Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:05, реферат
Развитие мировой экономики все в большей мере зависит от принятия и соблюдения странами единых норм и правил деятельности в кредитно-финансовой сфере. Международные финансовые кодексы и стандарты призваны поддерживать финансовую стабильность в отдельных странах и не допускать распространения кризисных ситуаций.
Базель III — новые стандарты капитала и ликвидности
Развитие
мировой экономики все в
Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) (далее по тексту — Комитет) является комитетом органов банковского надзора, созданным управляющими центральными банками стран Группы десяти (G-10) в 1975 году. В его состав входят высокопоставленные представители органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США.
Поводом для создания Комитета послужил известный инцидент с ликвидацией Кельнского банка Herstatt в 1974 году. 26 июня 1974 года ряд банков предоставил банку Herstatt сумму в немецких марках в обмен на долларовые платежи в Нью-Йорке. В силу разницы часовых поясов возник временной лаг по долларовым платежам банкам-контрагентам. В течение данного лага и до момента осуществления платежей в Нью-Йорке банк Herstatt был ликвидирован регулирующими органами ФРГ.
За период своего
существования Комитет
Первый документ — Базель I был представлен Комитетом в 1988 году. Он представлял собой завершение многолетней работы Комитета по обеспечению гармонизации нормативных актов надзорных органов, устанавливающих требования к достаточности капитала международных банков. В первую очередь положения Базель I относились к кредитному риску банков, осуществляющих трансграничную деятельность. Активы банков делились на пять групп в соответствии с кредитным риском по ним — весовой коэффициент риска (risk-weighted ratio) в 0%, 10%, 20%, 50% и до 100%. Минимальный размер капитала для международных банков был установлен в 8% (из которых собственный капитал должен был составлять как минимум 4%) от активов, взвешенных по риску.
Однако крупные банки, такие как JPMorgan Chase, посчитали необоснованной ставку в размере 8%, и ввели свопы кредитного дефолта (credit default swap), которые позволили им иметь капитал фактически на уроне 1,6% от активов.
В 1992 году положения Базеля I (частично либо полностью) были приняты на законодательном уровне Группой десяти, а впоследствии еще несколькими десятками государств по всему миру.
На текущий момент положения Базеля I считаются устаревшими. С момента их принятия экономический мир претерпел существенные изменения с развитием финансовых конгломератов и риск-менеджмента, что создало предпосылки для разработки Комитетом последующих положений.
На смену устаревшему соглашению Базель I были разработаны всесторонние положения Базеля II, процесс имплементации которых еще не завершен, а также положения Базеля III, являющиеся ответом Комитета на мировой финансовый кризис 2008 года.
Нормы Базель II представляют собой результат работы Комитета в течение нескольких последних лет над обеспечением международной унификации требований к достаточности капитала банков, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе.
В документе подробно изложены методология расчета достаточности капитала и минимальные стандарты. Базель II и содержащиеся в нем минимальные стандарты были одобрены управляющими центральными банками и руководителями органов банковского надзора стран Группы десяти.
Мировой финансовый кризис 2008 года показал, что различным организациям пришлось столкнуться с множеством рисков, неплатежеспособностью вследствие несения рисков встречной стороны и рисков «заражения» (contagion risk — риск, возникающий в случае, когда неблагоприятные процессы в одной стране приводят к падению рейтинга или кредитному сжатию не только этой страны, но и других стран), недостатка регулятивной и надзорной интеграции, а также несовершенства режимов принятия решений. В связи с этим Комитет разработал новые положения — Базель III, которые направлены на устранение недостатков регулирования, что, в свою очередь, должно поспособствовать предотвращению наступления нового экономического кризиса.
Что такое стандарты капитала и ликвидности Базеля III?
Положения Базеля III предлагают новые стандарты капитала, «леверидж» (leverage — использование заемных средств для финансирования деятельности компании; характеризуется соотношением заемного и собственного капитала) и ликвидности для усиления регулирования, надзора и риск-менеджмента в банковском секторе. Стандарты капитала и новые буферы капитала потребуют от банков большего размера капитала, а также большего качества данного капитала по сравнению со стандартами, принятыми в Базеле II. Новое отношение капитала к заемным средствам вводит нерисковую основу для расчета минимальных требований к капиталу в дополнение к системе расчета на основе риска. Новые коэффициенты ликвидности обеспечивают осуществление адекватного финансирования в кризисных ситуациях.
Каковы ключевые элементы новых правил?
Новые правила призваны увеличить качество, устойчивость и прозрачность капитальной базы (capital base — сумма банковского капитала первого порядка и приемлемого капитала второго порядка), а также увеличить долю покрытых рисков в структуре капитала. Основные положения рассматриваемого предложения перечислены в нижеприведенной таблице.
Регулятивный элемент |
Предложенное требование |
Более высокое требование к минимальному размеру капитала первого порядка |
|
Новый буфер консервации капитала |
|
Контрцикличный буфер капитала (countercyclical buffer) |
|
Более высокое требование к минимальному размеру обыкновенного собственного капитала первого порядка |
|
Стандарт ликвидности |
|
Отношение капитала к заемным средствам |
|
Минимальный
уровень совокупного |
|
Каково влияние на требования к достаточности капитала?
Постепенно и существенно увеличатся требования к достаточности капитала, а его стоимость станет объектом тщательного мониторинга. Нижеприведенная схема демонстрирует, что рассматриваемое увеличение является результатом комплекса мер: увеличение коэффициента достаточности капитала (сердцевинный капитал первого порядка, капитал первого порядка, буфер консервации капитала, контрцикличный буфер капитала), более строгие правила, применяемые к приемлемому капиталу и более высокие требования к капиталу (увеличение доли взвешенных по риску активов (RWA) по некоторым их классам).
Каковы основные изменения по кредитному риску и кредитному риску контрагента?
Базель III вводит требования к капиталу для покрытия риска Корректировки стоимости кредита (Credit Value Adjustment или CVA), а также более высокие требования к капиталу для секьюритизации продуктов. Деривативы и Репо, прошедшие клиринг через Центральных контрагентов (Central Counterparties или CCPs) более не являются свободными от рисков и имеют весовой коэффициент риска в 2%. Кроме того, Базель III вводит более высокий коэффициент корреляции (применяемый к подходам IRB) для взвешивания риска крупных и нерегулируемых финансовых организаций, а также изменяет соответствующие приемлемые средства обеспечения и правила «стрижки» (haircut — разница между стоимостью займа и стоимостью его обеспечения).
Каковы основные задачи для банков в свете новых требований к риску ликвидности, содержащихся в Базеле III?
Отчеты о риске ликвидности должны представляться как минимум на ежемесячной основе, а если того потребуют регулирующие органы — на еженедельной или ежедневной основе. Данное требование возлагает на банки обязанность принять решение об автоматизации процесса представления такой отчетности.
В первую очередь банкам будет необходимо надлежащим образом собрать сведения о подверженности рискам, обязательствах, контрагентах и рынке в централизованную базу данных по рискам. Следует открыть доступ ко всем портфельным денежным потокам и банки должны иметь возможность провести стресс-тестирование данных потоков, а также анализ возникновения пробелов в ликвидности согласно различным сценариям. Приемлемость элементов буфера коэффициента краткосрочной ликвидности и правил «стрижки» основываются на внешних рейтингах, Базельской классификации контрагентов и стандартизированных весовых оценках кредитного риска.
Следующая проблема, с которой столкнутся банки — согласование или объединение их текущего риска с новыми требованиями коэффициента риска ликвидности, содержащимися в Базеле III. Требование мониторинга концентраций источников финансирования ставит перед банками задачу по созданию ясной градации контрагентов для консолидации их обязательств.
Различные Коэффициенты краткосрочной ликвидности (LCR) должны определяться согласно уровню консолидации и средствам денежного обращения. Если речь идет о правилах, связанных с кредитным риском, международные банки в силу новых правил по коэффициенту ликвидности, должны будут преодолеть ряд национальных различий и особенностей локального масштаба. Для этого им необходимо создать различные виды образцов электронной отчетности по риску ликвидности перед регулирующими органами в зависимости от конкретной юрисдикции.
На
какие банки будут
Правила
Базеля III будут распространяться на
все банки, однако степень их влияния
будет варьироваться в
Большинство банков почувствуют на себе влияние от увеличения размера и повышения качества капитала, коэффициента ликвидности и отношения капитала к заемным средствам, а также от измененного Компонента 2. Большинство значимых инвестиционных банков подвергнуться влиянию измененной обработки кредитного риска контрагента, более ясной структуры рыночного риска. В некоторой степени на них будут воздействовать изменения условий и порядка секьюритизации.
Важные системные финансовые организации (Systemic Important Financial Institutions или SIFIs) могут принять на себя более высокие требования к капиталу (например, в Швейцарии) или в отношении данных организаций может осуществляться дополнительный надзор. Правила для организаций SIFIs будут приняты Комитетом в середине 2011 года.
* * *
Ключевым элементом Базельских соглашений является создание в каждом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которые позволят банкам рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала. Такой подход имеет, по крайней мере, два достоинства: он заставляет банки лучше управлять рисками и позволяет совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков и других банковских клиентов и партнеров. Однако Базель II наряду с Базелем III не определили иерархию банковских рисков и уровень гарантирования собственного капитала банков, позволяющий им успешно противостоять системным рискам, возможность которых в условиях обостряющейся конкуренции не следует исключать. Предупреждение системных рисков скорее требует стабильности требований к собственному капиталу банков, а не его постоянной адаптации к условиям меняющейся конъюнктуры. Подобная адаптация должна осуществляться с помощью механизмов внутреннего контроля, которые следует создать в каждом банке.
Комитет предпринял смелую попытку, предложив банкам модель внутренней оценки рисков и зафиксировав показатели, которые банки должны рассчитывать. Но, поступая таким образом, т. е. предложив единую модель для всех банков, Комитет вступил в противоречие с заявленными им же самим целями, а также продемонстрировал, что находится под сильным влиянием практики американских банков. Установленные Комитетом коэффициенты для взвешивания рисков свидетельствуют о том, что предложенная им модель благоприятствует розничным банкам, обслуживающим преимущественно домашние хозяйства. Тогда как в европейских странах домашние хозяйства являются в основном вкладчиками банков, в США их роль как вкладчиков невелика, напротив, они являются должниками банков.
Информация о работе Базель III — новые стандарты капитала и ликвидности