Антикризисное финансовое управление на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении антикризисного управления на примере предприятия.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- обосновать направления применения системного подхода к антикризисному управлению предприятием;
- обобщить классификацию этапов антикризисного управления и методики обоснования управленческих решений на каждом этапе;
- исследовать специфику внутреннего экономического кризиса предприятия;
- оценить эффективность рекомендуемых в литературе и применяемых на практике методик антикризисного управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления 6
1.1. Виды и типы кризисов на предприятии 6
1.2. Роль финансового кризиса в системном кризисе предприятия 13
Глава 2. организация и планирование антикризисного финансового управления на ООО «Люкс» 17
2.1. Антикризисный финансовый менеджер и его функции 17
2.2. Содержание антикризисного финансового плана и организация его выполнения 22
Глава 3. Управление предприятием в условиях внешнего финансового кризиса 25
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    ООО «Люкс» помимо обслуживания справочно-правовой системы так же занимается распространением ряда программных продуктов. В структуре компании присутствует четкое распределение функций между отделами.

    Отдел регионального законодательства дополняет  систему новыми региональными правовыми  документами, обрабатывая их. В отделе работает 5 человек.

    Отдел прикладных программ занимается продажей и установкой антивирусных и ряда других систем. В составе отдела 4 человека.

    Отдел обучения занимается сертификацией  пользователей СПС. В составе  данного отдела 4 человека.

    Юридический отдел возглавляет начальник  отдела обучения. Так же предприятие  наняло дополнительного юриста.

    Отдел продаж занимается непосредственным сбытом продукции и услуг. Состоит из 18 работников.

    Технический отдел обеспечивает работу офисной  техники и серверов. (3 чел).

    Отдел сопровождения - основной отдел, занимается сопровождением СПС «Консультант Плюс». 25 специалистов.

    Всего в фирме работает 60 человек. По своей организационно-провавой форме ООО «Люкс» является обществом с ограниченной ответственностью. Находится на упрощенном режиме налогооблажения.

    С ноября 2008 года организация столкнулась  с рядом проблем. В том числе: уменьшение количества клиентов, сокращение прибыли, падение спроса на сопутствующие программы. Как следствие возник целый ряд внутренних проблем: несвоевременная выплата заработной платы, нарастание социальной напряженности.

    На  рассматриваемом предприятии произошел  кризис неплатежеспособности.

    ООО «Люкс» не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. И действительно, задержка в поступлении денежных средств на счет организации вследствие несвоевременных проплат от клиентов явилось основной причиной кризиса. Усугубило его то, что непосредственно перед проблемным периодом был взят кредит на ремонт офисных помещений и открыто представительство в другом регионе. Кроме того появилась необходимость в формировании резервного фонда.

    По  длительности возникший кризис относится  к краткосрочному, тем не менее  требуется достаточная программа  по выводу предприятия из сложившейся ситуации.

    По  стадии кризис определяем как обратимый. Администрация предприятия способна самостоятельно произвести преобразования в экономической, финансовой, социальной сферах, в результате которых платежеспособность восстановиться.

    По  сфере возникновения - экзогенный кризис. Возник по причинам, не зависящим от организации. Основная причина - нестабильность межбюджетных отношений.

    По  своей природе возникший кризис относится к бюджетно-финансовому  кризису. Возникают в связи с несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей и высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной.

    Руководством  ООО «Люкс» были предприняты следующие антикризисные меры.

    1. Прежде всего, была ужесточена  ценовая политика. Клиентов обязали оплачивать счета в срок, предусмотренным договором. Ранее клиентам предоставлялась рассрочка, и фактически услуги оплачивались только при подписании акта выполненных работ в конце месяца. С этой целью были внесены поправки в должностные инструкции сотрудников отдела сопровождения. Менеджеров обязали контролировать своевременность оплаты счетов. Была предложена новая схема начисления заработной платы: размер ее должен зависеть от фактического поступления денег. Кроме того, руководители подразделений лично отвечают за работу с категорией «злостных» неплательщиков, сумма долга которых превышает размер абонемента за три месяца обслуживания. Бухгалтерия продолжает вести работу по должникам в обычном режиме.

    2. Комплект счетов-фактур и актов бухгалтерия стала готовить ближе к середине месяца, а не к концу. Это позволит раньше оплатить услугу тем клиентам, которые способны провести оплату только при наличие счет-фактуры.

    3. Был нанят дополнительный юрист, специализирующийся на составлении претензий и ведение дел в арбитражном суде. Эта мера должна повысить эффективность работы с должниками.

    4. Руководство вынуждено было пойти  на несвоевременную выплату заработной  платы сотрудникам. Кроме того  введена система «депонирования».  Она предусматривает систему  накопления части заработной платы, превышающей лимит в 10 тысяч рублей. Это сделано с целью увеличения накопительного фонда предприятия. В перспективе мера должна позволить закрыть задолженность перед организацией-поставщиком СПС ранее планового срока. Это позволит обезопасить фирму от потери права дистрибуции.

    5. Руководство вернулось к схеме  «серой» заработной платы. Эта  мера относится к числу рискованных,  но позволяет экономить на  обязательных отчислениях до 40% в  абсолютном выражении.

    Комплекс  антикризисных мер охватывает сразу несколько сфер: сфера маркетинга, производства, управление издержками, управление запасами, управление дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, управления. Рассмотрим весь комплекс мер детально.

    В ООО «Люкс» антикризисный финансовый менеджер осуществляет следующие мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:

    - повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины)

    - разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров)

    Мероприятия в сфере производства:

    - укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д. (изменения в должностных инструкциях)

    Мероприятия в сфере управления издержками:

    - экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья)

    Мероприятия по управлению оборотным капиталом:

    - ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;

    По  управлению запасами:

    - расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне; (поддержание накопительного фонда)

    По  управлением дебиторской задолженностью:

    - оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;

    - систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

    - использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);

    - определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;

    - контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

    По  управлению кредиторской задолженностью:

    - поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты; (для отдела прикладных программ)

    - составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;

    - контроль исполнения бюджетов.

    Мероприятия по совершенствованию управления:

    - контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;

    - разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.

    Перечисленные антикризисные меры предлагается ввести непосредственно в момент появления первых признаков наступления кризиса. За прошедший период (ноябрь 2008 - ноябрь 2009) были значительно улучшены показатели по дебиторской задолженности, удалось удержать значительную часть клиентов. В целом предпринятые усилия способствовали стабилизации ситуации. Удалось предотвратить банкротство и значительно смягчит неблагоприятный эффект.

    В качестве оценки кризиса в управлении менеджер применяет методику Аргенты. Согласно этой методике последствия в организации начинаются со следующих предположений:

    1. идет процесс ведущий к банкротству 

    2. он для своего завершения требует  несколько лет 

    3. может быть разделен на 3 стадии: недостатки, ошибки, симптомы.

    Недостатки: компания скатывается к банкротству годами демонстрируя ряд недостатков но на них не обращают внимания. Вследствие наложения этих недостатков компания может совершить ошибки, ведущие к банкротству. Компании которые борются с недостатками не совершают ошибку и выходят постепенно из процесса, ведущего к банкротству. Совершенные ошибки приводят к симптомам, ухудшается ряд важных показателей. Обычно от проявления где-то в течение 2-3 лет, а иногда процесс этот растягивается на 5-10 лет. 

    2.2. Содержание антикризисного финансового плана и организация его выполнения 

    Руководствуясь  схемой, приведенной в первом ситуационном задании, проанализируйте конкретный пример антикризисной программы.

    В качестве примера рассмотрим программу  выхода из кризиса, принятого в ООО «Люкс». Рассмотрим поэтапно все пункты плана, параллельно проводя оценку эффективности выбранных мер.

    Ужесточение ценовой политики. Клиентов обязали  оплачивать счета в срок, предусмотренным  договором.

    Данную  меру можно считать эффективной. Успешная ее реализация на практике позволит сократить дебиторскую задолженность.

    Комплект счетов-фактур и актов бухгалтерия стала готовить ближе к середине месяца, а не к концу. Это позволит раньше оплатить услугу тем клиентам, которые способны провести оплату только при наличие счет-фактуры.

    Эта мера так же способна обеспечить положительный эффект, но нужно учитывать, что ряд бюджетных организаций проводят оплату счета только в конце календарного месяца и выписка счет-фактуры не ускорит данный процесс. Эффективность меры ограничена.

    был нанят дополнительный юрист, специализирующийся на составлении претензий и ведение дел в арбитражном суде. Эта мера должна повысить эффективность работы с должниками.

    Мера  эффективная, так как основной юрист  на предприятии не имеет достаточного опыта в арбитражном суде.

    несвоевременная выплата заработной платы.

    Эта часть плана способна обеспечить кратковременное финансовое улучшение, так как позволяет накопить некоторый  запас средств, который обеспечит  в свою очередь своевременную  выплату обязательного платежа  в вышестоящую организацию. (право  дистрибуции). Но нужно учитывать, что данная мера отрицательно скажется на выполнении своих служебных обязанностей служащими организации.

    «Серая» заработная плата.

    Эффект  от применения этой схемы не покроет  убытков в случае наложения штрафа со стороны контролирующего органа. Мера не эффективна.

    разработка  системы договоров с гибкими  условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное  и точное исполнение условий договоров)

Информация о работе Антикризисное финансовое управление на предприятии