Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:52, курсовая работа
Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.
Ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Рынок ценных бумаг как, составная часть финансового рынка…………...5
1.1 Понятие, признаки, классификация ценных бумаг………………………..6
1.2.Цели, задачи и функции ценных бумаг…………………………………….8
2. Ценные бумаги и их виды. Классификационные характеристики ценных бумаг……………………………………………………………………………...11
2.1.Понятие и классификация акций…………………………………………..14
2.2. Понятие и классификация облигаций ……………………………………..17
2.3. Государственные ценные бумаги………………………………………….22
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ…………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использования литературы ……………
"
государственные казначейские
"
облигации государственного
Основные виды государственных ценных бумаг представлены в табл..3.
Таблица 3
Основные виды государственных ценных бумаг
Эмитент | Срок обращения | ||
Краткосрочные | Среднесрочные | Долгосрочные | |
Федеральные органы власти | Государственные
бескупонные облигации (ГКО)
Казначейские обязательства (КО) Облигации Банка России (ОБР) |
Облигации
федерального займа (ОФЗ)
Облигации золото го федерального займа (ОЗФЗ) Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) |
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) |
Муниципальные органы власти | Муниципальные
краткосрочные бескупонные об лигации
(МКО)
Муниципальные векселя |
Муниципальные среднесрочные облигации | Муниципальные жилищные сертификаты |
Рассмотрим особенности отдельных видов государственных цен- . ных бумаг. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) обращаются с 1992 г. В 1994 г. они имели доходность около 500% годовых. Их оборот достигал весьма значительных размеров. Например, в июне 1995 г. на рынке ценных бумаг имели хождение ГКО на сумму 21 трлн. руб. Их доходность в тот период составляла 200% годовых. "Длинные" ГКО выпускались на срок 12-36 месяцев, "короткие" .- на срок 3 месяца и менее. Определение доходности "длинных" ГКО было затруднено тем, что реальная инфляция значительно опережала декларированную, использующуюся при прогнозировании доходности. Выпуск ГКО на короткий срок, напротив, давал возможность теснее их привязать к темпам инфляции, приблизить цены заимствования к реальной рыночной цене данных ценных бумаг. До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.
Казначейские обязательства (КО) в основном использовались Для зачета налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% от эмиссии ГКО. Они активно обращались на рынке в 1994- '995 гг. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета, "расшивки" неплатежей. Но в связи с тем, что эти ценные бумаги фактически бесконтрольно перепродавались, государство не могло жестко регулировать их рынок. Рынок КО был несбалансированным, ажиотажным. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций на этом рынке. Денег на нем было гораздо больше, чем обязательств. Это было связано, с одной стороны, с тем, что купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а с другой - с тем, что номинал КО (государственная цена реализации) был примерно в 5 раз ниже их рыночной цены. .
Облигации банка России (ОБР) - инструменты денежно-кредитной политики, выпускаемые Центральным банком РФ с сентября 1998 г. Покупать эти краткосрочные облигации могут только коммерческие банки в целях поддержания своей ликвидности. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной и нормативной величиной обязательных резервов кредитных организаций.
Муниципальные ценные бумаги выпускаются органами местного самоуправления для покрытия дефицита местных бюджетов и це- -' левого финансирования территориальных программ. Наиболее распространены облигации жилищного и телефонного займов. Указ Президента РФ "О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала" от 12 ноября 1997 г. регулирует выпуск внешних облигационных займов органами исполнительной власти ряда регионов, облигации которых поступили в обращение на финансовые рынки
европейских стран (евробонды).
К субъектам российского рынка ценных бумаг относятся:
Президент РФ, который осуществляет общее руководство рынком ценных бумаг, подписывает законы и издает указы, регламентирующие его развитие;
Совет Федерации, который ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;
Государственная Дума, которая разрабатывает законодательные акты по вопросам развития рынка угонных бумаг;
Правительство РФ, которое определяет общие направления раз- -вития рынка ценных бумаг;
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ России), которая разрабатывает концепцию, основные направления развития рынка ценных бумаг и нормативно-правовые акты, регулирующие это развитие; осуществляет контроль за рынком ценных бумаг, аттестацию, лицензирование профессиональных участников Рынка; проводит государственную регистрацию проспектов эмиссии ценных бумаг;
Министерство финансов РФ, которое проводит общее регулирование развития рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг;
Министерство по управлению государственным имуществом РФ (Мингосимущество России), которое осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе и "золотыми" акциями, дающими право вето на определенные решения общего собрания акционеров акционерного общества;
Российский федеральный фонд имущества (РФФИХ, который реализует пакеты ценных бумаг, проводя аукционы и инвестиционные конкурсы;
Министерство по антимонопольной политике при поддержке предпринимательских структур РФ, которое контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;
Центральный банк РФ, который размещает, государственные ценные бумаги, через управление ценными бумагами регулирует деятельность коммерческих банков на фондовом рынке и на основе генеральной лицензии
осуществляет лицензирование специалистов коммерческих банков;
Федеральное казначейство, которое размещает казначейские обязательства; краевые и областные Думы и иные территориальные законодательные органы, которые осуществляют законодательную инициативу по регулированию развития региональных рынков ценных бумаг;
администрации автономных республик, краев, областей, городов и районов и иные территориальные органы исполнительной власти, которые осуществляют текущий контроль и управление региональными рынками ценных бумаг, а также выпуск муниципальных ценных бумаг;
территориальные управления, представительства, отделы и комитеты ФКЦБ, Министерства финансов, Мингосимущества, РФФИ, Центрального банка, Федерального казначейства, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур, которые осуществляют функции федеральных органов непосредственно в регионах;
федеральные комитеты, министерства и управления, которые осуществляют руководство фондовыми операциями в организациях, находящихся в их подчинении;
фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж, которые организуют биржевую торговлю ценными бумагами; региональные комиссии по рынку ценных бумаг в краях и областях, которые контролируют и регулируют деятельность рынка ценных бумаг в регионах;
инвестиционные фонды и компании, которые занимаются профессиональной специализированной деятельностью на региональных рынках ценных бумаг;
коммерческие банки, которые выпускают свои ценные бумаги и участвуют в фондовых операциях других участников региональных рынков ценных бумаг, осуществляют операции с государственными и корпоративными ценными бумагами;
фондовые центры и магазины, которые занимаются реализацией ценных бумаг;
пенсионные фонды и страховые компании, которые вкладывают временно свободные финансовые ресурсы в ценные бумаги;
депозитарии и реестродержатели, которые хранят ценные бумаги и ведут их реестр;
саморегулируемые организации, которые являются общественными объединениями профессиональных участников региональных рынков ценных бумаг и вырабатывают стандарты их поведения на рынке;
акционерные общества, которые выпускают ценные бумаги (преимущественно акции);
юридические и физические лица, которые в рамках действующего законодательства могут совершать различные фондовые операции. На рынке ценных бумаг различают три основных формы деятельности: 1) государственную; 2) профессиональную; 3) частную. Государственной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, ФКЦБ, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, областные администрации. К профессиональной деятельности относится работа фондовых бирж, фондовых ,отделов товарных и валютных бирж, инвестиционных фондов и компаний, брокеров, дилеров, маклеров, специализированных реестродержателей, лиц, профессионально занимающихся депозитарной деятельностью, клирингом, аудитом операций с ценными бумагами и др. Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны иметь квалификационные аттестаты и лицензию. Особое место среди участников рынка ценных бумаг занимают самоуправляемые организации, которые являются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Частной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются остальные участники рынка, которые не относятся к профессиональным участникам и не имеют лицензии на право ведения профессиональной деятельности на рынке.
Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные виды деятельности (брокерская, дилерская, организация торговли Ценными бумагами, ведение реестра ценных бумаг, траст, клиринг, хранение, залог, консалтинг и др.). Дадим краткую характеристику К основных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
1.Брокерская деятельность. Брокер за чужие деньги, за комиссионное вознаграждение выполняет поручения, обычно купить или продать ценные бумаги.
2.Дилерская деятельность. Дилер за собственные деньги на свой страх и риск ведет фондовые операции.
3.Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение или понижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.
4.Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумаг под определенную ответственность и на определенных условиях. В настоящее время в России создается единая Национальная депозитарная сеть.
5.Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг предполагает выполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по ним.
6. Трастовая
деятельность. Траст (доверительное
управление) основан на передаче
доверительному управляющему
7. Ведение
реестра ценных бумаг.
8. Организация торговли, ценными бумагами. Организованная торговля ценными бумагами происходит на фондовых биржах, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и учредительными документами (уставом) биржи.
9. Консалтинг.
Консультационная, аналитическая деятельность
на рынке ценных бумаг
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ.
Информация о работе Ценные бумаги как финансовые инструменты