Анализ платежеспособности и устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

на примере ООО «Щербинские лифты»
Актуальность курсовой работы объясняется тем, что платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т.к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату -- рабочим и служащим, дивиденды -- акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

Содержание

Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
1.1. Оценка платежеспособности и ликвидности баланса предприятия
1.2 Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации
1.2.1 Понятие финансовой устойчивости
1.2.2 Анализ финансовой устойчивости
2.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на примере конкретного предприятия
2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Щербинские лифты»
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3.Анализ финансовой устойчивости организации
2.3.1. Трехкомпонентный анализ финансовой устойчивости
2.3.2. Коэффициентный анализ финансовой устойчивости
3 . Рекомендации по улучшению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

81483.rtf

— 678.49 Кб (Скачать)

     Для анализируемого предприятия годовая выручка, по данным формы №2 (Приложение 2), составила 53247тыс.руб. Известно, что на начало периода 63% выручки от продажи продукции было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности). На конец года уже 68% выручки от продажи продукции (36208 тыс.руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности).

     По данным таблицы 7. мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии к концу отчетного периода составил 34,21 дней. Допустим, что ежемесячный темп инфляции равен 1,083% ( при ставке рефинансирования ~13%), тогда индекс цен Iц = 1,01083. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь 98,93% (1 : 1,01083*100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 34,21 дня , индекс цен составит в среднем 1,01235.

     Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,98 (1:1,01235). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 34,21 дня, предприятие реально получает лишь 98% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей ~2%, т.е. 19,60руб.

     Можно сказать, что от годовой выручки за продукцию, продаваемую на условиях последующей оплаты, предприятие получило реально лишь 52182тыс.руб. (53247*0,98). Следовательно, 10 65тыс.руб. (53247тыс.руб. - 52182 руб.)составляют скрытые потери от инфляции. В этой связи для предприятия было бы целесообразно установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору.

     Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.

     Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 34.21 дня, а предприятие предоставляет покупателям 2%-ную скидку за оплату в срок не позднее 1 дня с момента отгрузки, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке 23% [2*365 / 34.21-3]. Если предприятие привлекает заемные средства под 24% годовых, то такие условия будут для него выгодными.

     В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах под 11% годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.

     Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в таблице 8

       Анализ альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками.

 

      Таблица 8

     
Показатели Вариант I (срок оплаты 3 дня при условии 2%-ной скидки) Вариант III (срок оплаты 34,21 дней), просроченные платежи - ср.срок оборачиваемости ДЗ на предприятии на конец периода Отклонения (+,-)
1. Индекс цен (Iц) 1 1,01235 + 0,01235
2. Коэффициент падения покупательной способности денег (Кi) 1 1 : 1,02 = 0,9804 - 0,0196
3. Потери от инфляции с каждой тысячи рублей договорной цены, руб. - 1000 - (1000*0,9804) = 19,6 + 19,6
4. Потери от уплаты процентов за пользование кредитами при ставке 17.5% годовых (1000 * 3 * 17.5) / (365 * 100) = 1,4 (1000 * 34.21 * 17.5) / (365 * 100) = 16.4 + 15
5. Потери от предоставления 2%-ной скидки с каждой тысячи рублей договорной цены, руб. 1000*0,02 = 20 - - 15
6. Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты (стр.3 + стр.4 + стр.5) 21.4 19,6 + 15 = 34.6 + 13.2
 

     Таким образом, предоставление 2%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 13.2руб. с каждой тысячи рублей, что при объеме продаж в кредит 36208 тыс.руб. составило бы (36208 * 13.2) 47.7945тыс.руб. на конец отчетного периода.

     Итак, результатом предложенных мероприятий по альтернативному способу расчета с покупателями и заказчиками стала реальная экономия (высвобождение) денежных средств в размере 47.79 тыс.руб. при сохранении прежнего объема продаж и предоставлении 2%-ной скидки.

     Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя. Вероятно, что отказ от выгодной сделки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений.

     Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден продавцу и покупателю. Это связано с системой налогообложения организаций. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав внереализационных доходов организации и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.

 

      Заключение  

     В процессе написания работы рассмотрено понятие финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, различные подходы к их оценке. Дело в том, что в отечественной практике финансового анализа еще не сложился единый подход к понятию финансовой устойчивости и методике ее анализа. Различия в подходах связаны с тем, что некоторые авторы рассматривают финансовую устойчивость предприятия в качестве одной из характеристик текущего финансового состояния. Другой подход состоит в том, что анализ финансовой устойчивости рассматривается как оценка стабильности функционирования предприятия как в настоящее время, так и в перспективе.

     Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства. Таким образом, платежеспособность - это способность предприятия расплачиваться за свои основные и оборотные производственные фонды.

     Также во второй главе был проведен анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, отражающий финансовое состояние фирмы, её ликвидность, рассчитаны коэффициенты автономии, свидетельствующие об уровне финансовой независимости предприятия, абсолютной ликвидности, отвечающей за отражение какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время и другие. Структура баланса признается удовлетворительной, а предприятие - платежеспособным, т.к. коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение более 2 и коэффициент обеспеченности собственными средствами -более 0,1. Финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. На 2007 год на предприятии наблюдается абсолютная независимость финансового состояния, за счет значительного увеличения нераспределенной прибыли, при котором предприятие полностью не зависит от заемных источников финансирования, запасы и затраты полностью покрываются собственными ресурсами. Собственного капитала хватает для финансирования материальных оборотных средств .На 2005, 2006,2007 годы наблюдается абсолютная ликвидность, наличие у фирмы собственных оборотных средств свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости. Наиболее ликвидные активы покрывают наиболее срочные обязательства на конец периода с излишком , равным 1983(2007)рублей. То есть предприятие способно погасить текущую задолженность перед кредиторами в размере этой суммы. Высокое значение коэффициента маневренности, равное на конец 2007 года 0.97, положительно характеризует финансовое состояния компании, а также убеждает в том, что управляющие предприятием проставляют достаточную гибкость в использовании собственных средств

     В третьей главе были рассмотрены пути улучшения финансовой устойчивости и платежеспособности. Текущее состояние предприятия отчасти характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

     Анализ движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что ее уменьшение в основном произошло из-за расчетов с прочими дебиторами. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась на 1055 тыс.руб. и составила 1475 тыс.руб. на конец года. Обнаруженная тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров. В дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.

     состояние расчетов с покупателями в отчетном году по сравнению с прошлым годом улучшились: общая сумма неоплаченных счетов покупателями уменьшилась на 1758 тыс.руб., или на 8,85 % в валюте баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности уменьшилась на 889 тыс.руб., или на 29,1% в составе дебиторской задолженности. ,однако ее доля по сравнению с прошлым годом увеличилась на 3 процентных пункта и составила на конец отчетного года 60% всей суммы долга покупателей. Доля не реальной к взысканию (безнадежной, с просроченным сроком исковой давности) задолженности по сравнению с прошлым годом также увеличилась на 0,01 процентных пункта и составила 1.6 % всей дебиторской задолженности.

     По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 3% и составила 60% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу периода составляла 72,46% в общем объеме оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.

     В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры: Выяснение , насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент; Извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо произвести с указанием предельной даты, подписание акта сверки с должником; Ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга; Предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции; Прекращение поставки продукции неплательщику; Обращение в компанию, которая занимается взысканием долгов; Продажа долга, в том числе векселей; Обращение в арбитражный суд с просьбой или о взыскании долга, или о начале процедур банкротства.

     В результате проведенных расчетов было выявлено, что предоставление 2%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 13.2руб. с каждой тысячи рублей, результатом предложенных мероприятий по альтернативному способу расчета с покупателями и заказчиками стала реальная экономия (высвобождение) денежных средств в размере 47.79 тыс.руб. при сохранении прежнего объема продаж и предоставлении 2%-ной скидки.

     Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя.

Информация о работе Анализ платежеспособности и устойчивости предприятия