Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью исследования является анализ финансовых рисков и пути их снижения.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Изучение теоретических основ управления финансовыми рисками;
Анализ системы управления финансовыми рисками
Выявление путей повышения эффективности управления финансовыми рисками.
Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Теоретические основы управления финансовыми рисками………………....5
1.1 Сущность и классификация финансовых рисков…………………….5
1.2 Виды финансовых потерь………………………………..…………….8
1.3 Методы управления финансовыми рисками …………….………....15
2. Практика управления финансовым риском на примере
ООО «Спецналадка»…………………………………………………………….19
2.1.Характеристика предприятия……………………………………..….19
2.2. Финансовые риски предприятия…………………………………….21
2.3. Процедуры управления финансовыми рисками……………………23
2.4. Пути снижения финансовых рисков………………………...………26
2.5. Основные мероприятия по повышению эффективности управления
финансовыми рисками……………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………35
- риск, в результате наступления которого предпринимательская фирма несет экономические потери, те при наступлении данного риска финансовые последствия могут быть только отрицательными (потеря дохода или капитала фирмы);
- риск, в результате наступления которого предпринимательская фирма получает определенный объем дохода, на который рассчитывала, те речь идет в данном случае идет о недополученной прибыли или упущенной выгоде. Данный риск характеризует ситуацию, когда фирма в силу сложившихся объективных и субъективных причин не может осуществить запланированную финансовую операцию;
- риск, в результате наступления которого фирма может рассчитывать как на получение дополнительного дохода, так и на возникновения экономических потерь. Данный вид риска чаще всего характерен для спекулятивных финансовых операций, однако он может возникать и в других ситуациях, например, риск реализации реального инвестиционного проекта, доходность которого на стадии эксплуатации может быть как ниже, так и выше расчетного уровня доходности.
По объекту возникновения риска также можно выделить 3 группы финансовых рисков: риски отдельных финансовых операций, осуществляемых предпринимательской фирмой; риски различных видов деятельности фирмы; риски финансовой деятельности фирмы в целом [3, с. 47].
Риски отдельной финансовой операции характеризуют в комплексе все финансовые риски, с которыми может столкнуться предпринимательская фирма при осуществлении какой-либо финансовой операции.
Риски различных видов финансовой деятельности – это все финансовые риски, которые могут возникать в ходе осуществления какого-либо вида финансовой деятельности, например, инвестиционная деятельность фирмы характеризуется портфелем различных инвестиционных рисков.
Риски финансовой деятельности фирмы в целом включают в себя комплекс различных финансовых рисков, которые могут возникать при осуществлении предпринимательской фирмой финансовой деятельности. Данные риски зависят от организационно-правовой формы фирмы, от структуры ее капитала и активов и других факторов. Например, одной из причин возникновения риска снижения финансовой устойчивости фирмы является несовершенство структуры капитала, в результате которого возникает несбалансированность положительного (входящего) и отрицательного (исходящего) денежных потоков фирмы.
Выделяют простые и сложные финансовые риски. Простые финансовые риски – это риски, которые невозможно разделить на отдельные подвиды, например инфляционный риск, который не подвергается дальнейшей классификации.
Сложные финансовые риски – это риски, которые включают в себя комплекс различных его подвидов. К данной группе финансовых рисков относится инвестиционный риск, который в дальнейшем классифицируется на множество подвидов.
1.2. Виды финансовых потерь
Центральное место в оценке предпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозируемые величины. При этом естественно желание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать.
Говоря об исчислении вероятных потерь в процессе их прогнозирования, надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательства, способно приводить не только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результата. Одно и то же случайное событие может вызвать увеличение затрат одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, то есть наряду с повышенными затратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других.
Так что, если случайное событие оказывает двойное воздействие на конечные результаты предпринимательства, имеет благоприятные и неблагоприятные последствия. При оценке риска надо в равной степени учитывать и те и другие. Иначе говоря, при определении суммарных возможных потерь следует вычитать из расчетных потерь сопровождающий их выигрыш.
Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
Реализация финансовых (кредитных, рыночных рисков и риска ликвидности) рисков, стратегических и части операционных рисков приводит к финансовым потерям, которые складываются из прямых потерь (стоимость финансовых инструментов, материальных и нематериальных активов, собственного капитала), косвенных потерь (недополученные доходы) и незапланированных дополнительных расходов, в том числе предназначенных на восстановление потерь, и отражаются в финансовой отчетности: отчете о прибылях и убытках, отчете о движении капитала, балансе банков.
Финансовые потери оказывают непосредственное влияние на финансовую устойчивость банка – интегральную оценку финансового состояния, ликвидности и достаточности собственного капитала банка, отражающую его способность компенсировать свои потери, восстанавливать и продолжать свою деятельность (без существенного сокращения ее масштабов или внепланового вынужденного прекращения некоторых видов деятельности/операций), негативно влияют на деловую репутацию.
Величина потерь определяется с учетом критерия существенности: финансовые потери включаются в расчет совокупных потерь, если их величина признается существенной на основании профессионального суждения, построенного в соответствии с минимальным уровнем существенности, определенным учетной политикой банка (на основе требований МСФО), а также в соответствии с оценкой влияния на деятельность банка. Критерием критичности воздействия на деятельность банка является величина финансовых потерь, которую Банк может оказаться не в состоянии компенсировать, в результате чего способность к продолжению деятельности в виде предоставления клиентам продуктов и услуг может быть безвозвратно утрачена
Финансовые потери – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозвращении долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги [3, c.68].
Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предприятий в государственный (республиканский, местный) бюджет.
В зависимости от величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы: ●потери, величина которых не превышает расчетной прибыли, можно назвать допустимыми; ●потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических - такие потери придется возмещать из карман предпринимателя; ●еще более опасен катастрофический риск, при которо предприниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество. 1.3. Методы управления финансовыми рисками
Управление финансовыми рисками предприятия представляет собой процесс предвидения и нейтрализации их негативных финансовых последствий, связанный с их идентификацией, оценкой, профилактикой и страхованием. Управление финансовыми рисками предприятия основывается на определенных принципах, основными из которых являются рисунок 1[4, с. 54]: 1. Осознанность принятия рисков. Финансовый менеджер должен сознательно дт ин риск, если он надеется получить соответствующий доход от осуществления финансовой операции. По отдельным операциям после оценки уровня риска можно принять тактику «избежания риска», однако полностью исключить риск из финансовой деятельность предприятия не возможно, т.к. финансовый риск – объективное явление, присущее большинству хозяйственных операций. Осознанность принятия тех или иных видов финансовых рисков является важнейшим условием нейтрализации их негативных последствий в процессе управления ими. 2. Управляемость финансовыми рисками. В состав портфеля финансовых рисков должны включаться преимущественно те из них, которые поддаются нейтрализации в процессе управления независимо от их объективной или субъективной природы. Только по таким видам финансовый менеджер может использовать весь арсенал внутренних механизмов их нейтрализации, т.е. проявить искусство управления ими.
Рисунок 1- Принцип управления финансовыми рисками предприятия
3. Независимость управления отдельными рисками. Один из важнейших постулатов теории риск-менеджмент гласит, что риски независимы друг от друга и финансовые потери по одному из рисков портфеля необязательно увеличивают вероятность наступления рискового случая по другим финансовым рискам. Иными словами, финансовые потери по различным видам рисков независимы друг от друга, в процессе управления ими должны нейтрализоваться индивидуально. 4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности финансовых операций. Этот принцип является основополагающим в теории риск-менеджмента. Он заключается в том, что предприятие должно принимать в процессе осуществления финансовой деятельности только те виды финансовых рисков, уровень которых не превышает соответствующего уровня доходности по шкале «доходность-риск». Любой вид риска, по которому уровень риска выше уровня ожидаемой доходности (с включенной в нее премией за риск) должен быть предприятием отвергнут (или должны быть пересмотрены размеры премии за данный риск). 5 Сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия. Ожидаемый размер финансовых потерь предприятия, соответствующий тому или иному уровню финансового риска, должен соответствовать той доле капитала, которая обеспечивает внутреннее страхование рисков. В противном варианте наступление рискового случая повлечет за собой потерю определенной части активов, обеспечивающих операционную или инвестиционную деятельность предприятия, т.е. снизит его потенциал формирования прибыли и темпы предстоящего развития. Размер рискового капитала, включающего и соответствующие внутренние страховые фонды, должен быть определен предприятием заранее и служить рубежом принятия тех видов финансовых рисков, которые не могут быть переданы партнеру по операции или внешнему страховщику. 6. Экономичность управления рисками. Основу управления финансовыми рисками составляет нейтрализация их негативных финансовых последствий для деятельности предприятия при возможном наступлении рискового случая. Вместе с тем, затраты предприятия по нейтрализации соответствующего финансового риска не должны превышать суммы возможных финансовых потерь по нему даже при самой высокой степени вероятности наступления рискового случая. Критерий экономичности управления рисками должен соблюдаться при осуществлении как внутреннего, так и внешнего страхования финансовых рисков.
7. Учет временного фактора в управлении рисками. Чем длиннее период осуществления финансовой операции, тем шире диапазон сопутствующих ей рисков, тем меньше возможностей обеспечивать нейтрализацию их негативных финансовых последствий по критерию экономичности управления рисками. При необходимости осуществления таких финансовых операций предприятие должно обеспечить получение необходимого дополнительного уровня доходности по ней не только за счет премии за риск, но и премии за ликвидность (т.к. период осуществления финансовой операции представляет собой период «замороженной ликвидности» вложенного в нее капитала). Только в этом случае у предприятия будет сформирован необходимый финансовый потенциал для нейтрализации негативных финансовых последствий по такой операции при возможном наступлении рискового случая. 8. Учет финансовой стратегии предприятия в процессе управления рисками. Систем управления финансовыми рисками должна базироваться на общих критериях избранной предприятием финансовой стратегии (отражающей его финансовую идеологию по отношению к уровню допустимых рисков), также финансовой политики по отдельным направлениям финансовой деятельности. Как было установлено ранее, большинство направлений финансовой политики по вопросам управления финансовой деятельностью предприятия включают как обязательный элемент уровень допустимого риска. Аналогичные показатели установлены и в финансовой стратегии предприятия в целом. Поэтому управление рисками отдельных финансовых операций должно исходить из соответствующих параметров риска, содержащихся в этих плановых документах. 9. Учет возможности передачи рисков. Принятие ряд финансовых рисков несопоставимо с финансовыми возможностями предприятия по нейтрализации их негативного случая. В то же время осуществление соответствующей финансовой операции может диктоваться требованиями стратегии и направленности финансовой деятельности. Включение таких рисков в портфель совокупных финансовых рисков допустимо лишь в том случае, если возможна частичная или полная их передача партнерам по финансовой операции или внешнему страховщику. В системе методов управления финансовыми рисками предприятия основная роль принадлежит внутренним механизмам их нейтрализации. Внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков представляют собой систему методов минимизации их негативных последствий, избираемых и осуществляемых в рамках самого предприятия. Система внутренних механизмов нейтрализации финансовых рисков предусматривает использование следующих методов. избежание риска; лимитирование концентрации риска; хеджирование; диверсификация; трансферт риска; самострахование; прочие методы.
2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ РИСКОМ НА ПРИМЕРЕ ООО «СПЕЦНАЛАДКА»
2.1. Характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью создано в соответствии с действующим законодательством на основе Гражданского Кодекса Российской Федерации иных правовых и нормативных актов РФ регулирующих деятельность обществ. Основным видом деятельности ООО «Спецналадка» являются продажа и наладка горно - шахтного оборудования. Согласно уставу, основными направлениями деятельности Общества являются: - ревизия, - наладка, - испытание: шахтных, подъемных машин, магистральных ковейеров, высоковольтных ячеек и передвижных трансформаторных подстанций Имущество ООО «Спецналадка» образовано за счет вкладов участников общества. ООО «Спецналадка» находится по адресу: Ленинск-Кузнецкий, ул. Коммунистическая, 8. Уставный капитал ООО «Спецналадка» составляет 10 000. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором. Генеральный директор действует в интересах ООО «Спецналадка» и несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные его виновными действиями (бездействиями) в соответствии с действующим законодательством. Основными источниками ООО «Спецналадка» являются: 1) выручка, связанная с выполнением работ, оказанием услуг по договорам. К данному виду доходов в настоящий момент относятся научно-исследовательские работы (НИР): а) проверка соответствия оборудования установленным требованиям; б) проведение оценки системы качества оборудования; в) разработка технических условий; г) подготовка сертификационного заключения; д) подготовка пакета документов по итогам проверок; е) научно-технические и консультационные услуги (НТУ) - посредничество в получении решений, разрешений, заключений и т.д. для ввоза оборудования и установку. Лицензируемые виды деятельности ООО «Спецналадка» осуществляет на основании лицензий, оформленных в соответствии с действующим законодательством. 2) внереализационные доходы, основная часть которых приходится на курсовые разницы по операциям в иностранной валюте. Учет, отчетность и документооборот ООО «Спецналадка» организуется в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное предоставление годового отчета, а так же сведений, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации несет Генеральный директор. По состоянию бухгалтерской отчетности за 2008 г. чистая прибыль ООО «Спецналадка» составила 2436 тыс. рублей. Полученная от основного вида деятельности выручка составила 20283 тыс. рублей, что составляет 56,08% от общего объема реализации. Кроме того, ООО «Спецналадка» оказывало научно технические и информационно-консультационные услуги, выручка от реализации которых составила 15883 тыс. рублей. ООО «Спецналадка» сотрудничает с известными фирмами как на российском рынке, так и за рубежом. Большую часть (98 %) своих договоров ООО «Спецналадка» заключает в иностранной валюте - долларах США и Евро, что обусловлено нестабильностью национальной валюты (т.е. рублей) и сроками исполнения договоров - от 1 месяца до 5-и лет. Все работы по выполнению договоров проводятся высококвалифицированными специалистами с использованием новейшего технического оборудования и дорогостоящего программного обеспечения. В штате ООО «Спецналадка» находится свыше 50 человек.
2.2. Финансовые риски предприятия на примере ООО «Спецналадка»
Специфика деятельности ООО «Спецналадка» предполагает определенный набор финансовых рисков, сопутствующих его деятельности. Оплата за услуги поступает в валюте других стран, в частности Евро и долларах США. Выручка приходит на транзитные счета организации после чего, на основании законодательства об обязательной продаже части экспортной валютной выручки, 50 % выручки конвертируется в рубли (и поступает на расчетный счет ООО «Спецналадка» ), а остальные 50 % переводятся банком на текущий валютный счет организации. Часть валютной выручки ООО «Спецналадка» может конвертировать в валюту других стран или в рубли. Но в основном, денежные средства в иностранной валюте хранятся на текущем счете для закупки нового оборудования и необходимых материалов, а так же оплаты соисполнителям, помогающим в выполнении работ ООО «Спецналадка». То есть, средства расходуются для выполнения научных работ по мере необходимости. Из-за нестабильности валютных курсов, особенно в настоящий момент - изменения курса доллара США, средства, хранящиеся на валютных счетах организации подвержены колебаниям. За счет курсовых разниц у ООО «Спецналадка» может возникнуть как прибыль, так и убыток. Отсюда следует, что у компании имеют место валютные риски. При значительных изменениях среднего остатка на счете, в организации могут возникнуть потери, которые, как правило, минимизируются за счет собственных свободных средств. Основную часть своих договоров ООО «Спецналадка» заключает на довольно длительные сроки, причем, для их исполнения предприятию необходимо приобрести оборудование у российских компаний для дооснащения научной лаборатории. Поскольку используемое оборудование является специфическим, ООО «Спецналадка» осуществляет его покупку под исполнение конкретных договоров, заранее на заказ. Поэтому, предприятию всегда угрожает риск потери вложений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом по основному договору. К ненадлежащему исполнению договора контрагентом относится: - не соблюдение сроков оплаты; - частичная оплата; - отказ от услуг, указанных в договоре. Причинами ненадлежащего исполнения договоров контрагентом могут послужить различные факторы: - контрагент может быть объявлен банкротом (по решению суда); - на момент оплаты по договору у контрагента отсутствуют на расчетном счете денежные средства; - появляющиеся научные достижения, повлекшие отказ от пользования услугами, являющимися не актуальными. Всегда есть вероятность того, что из-за ненадлежащего исполнения договоров контрагентом у компании возникают риски, связанные с потерей вложений и доходов. Из этого следует, что у ООО «Спецналадка» может не хватить средств для приобретения оборудования, которое должно быть возвращено в составе выручки по основному договору. Если же ООО «Спецналадка» не сможет приобрести необходимое ему оборудование, оно не сможет выполнить определенные виды работ и как следствие, не получит ожидаемый доход. Рассмотрев специфику деятельности ООО «Спецналадка» можно сделать следующие выводы: 1) Финансовой деятельности компании присущи два вида риска: валютный риск и риск потери доходности. 2) Компании свойственно новаторство, а оно всегда связано с рисками, в конечном счете, это ведет и к финансовым рискам. Финансовым службам ООО «Спецналадка» следует учесть все эти факторы для наиболее эффективной и менее рискованной финансово-хозяйственной деятельности. Далее я рассмотрю, какими же методами можно предотвратить потери, связанные с этими финансовыми рисками.
2.3. Процедуры управления финансовыми рисками
Следует отметить, что в вопросе управления рисками нет единых универсальных решений. Каждая организация обладает определенной направленностью деятельности и имеет специфически уникальное окружение, поэтому, конкретные шаги по управлению рисками могут быть довольно разнообразными и должны выбираться индивидуально. Однако, практика, выработанная в странах с мощной экономикой и развитой рыночной инфраструктурой, позволяет говорить о некоторой общности подходов к вопросам риск менеджмента. Общая схема процедуры риск менеджмента состоит из нескольких этапов: a. определения организационного контекста; b. идентификации рисков; c. анализа рисков; d. оценки и приоритизации рисков; e. выбор способов обращения с рисками; f. наблюдение и пересмотр. Управление рисками в современных преуспевающих организациях является тщательно планируемым процессом. Задача управления риском органически вплетается в общую проблему повышения эффективности работы организации. Пассивное отношение к риску и осознание его существования, заменяется активными методами управления. Помимо традиционного анализа имеющихся ресурсов такие методы предполагают взаимодействие со сторонами, вовлеченными в рассматриваемое решение, выявление их интересов и учет целей, проведение комплекса мероприятий, по согласованию противоречивых целей. Определяя организационный контекст, необходимо выявить цели, стратегии и задачи организации, основные заинтересованные стороны, взаимосвязи с окружением, а также определить критерии оценки рисков. Идентификация рисков - наиболее критичный этап, который заключается в составлении перечня факторов, могущих повлиять на деятельность организации. Определяют, какие обстоятельства, факторы, почему и как могут проявиться. Выполнение этого шага требует глубокого знания бизнеса, ключевых взаимосвязей производственных и управленческих процессов в организации, их связи с окружением и внешними силами. При этом важно понимание целей организации и групп ее основных стэйкхолдеров, поскольку последние непосредственно влияют на выбор и реализацию принимаемых решений, а также ассоциированные риски. Оценка рисков предполагает определение величины возможных результатов (позитивных или негативных) воздействия неопределенных факторов и вероятность (правдоподобность) их наступления. Концептуально, воздействие риска определяется по формуле: RE = Prob(UO) x Loss(UO),.(1)
где RE (Risk Exposure) - подверженность риску; Prob(UO) - вероятность наступления нежелательного исхода; Loss(UO) - потери, вследствие нежелательного исхода.
Установление приоритетов рисков предполагает упорядочивание факторов риска с целью отбора наиболее значимых с точки зрения влияния на деятельность организации. Эти факторы следует подвергнуть дальнейшему детальному анализу и учитывать при разработке планов по решению проблемы рисков. На этапе выбора способа обращения с рисками определяют способ обращения с выбранными видами рисков и разрабатывают сценарные планы, предписывающие действия в случае наступления неблагоприятных событий. Наиболее важным моментом является интеграция частных методов управления отдельными рисками в целостный план, что позволяет скоординировать действия на уровне организации в целом. Выбор какого-либо способа обращения с риском, принятие, передача или разделение, определяются конкретным направлением деятельности организации и эффективностью выбранного способа, определяющегося по формуле:
, (2) где RRL - эффект от снижения риска, (способ приемлем при RRL > 1); REbefore и REafter - подверженность риску до и после применения выбранного способа его снижения, соответственно; RRC - затраты, связанные с применением данного способа. 2.4. Пути снижения финансовых рисков
Валютные риски. В настоящее время наблюдается динамика роста курса Евро, поэтому, финансовому менеджеру и руководству ООО «Спецналадка» следует внимательно изучить поведение курса. 1) Отказа от хеджирования валютных рисков. Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений [6, c.15]. ООО «Спецналадка» планирует осуществить через три месяца платежи в сумме 10 тыс. Евро на покупку новейшего оборудования. При этом в данный момент курс составляет 36,0 рубля за Евро. Следовательно, затраты на покупку 10 тыс. Евро составят 3600 тыс.рублей. Если через три месяца курс понизится до 35,0 рублей за Евро, то эквивалент евровой позиции составит 3500 тыс.рублей (35,0 руб/Евро х 10 тыс. Евро). Общество затратит на покупку валюты через три месяца 3500 тыс. рублей, т.е. будет иметь экономию денежных средств, или потенциальную прибыль - 100 тыс. рублей (3600 тыс.руб. - 3500 тыс.руб). Если через три месяца курс возрастет до 36,5 рубля за Евро, то затраты предприятия на покупку 10 тыс. Евро составят 3650 тыс.рублей. Следовательно, дополнительные затраты на покупку оборудования будут равны 150 тыс.рублей. Преимущество отказа от хеджирования проявляется в отсутствии предварительных затрат и возможности получить неограниченную прибыль. Недостатком являются риск и возможные потери, вызванные увеличением курса валюты. 2) Хеджирование с помощью форвардной операции. ООО «Спецналадка» решило заключить трехмесячный срочный (т.е. форвардный) контракт на покупку-продажу 10 тыс. Евро для оплаты за услуги соисполнителям. В момент заключения контракта курс составлял 35,0 рубля за Евро, а трехмесячный форвардный курс по контракту - 36,0 рублей за Евро. Следовательно, затраты на покупку валюты по контракту будут равны 3600 тыс.рублей (36,0 руб./Евро х 10 тыс. Евро). Если даже через три месяца в день исполнения контракта курс повысится до 36,5 рублей, все равно затраты ООО «Спецналадка» на покупку валюты составят лишь 3600 тыс. рублей. Если же ООО не заключило бы срочный контракт, то затраты на покупку валюты выразились в 3650 тыс.рублей. Экономия денежных ресурсов, или потенциальная прибыль, составит 50 тыс. рублей = (3650 тыс.руб. - 3500 тыс.руб). Если через три месяца на день исполнения контракта курс снизится до 34,0 за Евро, то при затратах 3600 тыс.рублей по срочному контракту упущенная выгода (потенциальные потери) составит 200 тыс.рублей = (10 тыс. Евро х (36,0 -34,0)). Преимущество форвардной операции проявляется в отсутствии предварительных затрат и защите от неблагоприятного изменения курса валюты. Недостатком являются потенциальные потери, связанные с риском упущенной выгоды. 2) Хеджирование с помощью опционов. Опцион на покупку (опцион-колл) - дающий право, но не обязывающий купить фьючерсный контракт, товар или иную ценность по данной цене, позволяющий после уплаты небольшой премии получить неограниченную прибыль от повышения цен[4, c.54]. ООО «Спецналадка» предполагает через три месяца произвести платеж ООО «СЦС Совинтел» в размере 10 тыс. Евро и зафиксировать минимальный обменный курс Евро. Предприятие покупает опцион на покупку Евро со следующими параметрами: Сумма 10 тыс. Евро Срок 3 месяца Курс опциона 36,0 рублей за Евро Премия 7,0 рублей за Евро Стиль европейский Данный опцион дает право ООО «Спецналадка» купить 10 тыс Евро через три месяца по курсу 36,0 руб. за Евро. Предприятие платит продавцу валюты опционную премию в размере 70 000 рублей = (10 тыс. Евро х 7,0 руб/Евро), т.е. цена данного опциона составляет 70 тыс.рублей. Если через три месяца на день исполнения опциона курс Евро СПОТ упадет до 35,0 руб., то фирма откажется от опциона и купит валюту на наличном рынке, заплатив за покупку валюты 3570 тыс. рублей (35,0 руб/Евро х 10 тыс. Евро). С учетом цены покупки опциона общие затраты ООО «Спецналадка» на приобретение валюты составят 3570 тыс. руб.= (3500 тыс. + 70 тыс). Если через три месяца на день исполнения опциона курс Евро повышается до 37,5 руб., то будущие расходы фирмы на покупку валюты уже застрахованы. Она реализует опцион и затрачивает на покупку валюты 3600 тыс. руб. Если бы он покупал валюту на наличном рынке при курсе 3750 тыс. руб. (37,5 руб/Евро х 10 тыс. Евро). Экономия денежных ресурсов, или потенциальная выгода, составляет 80 000 рублей = (3750 тыс. - 3600 тыс. - 70 тыс.). Преимущество хеджирования с помощью опциона проявляется в полной защите от неблагоприятного изменения курса валюты. Недостатком являются затраты на уплату опционной премии. Риски, связанные с потерей дохода. 1) Страхование финансовых рисков. По контракту с фирмой Senao International, ООО «Спецналадка» планирует произвести затраты на приобретение необходимого оборудования для проведения НИР. Стоимость выполняемых работ определена фирмой в размере 13 000 долларов США. Компания хочет застраховать себя от потери ожидаемого дохода, т.к. данные средства ему необходимы для выполнения основных договоров. В соответствии с правилами страхования финансовых рисков, объектом страхования являются имущественные интересы ООО «Спецналадка» , связанные с неполучением ожидаемых доходов из-за нарушения обязательств контрагентом -Senao International Co. Отношения между Страховщиком - САО «Росгосстрах-Москва» и Страхователем - ООО «Спецналадка» оформляются в письменной форме, путем составления договора страхования, подписанного сторонами, и вручения Страховщиком Страхователю страхового полиса, подписанного Страховщиком. По договору страхования при наступлении страхового случая САО «Росгосстрах-Москва» возмещает потерю (полную или частичную) доходов ООО «Спецналадка» в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств по причинам, предусмотренным правилами страхования финансовых рисков. Страховой суммой является 85% от стоимости договора с фирмой Senao International (т.е. 11000 долларов США), исходя из которой, устанавливаются размеры страховой премии и в пределах которой могут производиться страховые выплаты. То есть, ООО «Спецналадка» оставляет 15% на риски самой компании. ООО «Спецналадка» в договоре страхования предусматривает безусловную франшизу - 20%, при которой ответственность САО «Росгосстрах» определяется размером убытка за минусом франшизы. Плату за страхование, или страховую премию ООО «Спецналадка» осуществляет в соответствии с согласованными с Департаментом страхового надзора Минфина РФ тарифами. По риску потерь доходов страхователем, деятельность которого связана с наукой, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств контрагентом установлена тариф в размере 8,97% за год. Страховая премия рассчитывается путем умножения страховой суммы на страховой тариф. Кроме того, следует учесть срок действия договора страхования - 6 месяцев. То есть размер страховой премии составляет 448,35 долларов США (11 000 х 8,97% х 0,5). Договор страхования вступает в силу со дня уплаты ООО «Спецналадка» страховой премии. В соответствии с правилами, договор страхования прекращается в случаях: - истечения срока его действия; - исполнения Страховщиком обязательств перед Страхователем по договору в полном объеме; - неуплаты Страхователем страховых взносов в установленные договором сроки, если договором страхования не предусмотрено иное; - ликвидация Страхователя, являющегося юридическим лицом в порядке, установленном законодательными актами РФ; -принятия судом решения о признании договора страхования недействительным и др. В случае наступления страхового события страховщик обязан произвести страховые выплаты в течение 5-и банковских дней после подписания страхового акта. Страхование потерь доходов в результате неисполнения договорных обязательств является новым на отечественном страховом рынке. Поэтому, и для Страховщика, и для Страхователя данный договор является рискованным. В случае его успешного прохождения, а именно, согласованных действий и мнений в ходе его реализации, ООО «Спецналадка» планирует расширить спектр рисков, передаваемых на ответственность Страховщику. 2.5. Основные мероприятия по повышению эффективности управления финансовыми рисками
Перечень финансовых рисков, оказывающих влияние на деятельность ООО «Спецналадка», показан с помощью экспертной оценки финансовых рисков. В работе оценена вероятность наступления потерь вследствие финансовых рисков, а также размер потенциального ущерба, связанного с этими рисками (табл. 1). Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что на результаты деятельности предприятия наибольшее влияние оказывают валютный риск, риск потери доходности. При этом размер потерь от влияния валютного риска и от риска неплатежеспособности оценивается как высокий, от инфляционного риска - как средний, от кредитного риска - как низкий. Однако при этом вероятность влияния инфляционного риска и валютного риска оценена как высокая.
Таблица 1- Экспертная оценка вероятности и потенциального размера потерь от влияния финансовых рисков
Определим мероприятия по преодолению каждого финансового риска. 1. В качестве методов преодоления валютного риска целесообразно использовать следующие мероприятия: Диверсификацию и лимитирование. Учитывая, что у ООО «Спецналадка» существует двенадцать постоянных поставщиков, семь из которых валютные, предприятию целесообразно распределить данный валютные операции не по семи, а, например, по четырнадцати поставщикам. Это позволит уменьшить вдвое риск. Целесообразно рассмотреть возможность использования факторинговых операций. В этом случае затраты предприятия составят от 10 до 30%. Использование опыта коммерческих банков по оценке платежеспособности. 2. В качестве мероприятий по преодолению риска потери дохода можно выделить следующие: - отказ от заключения договоров; - поиск новых поставщиков; снижение переменных затрат (услуги связи, затраты на электроэнергию, снижение транспортных издержек, снижение премий и др.); снижение объема низкорентабельных видов услуг и увеличение объема высокорентабельных видов услуг; использование привлеченных средств, что, однако, может привести к увеличению влияния риска неплатежеспособности.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа стала результатом изучения опыта в сфере управления и ограничения финансовых рисков. Проблема управления риском существует в любом секторе экономики - от сельского хозяйства и промышленности до торговли и финансов, что и объясняет ее постоянную актуальность. Поскольку все отрасли экономики связаны в единый механизм благодаря финансовой сфере, именно финансовым рискам следует уделить наибольшее внимание. Управление финансовым риском в последние годы выделяется как самостоятельный вид профессиональной деятельности, в которой задействованы институты специалистов, страховые компании, а так же финансовые менеджеры, менеджеры по риску, специалисты по страхованию. Специфика деятельности предприятия предполагает специфический набор рисков, сопутствующих его деятельности, которые в свою очередь могут быть присущи и другим видам бизнеса. В ООО «Спецналадка» основной акцент делается на валютный риск и риск, связанный с потерей дохода. В работе всесторонне изучены проблемы риска в экономической деятельности, а именно: сущность риска как экономической категории, природа финансового риска, факторы, влияющие на уровень финансового риска. Классификация рисков, рассмотренная мною как один из этапов анализа рисков, позволяющий в дальнейшем проводить идентификацию и оценку риска, а так же разрабатывать методы управления ими. Уделяется большое внимание процессу управления финансовыми рисками. Сначала излагаются теоретические подходы, алгоритм, определяющий последовательность этапов управления, а так же принципы управления финансовым риском, такие как: «не рисковать большим ради малого, «не рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал» и другие. Затем приводятся конкретные методы снижения финансового риска, используемые в настоящее время в отечественной практике и за рубежом -диверсификация, страхование и хеджирование. При управлении различными видами рисков участникам рынка следует применять именно те финансовые инструменты, которые им хорошо знакомы. Для уменьшения потерь, связанных с валютными рисками следует применять хеджирование с помощью форвардных операций, поскольку, данный метод не предусматривает предварительных затрат и защищает от неблагоприятного изменения курса валют, что важно для осуществления расчетов компании. Нельзя страховать весь финансовый риск при помощи только одного финансового инструмента и только на одной торговой площадке. Должен быть диверсифицированный портфель хеджирующих инструментов, и к нему должны применяться те критерии подбора, которые используются при формировании обычного портфеля: надежность, сроки, объемы и т.д. Используя предложенные методы анализа риска, определяя вероятность ожидаемого результата, оценивая риск посредством экономико-математических методов и моделей, получая возможность ослабить или избежать влияние риска на финансовые результаты, лицо, принимающее решение, может принять решение о выборе данной программы хозяйственной деятельности на рынке при стратегической возможности ее замены другой программой, представляющей предварительно подготовленный порядок действий на случай неудачного исхода в перспективе, выходящего за пределы расчетных значений вероятностей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. «Риск-менеджмент». - М.: Финансы и статистика, 2006г. -458с. 2. Бланк И.А. «Управление активами», - К.: «Ника-Центр», 2002г. - 720с. 3. Ван Хорн К. Дж. «Основы финансового менеджмента» Пер. с англ. - 11-е издание - М.: издательский дом «Вильяме», 2001г. - 546с. 4. Грабовый П.Г., Петрова С.Н. и др. «Риски в современном бизнесе». - М.: Издательство «Алане», 2004г. - 200с. 5. Долан Э. Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. В. Лукашевича и др.» - Л.: 1991г. - 425с. 6. Игонина Л.Л. «Инвестиции. Учебное пособие под редакцией В.А. Слепова». -М.: «Юриста», 2002г. -478с. 7. Кавкин А.В. «Рынок ценных деривативов». - М.: «Экзамен», 2001г. - 288с. 8. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности». - М.: Финансы и статистика, 1996г. - 470с. 9. Любушин Н.П., Лещевич В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. Н.П. Любушина». -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г. - 471с. 10. Малыхин В.И. «Финансовая математика: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г. - 247с. 11. Мельников А.В. «Риск-менеджмент: Стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования». - М. Издательство «Анкил», 2001г. -112с. 12. Никитина Т. В. «Страхование коммерческих и финансовых рисков». - СПб.: Питер, 2002г. - 240с. 13. Росс С. и др. «Основные корпоративных финансов». - М.: Лаборатория базовых знаний, 2002г. 14. Станиславчик Е.Н. «Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика». -М.: «Ось-89», 2007г. 15. Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент. Теория и практика» -М.: «Перспектива», 2005г. - 656с. 16. Тренев Н.Н. «Управление финансами». - М.: Финансы и статистика, 2003г. -496с. 17. Тэпман Л.В. «Риски в экономике»: Учебное пособие для вузов / под ред. Проф. В.А. Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г. - 380с. 18. Хохлов Н.В. «Управление риском». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г. - 274с. 19. Шапкин А.С. «Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций»: Монография. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003г. - 544с. 20. Шахов В.В. «Страхование»: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001г. - 312с.
|
36
Информация о работе Анализ финансовых рисков и пути их снижения