имеет место значительный отток капитала).

       В этот период Банк России поддерживал  заниженный курс рубля (30-31 рубль/$),  что оказывало общее «взбадривающее»  воздействие на экономику (рост рублевой выручки экспортеров; относительное удорожание и вследствие этого сокращение импорта; взбадривание внутренних производителей за счет импортозамещения и т.п.).

       Середина 2000-х  гг. отмечена  значительным подъемом цен на нефть. Банк России  прекращает поддерживать заниженный курс, поскольку ускоренный рост золотовалютных резервов оказывает повышенный инфляционный эффект на экономику в условиях, когда «абсорбирующая емкость» инструментов денежно-кредитной политики оказывается недостаточной для нейтрализации операций центрального банка на валютном рынке. Начинается плавное укрепление рубля.

       В результате  происходит  относительное  удешевление и значительный рост импорта, что сокращает профицит торгового баланса. Дифференциал внутренних и мировых ставок при укреплении рубля делает выгодными долларовые заимствования за рубежом, что увеличивает профицит по счету капитала и общий профицит платежного баланса, однако формирует будущее нарастание оттока капитала (проценты + возврат основной суммы долга).

       2). Министерство финансов регулирует внутреннее равновесие – главная проблема: инфляция.

       Инструменты министерства финансов:

       - профицит бюджета:

       - Стабилизационный фонд (с 1.02.2008 г.  – Резервный фонд и Фонд  национального благосостояния).

 

      Новая модель макрорегулирования

       В середине 2007 г. министерство финансов и Банк России объявили о смене  модели макроэкономического регулирования, начиная с 2008 г.

       В результате должна произойти смена  «специализаций»:

       1). Банк России сосредоточится на  регулировании внутреннего равновесия: главная цель - таргетирование инфляции (9-10 % в 2010 г., 7-8 % в 2011 г., 5-7 % в 2012 г. - «Основные направления ДКП на 2010 и период 2011 и 2012 годов»). Ставка рефинансирования будет использоваться в классическом виде – в качестве «сигнальной» ставки денежного рынка, информирующей экономических агентов о виде денежно-кредитной политики: политике «дорогих» или «дешевых» денег. Прирост валютных резервов перестанет служить основным источником денежного предложения. В этих условиях для обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги  Банк России будет использовать каналы рефинансирования банков, например рефинансирование под переуступку требований по кредитам.

       2).  Министерство финансов будет  «специализироваться» на регулировании  внешнего равновесия.

 

       Условия перехода на новую модель макроэкономического  регулирования в 2008 г.:

        прогноз состояния платежного баланса:

        - сокращение положительного сальдо  торгового баланса (импортные  потоки уравновешивают экспорт);

        -  возможный баланс по счету капитала (приток капитала практически перекрывается оттоком капитала в виде процентов и возврата основной суммы долга по взятым кредитам).

       В настоящее время Банк России продолжает декларировать переход от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса, опираясь на прогноз состояния платёжного баланса. По оценке Банка России, можно рассчитывать на небольшую динамику валютного курса (без резких скачков), что позволяет ему уйти с валютного рынка.

       Главный риск введения новой модели макрорегулирования на основе лишь конъюнктурного урегулирования платёжного баланса — сохраняющаяся неопределённость с курсом рубля: возможны колебания в более широких, чем допустимо, пределах.

Информация о работе Деньги и денежная система