Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение содержания и роли бюджетирования в процессе управления финансами организации. Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.
1. Бюджетирование и его роль в процессе управления финансами фирмы
1.1. Понятие и виды бюджетирования
1.2. Методология и методика бюджетирования потока денежных средств фирмы
2. Бюджетирование и его место в системе финансового планирования
2.1. Организация оперативного финансового планирования
2.2. Бюджетирование и налоговое планирование
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетирование и его роль в процессе управления финансами фирмы
1.1. Понятие и виды бюджетирования…………………………………………
1.2. Методология и методика бюджетирования потока денежных средств фирмы…………………………………………………………………
2. Бюджетирование и его место в системе финансового планирования
2.1. Организация оперативного финансового планирования……………………21
2.2. Бюджетирование и налоговое планирование………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….35
Введение
Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы управленческого контроля. Практически все организации, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность организации по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков.
Существует множество различных трактовок термина « бюджет».
По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США), бюджет – «это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели»[1].
В соответствии с определением бюджета профессора А.Д. Шеремета, бюджет - это финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Часто бюджет называют финансовым планом действий.
Итак, бюджет компании – это набор (система) взаимосвязанных сбалансированных показателей в натуральном и стоимостном выражении, выстроенных по уровням управления[2]. Бюджет компании имеет целевой характер. Его показатели-это результат, который желает получить экономический субъект в конце бюджетного периода.
Таким образом, если бюджет – это набор показателей, то бюджетирование - это совокупность процессов составления планов и бюджетов, их утверждения, исполнения, контроля, анализа и корректировок. Требуется отметить, что в некоторых работах российских авторов наблюдается слияние определений бюджета и бюджетирования. Эти два определения «… безусловно, взаимосвязаны, но в то же время они различны по своему значению, поскольку бюджет предприятия-это документ, а бюджетирование - это, прежде всего, процесс постановки и принятия бюджета предприятия, а также процесс его реализации на предприятии»[3].
Главная цель бюджетирования – повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия благодаря целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению управляемости бизнес-процессов предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.
В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом общем виде - это основа:
планирования деятельности и принятия управленческих решений;
оценка всех аспектов финансового состояния организации;
укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных единиц интересам организации (компании в целом и собственникам капитала) [4].
Целью данной курсовой работы является определение содержания и роли бюджетирования в процессе управления финансами организации. Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.
К основными задачам курсовой работы можно отнести следующие: определение смысловой нагрузки термина «бюджет», видов и форм бюджетов, рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия, рассмотрение схем взаимодействия различных бюджетов, организации бюджетирования на предприятии.
Теоретическую базу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, экономическая периодика, в частности, статьи журналов «Экономический анализ: теория и практика», «Финансовая газета». В процессе исследования так же использовались работы отечественных и зарубежных авторов: А.Д. Шеремет, И.М. Волков, Хруцкий В.Е, Ковалев В.В. и др.
1. Бюджетирование и его роль в процессе управления финансами фирмы
1.1. Понятие и виды бюджетирования
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования — важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше — денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.
Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде .
Система бюджетов позволяет заблаговременно оценивать последствия текущего положения дел на предприятии или фирме и реализуемой стратегии для финансового самочувствия этого предприятия или фирмы (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа). Таким образом, бюджетирование позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия или фирмы. Для определения любых мер по повышению конкурентоспособности (будь то улучшение качества или увеличение производительности труда) необходимо формирование системы координат, в которой можно будет отслеживать происходящие изменения. Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия или фирмы. Превышение установленных лимитов — сигнал бедствия, повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения. Все показатели качества и производительности труда, мониторинг процессов их повышения, так или иначе, связаны с системой бюджетов.
Назначение внутрифирменного бюджетирования:
• Разработка системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.
• Рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании ее отдельных структурных подразделений, ресурсов, активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.).
• Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов (сфер хозяйственной деятельности), которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.
• Повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
• Превращение компании в “финансово прозрачную”, понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
• Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.
• Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
• Контроль над изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.
Бюджетирование — основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде всего повышения ответственности руководителей различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями.
В отсутствии бюджетирования, например, невозможно, во-первых, разделить высокорентабельные, низкорентабельные и нерентабельные виды бизнесов, а во-вторых, решить, какие из низкорентабельных видов бизнеса следует все-таки развивать и далее по той простой причине, что они приносят основную массу прибыли.
Кроме того, бюджетирование позволяет сделать предприятие или фирму, что называется, “прозрачной”, а потому более привлекательной для инвесторов. В Российской Федерации для подавляющего большинства предприятий реального сектора острой проблемой является обилие доставшейся в ходе приватизации собственности и неумение эффективно управлять ей. Бюджетирование позволяет определить неработающие, неэффективные активы, которые нужно быстрее продать или от которых нужно избавиться иным образом. Поэтому бюджетирование является основой осмысленной реструктуризации предприятия, оптимизации и его структуры капитала (активов).
Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами[5].
В основу бюджетирования, прежде всего, положена разработка различных видов бюджетов (планов), являющихся одним из основных инструментов управления компанией.
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков; прогноз денежных потоков; прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов-операционного и финансового.
В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.
Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков.
При формировании операционного бюджета используются след. бюджеты:
продаж;
производства;
закупки и использования материальных запасов;
трудовых затрат;
общепроизводственных расходов;
административно-управленческих расходов;
коммерческих расходов.
Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели: объем производства, себестоимость, прибыль и другие.
Бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования, так и «снизу вверх» (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), принимая во внимание отдельных клиентов и продукцию.
После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих и общехозяйственных расходов.
Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом по стоимости возвратных материальных отходов.
Целью сметы по труду – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.
Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства и другое.
Информация о работе Бюджетирование и планирование финансов фирмы