Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении антикризисного управления на примере предприятия.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- обосновать направления применения системного подхода к антикризисному управлению предприятием;
- обобщить классификацию этапов антикризисного управления и методики обоснования управленческих решений на каждом этапе;
- исследовать специфику внутреннего экономического кризиса предприятия;
- оценить эффективность рекомендуемых в литературе и применяемых на практике методик антикризисного управления.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления 6
1.1. Виды и типы кризисов на предприятии 6
1.2. Роль финансового кризиса в системном кризисе предприятия 13
Глава 2. организация и планирование антикризисного финансового управления на ООО «Люкс» 17
2.1. Антикризисный финансовый менеджер и его функции 17
2.2. Содержание антикризисного финансового плана и организация его выполнения 22
Глава 3. Управление предприятием в условиях внешнего финансового кризиса 25
Заключение 29
Список литературы
ООО «Люкс» помимо обслуживания справочно-правовой системы так же занимается распространением ряда программных продуктов. В структуре компании присутствует четкое распределение функций между отделами.
Отдел регионального законодательства дополняет систему новыми региональными правовыми документами, обрабатывая их. В отделе работает 5 человек.
Отдел прикладных программ занимается продажей и установкой антивирусных и ряда других систем. В составе отдела 4 человека.
Отдел обучения занимается сертификацией пользователей СПС. В составе данного отдела 4 человека.
Юридический отдел возглавляет начальник отдела обучения. Так же предприятие наняло дополнительного юриста.
Отдел продаж занимается непосредственным сбытом продукции и услуг. Состоит из 18 работников.
Технический отдел обеспечивает работу офисной техники и серверов. (3 чел).
Отдел сопровождения - основной отдел, занимается сопровождением СПС «Консультант Плюс». 25 специалистов.
Всего в фирме работает 60 человек. По своей организационно-провавой форме ООО «Люкс» является обществом с ограниченной ответственностью. Находится на упрощенном режиме налогооблажения.
С ноября 2008 года организация столкнулась с рядом проблем. В том числе: уменьшение количества клиентов, сокращение прибыли, падение спроса на сопутствующие программы. Как следствие возник целый ряд внутренних проблем: несвоевременная выплата заработной платы, нарастание социальной напряженности.
На
рассматриваемом предприятии
ООО «Люкс» не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. И действительно, задержка в поступлении денежных средств на счет организации вследствие несвоевременных проплат от клиентов явилось основной причиной кризиса. Усугубило его то, что непосредственно перед проблемным периодом был взят кредит на ремонт офисных помещений и открыто представительство в другом регионе. Кроме того появилась необходимость в формировании резервного фонда.
По
длительности возникший кризис относится
к краткосрочному, тем не менее
требуется достаточная
По
стадии кризис определяем как обратимый.
Администрация предприятия
По сфере возникновения - экзогенный кризис. Возник по причинам, не зависящим от организации. Основная причина - нестабильность межбюджетных отношений.
По
своей природе возникший кризис
относится к бюджетно-
Руководством ООО «Люкс» были предприняты следующие антикризисные меры.
1. Прежде всего, была ужесточена ценовая политика. Клиентов обязали оплачивать счета в срок, предусмотренным договором. Ранее клиентам предоставлялась рассрочка, и фактически услуги оплачивались только при подписании акта выполненных работ в конце месяца. С этой целью были внесены поправки в должностные инструкции сотрудников отдела сопровождения. Менеджеров обязали контролировать своевременность оплаты счетов. Была предложена новая схема начисления заработной платы: размер ее должен зависеть от фактического поступления денег. Кроме того, руководители подразделений лично отвечают за работу с категорией «злостных» неплательщиков, сумма долга которых превышает размер абонемента за три месяца обслуживания. Бухгалтерия продолжает вести работу по должникам в обычном режиме.
2. Комплект счетов-фактур и актов бухгалтерия стала готовить ближе к середине месяца, а не к концу. Это позволит раньше оплатить услугу тем клиентам, которые способны провести оплату только при наличие счет-фактуры.
3. Был нанят дополнительный юрист, специализирующийся на составлении претензий и ведение дел в арбитражном суде. Эта мера должна повысить эффективность работы с должниками.
4.
Руководство вынуждено было
5.
Руководство вернулось к схеме
«серой» заработной платы. Эта
мера относится к числу
Комплекс антикризисных мер охватывает сразу несколько сфер: сфера маркетинга, производства, управление издержками, управление запасами, управление дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, управления. Рассмотрим весь комплекс мер детально.
В ООО «Люкс» антикризисный финансовый менеджер осуществляет следующие мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:
- повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины)
- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров)
Мероприятия в сфере производства:
- укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д. (изменения в должностных инструкциях)
Мероприятия в сфере управления издержками:
- экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья)
Мероприятия по управлению оборотным капиталом:
- ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
По управлению запасами:
- расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне; (поддержание накопительного фонда)
По
управлением дебиторской
- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
- использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
По управлению кредиторской задолженностью:
- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты; (для отдела прикладных программ)
- составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
- контроль исполнения бюджетов.
Мероприятия по совершенствованию управления:
- контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;
- разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.
Перечисленные антикризисные меры предлагается ввести непосредственно в момент появления первых признаков наступления кризиса. За прошедший период (ноябрь 2008 - ноябрь 2009) были значительно улучшены показатели по дебиторской задолженности, удалось удержать значительную часть клиентов. В целом предпринятые усилия способствовали стабилизации ситуации. Удалось предотвратить банкротство и значительно смягчит неблагоприятный эффект.
В качестве оценки кризиса в управлении менеджер применяет методику Аргенты. Согласно этой методике последствия в организации начинаются со следующих предположений:
1.
идет процесс ведущий к
2.
он для своего завершения
3. может быть разделен на 3 стадии: недостатки, ошибки, симптомы.
Недостатки:
компания скатывается к банкротству годами
демонстрируя ряд недостатков но на них
не обращают внимания. Вследствие наложения
этих недостатков компания может совершить
ошибки, ведущие к банкротству. Компании
которые борются с недостатками не совершают
ошибку и выходят постепенно из процесса,
ведущего к банкротству. Совершенные ошибки
приводят к симптомам, ухудшается ряд
важных показателей. Обычно от проявления
где-то в течение 2-3 лет, а иногда процесс
этот растягивается на 5-10 лет.
2.2.
Содержание антикризисного
финансового плана и
организация его выполнения
Руководствуясь схемой, приведенной в первом ситуационном задании, проанализируйте конкретный пример антикризисной программы.
В качестве примера рассмотрим программу выхода из кризиса, принятого в ООО «Люкс». Рассмотрим поэтапно все пункты плана, параллельно проводя оценку эффективности выбранных мер.
Ужесточение ценовой политики. Клиентов обязали оплачивать счета в срок, предусмотренным договором.
Данную меру можно считать эффективной. Успешная ее реализация на практике позволит сократить дебиторскую задолженность.
Комплект счетов-фактур и актов бухгалтерия стала готовить ближе к середине месяца, а не к концу. Это позволит раньше оплатить услугу тем клиентам, которые способны провести оплату только при наличие счет-фактуры.
Эта мера так же способна обеспечить положительный эффект, но нужно учитывать, что ряд бюджетных организаций проводят оплату счета только в конце календарного месяца и выписка счет-фактуры не ускорит данный процесс. Эффективность меры ограничена.
был нанят дополнительный юрист, специализирующийся на составлении претензий и ведение дел в арбитражном суде. Эта мера должна повысить эффективность работы с должниками.
Мера эффективная, так как основной юрист на предприятии не имеет достаточного опыта в арбитражном суде.
несвоевременная выплата заработной платы.
Эта часть плана способна обеспечить кратковременное финансовое улучшение, так как позволяет накопить некоторый запас средств, который обеспечит в свою очередь своевременную выплату обязательного платежа в вышестоящую организацию. (право дистрибуции). Но нужно учитывать, что данная мера отрицательно скажется на выполнении своих служебных обязанностей служащими организации.
«Серая» заработная плата.
Эффект от применения этой схемы не покроет убытков в случае наложения штрафа со стороны контролирующего органа. Мера не эффективна.
разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров)
Информация о работе Антикризисное финансовое управление на предприятии