Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:30, курсовая работа
Цена - сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономичес-кими агентами после отказа от государственного регулирования цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.
Введение 3
Часть 1. Цены и ценообразования на предприятии 5
1.1. Понятие цены и ценообразования 5
1.2. Ценовая система, виды и классификация цен 7
ЦЕНА 10
Часть 2. Ценовая политика ОАО «Виктория» 17
2.1. Основные положения о ценообразовании на предприятии 17
2.2. Основные рекомендации развития ценовой политики 22
Заключение 23
Издержки подразделяются на: постоянные и переменные.
Постоянные (накладные) - затраты, размер которых не зависит от обычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота- это плата за аренду помещения и т.д.
Переменные издержки зависят от объема выпуска. Это, в основном, - затраты на сырье и заработную плату.
Норма прибыли в цене.
–или нормальная прибыль –это разница между экономическими затратами и бухгалтерскими. Следовательно, фирме необходимо устанавливать такие цены, чтобы бухгалтерская прибыль от продажи продукции была равна или превышала норму прибыли.
Влияние состояния денежной сферы на цену.
Среди факторов сферы денежного обращения влияние на цены внутренних рынков оказывают изменения покупательской способности денежной единицы, а на внешнеторговые цены – движение валютных курсов национальных денежных единиц.
Рынок монопольной конкуренции.
-характерен тем, что, с одной стороны на нем существует много продавцов, которые занимают долю рынка от 1-10% каждый. С другой стороны они продают несовершенные заменители.
Олигополистический рынок.
На данных рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем количестве выпускаемого товара.
На олигополистическом рынке часто используется модель лидерства в ценах (на рынке есть одна крупнейшая компания, которая устанавливает цену исходя из максимизации собственной прибыли).
Государственное регулирование цен.
Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
Франкирование цены.
Порядок оплаты транспортных расходов. «Франко»- до какого пункта на пути продвижение продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены. [9]
Фирма должна не просто назначать ту или иную цену на свои товары, для этого ей необходимо создать целую систему ценообразования, охватывающую различные факторы. Установлено, что наиболее значимыми факторами, влияющими на процесс ценообразования, являются: тип рынка, спрос на выпускаемый товар, издержки производства и конкуренция. Все эти факторы должны быть обязательно учтены в ценовой политике фирмы, так как именно от них зависит успех ее деятельности.
1.4. Ценовые стратегии.
В условиях рыночной экономики любая фирма стремится достичь максимального уровня устойчивой рентабельности. Поэтому ценооб-разование для нее должно стать неотъемлемой частью стратегии. Ведь именно от выбранной стратегии зависит успех фирмы в будущем.
Ценовые стратегии - обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К таким стратегиям относятся:
Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных. [4]
Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К ним относятся:
Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:
Ценовой стратегический выбор –это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. [4]
Каждая фирма в рыночных условиях имеет множество вариантов выбора ценовых стратегий. Цели фирмы и характерные особенности потребителей влияют на этот выбор, и при точном анализе потребительского рынка фирма может точно определить какие стратегии помогут им увеличить свою прибыль.
1.5. Методы ценообразования
1. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся:
Метод полных издержек - это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.
Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонении фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат.
Метод прямых издержек - это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты.
2. Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К ним относятся:
Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов лучше применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, вкус и т.д.).
Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.
Выделяют следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:
определение базовой цены, (т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов);
определение цены с учетом скидок, наценок и т.д. [7]
Применяются основные методы расчета базовой цены
1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная с\с, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекла-дываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины.
Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
2. Метод стоимости изготовления Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; огн дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:
о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;
по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
3. Метод маржинальных издержек предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. [6]
Постановка
целей ценообразования
Вначале необходимо
определить цели ценообразования. Цели
ценообразования вытекают непосредственно
из анализа положения предприятия
на рынке и общих целей
Целью ценовой политики ОАО «Виктория» является: обеспечение выживаемости на рынке; максимизация прибыли; обеспечение сбыта; расширение доли рынка; обеспечение лидерства по показателям качества товаров.
Определение спроса.
Исследование закономерностей формирования спроса на производимый продукт является важным этапом в разработке ценовой политики предприятия.
Ценовая
эластичность спроса (ЦЭС) выражает чувствительность
покупателей к ценовым
Коэффициент ЦЭС показывает, на сколько процентов изменится спрос с изменением цены на 1%, сообщает о степени зрелости рынка, уровне его монополизации, дает основания для игр на повышение или понижение цен. Более точная формула выглядит так:
Ценовая эластичность = [ (D1-D2)/(D1+D2) ] /[
(P1-P2)/(P1+P2) ]
Определим, каков же характер спроса на утюги “Фурор”.
Спрос на утюги.
|
|
руб. |
ЦЭС, Ер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|