Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа
Объектом исследования послужит ООО «N…….» - предприятие являющееся ведущим производственным предприятием Белогорского района.
Предмет исследование это факторы, влияющие на анализ финансовых результатов и деловой активности предприятия, их причинно – следственные связи и методы их анализа.
Цель работы – исследовать и проанализировать конечную деятельность – финансовые результаты и уровень деловой активности исследуемого предприятия.
Введение
Раздел I
Теорико – методологические основы финансовых результатов и деловой активности предприятия
1.1.
Теоретический обзор и анализ проблемы исследования в рыночных условиях хозяйствования.
1.2.
Понятие, сущность и значение финансовых результатов и деловой активности
1.3.
Методика анализа финансовых результатов и деловой активности предприятия
Раздел II
Анализ финансового состояния и деловой активности предприятия на примере ОАО «N……»
2.1.
Финансово – экономическая характеристика предприятия
2.2.
Динамика основных показателей предприятия за 2007 – 2008 гг.
2.3.
Анализ деловой активности и рентабельности предприятия
Раздел III
Мероприятия по улучшению финансовых результатов и повышения деловой активности
3.1.
Стратегическое планирование предприятия для улучшения финансовых результатов
3.2.
Предлагаемые методы повышения деловой активности предприятия
Заключение
Список литературы
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении и результат разделить на 100 (∆Пvрп).
За тем можно определить влияние структурного фактора. Для этого необходимо из первого результата вычесть второй (∆Пуд).
Влияние изменения полной себестомости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж (∆Пс).
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах (∆Пц).[16;45-46]
Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
Пi = VРПi * (Цi – Сi)
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным выдам продукции производится способом цепной подстановки. Результаты расчетов следует детально изучить и выявить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов,
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж,
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой прибыли (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Rз = Прп/Зрп или Rз = ЧП/Зрп (1.2.)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным способом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
Rз = Прп/В или Rз = ЧП/В
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:
Rк = БП/KL; Rк = Прп/KL; Rк = ЧП/KL (1.4.)
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.[21;32]
Факторная модель этого показателя имеет вид
R = П(при VРПобщ, УДi, Цi, Сi)/И(при VРПобщ, УДi*Ci) (1.5.)
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Ri = Пi/Зi = VРПi (Цi-Сi)/VРПi*Ci = Цi-Ci/Ci = Цi/Ci-1 (1.6.)
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности изделий произведем способом цепной подстановки.
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.
Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Rрп = Прп = f[VРПобщ, УДi, Цi, Сi] / В = f[VРПобщ, УДi, Цi] (1.7.)
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Rрп = Пi/Вi = VРПi (Цi-Сi)/VРПi*Цi = Цi-Сi/ Цi (1.8.)
Аналогичным способом осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.[21;34]
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде
R = БП = f[VРПобщ, УДi, Цi, Сi, ВФР] / KL = f[VРПобщ, УДi, Коб] (1.9.)
При углубленном анализе необходимо изучить влияния факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом.
Для характеристики результатов и эффективности текущей основной производственной деятельности используется анализ деловой активности.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия; и др.
Количественная оценка дается по двум направлениям:
степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
уровень эффективности использования ресурсов предприятия.
Для реализации первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную динамику основных показателей. В частности, оптимально их следующее соотношение:
, (1.10.)
где - соответственно темп изменения балансовой прибыли, реализации, авансированного капитала.
Эта зависимость означает, что:
а) экономический потенциал предприятия возрастает;
б) по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, т. е. ресурсы предприятия используются более эффективно;
в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.
Приведенное соотношение можно условно назвать "золотым правилом экономики предприятия" (по аналогии с "золотым правилом механики"). Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные. В частности, весьма распространенными причинами являются: освоение новых перспективных направлений приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т. п. Такая деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают сиюминутной выгоды, но могут принести значительную прибыль в будущем.
При проведении такого сопоставления необходимо учитывать искажающее влияние инфляции.
К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относится коэффициент устойчивости экономического роста, используемый для характеристики деловой активности акционерных компаний.[21;122]
Коэффициент устойчивости экономического роста рассчитывается по формуле:
где - чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди акционеров);
D - дивиденды, выплачиваемые акционерам;
E - собственный капитал.
Собственный капитал акционерной компании может увеличиваться либо за счет дополнительного выпуска акций, либо за счет реинвестирования полученной прибыли. Таким образом, коэффициент kg показывает, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.
Следовательно, показатель дает возможность оценить, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т. п.
Для реализации второго направления могут быть рассчитаны различные показатели оборачиваемости, характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Рассмотрим подробнее их экономический смысл.
Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуется процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.
На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй - часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Эта стадия заканчивается выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется, и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной предприятием прибыли. [21;114-115]
Следовательно, чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому анализ оборачиваемости имеет большое значение для эффективного управления оборотным капиталом.