Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Автокомплектация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
‒ раскрыть сущность и значимость проведения анализа финансового состояния, дать описание источников информации, необходимых для проведения анализа;
‒ обосновать выбор методики проведения оценки финансовой деятельности предприятия Общества с ограниченной ответственностью «Автокомплектация»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния предприятия 6
1.2 Методы финансового анализа 10
1.3 Порядок проведения анализа финансового состояния предприятия 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АВТОКОМПЛЕКТАЦИЯ» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Оценка имущественного положения 22
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 24
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 27
2.5 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 31
2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Автокомплектация» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Работа содержит 1 файл

Автокомплектация.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

     Вертикальный  анализ (структурный). Цель вертикального анализа – вычисление удельного веса отдельных статей баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

     Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с позициями ряда предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

     Анализ  относительных показателей (коэффициентный анализ) сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов.

     Помимо  финансовых коэффициентов в анализе  финансового состояния большую  роль играют абсолютные показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие,  как  чистые активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности  запасов собственными оборотными средствами. Данные показатели являются критериальными, поскольку с их помощью формируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния.

     Сравнительный анализ (пространственный) - анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

     Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель:

  • для сравнения показателей финансового состояния конкретной фирмы с базисными (нормативными) величинами, аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями;
  • выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния фирмы;
  • определения нормального ограничения и критериев различных сторон финансового состояния предпринимательской фирмы.[18]

     Анализ  финансового состояния предприятия  по данным отчетности может осуществляться с различной степенью детализации. Можно выделить два вида анализа: экспресс-анализ и углубленный анализ. В первом случае аналитик предполагает получить лишь самое общее представление о предприятии, чья отчетность подвергается чтению, во втором — проводимые аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны.

     Экспресс-анализ. Его цель — получение оперативной, наглядной и простой оценки финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Иными словами, такой анализ не должен занимать много времени, а его реализация не предполагает каких-либо сложных расчетов и детализированной информационной базы. Указанный комплекс аналитических процедур еще может быть назван чтением отчета (отчетности).

     Углубленный анализ. Если экспресс-анализ, по сути, сводится лишь к чтению годового отчета, то углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющей получить представление о следующих сторонах деятельности предприятия: имущественное положение, ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, прибыль и рентабельность, рыночная активность. Помимо этого углубленный анализ предполагает проведение горизонтального и вертикального анализов отчетных форм.[24]

1.3 Порядок проведения  анализа финансового  состояния предприятия

 

     В настоящее время анализ финансового  состояния предприятия достаточно хорошо систематизирован, а его процедуры  имеют унифицированный характер и проводятся, по сути, по единой методике практически во всех странах мира. Общая идея этого унифицированного подхода к анализу заключается в том, что умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает по крайней мере знание и понимание: места, занимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информационного обеспечения управления деятельностью предприятия; нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; состава и содержания отчетности; методики ее чтения и анализа.[1]

     Имущественное положение

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный  анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры («вертикальный анализ» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов («трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку.

     Финансовая  оценка имущественного потенциала предприятия  представлена в активе баланса. Показатели этого блока позволяют получить представление о «размерах» предприятия, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов.

     Доля  основных средств в валюте баланса  рассчитывается отнесением итога первого раздела баланса к его валюте. Основные средства представляют собой ядро материально-технической базы предприятия, основной материальный фактор, обусловливающий возможности генерирования прибыли. Этим объясняется значимость аналитической оценки данного актива. Значение показателя существенно варьирует по отраслям; так, в машиностроении доля основных средств в активах существенно выше по сравнению, например, с торговлей или сферой финансовых услуг.[4]

     Ликвидность и платежеспособность

     Финансовое  состояние предприятия с позиции  краткосрочной перспективы оценивается  показателями ликвидности и платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами. Краткосрочная задолженность предприятия, обособленная в отдельном разделе пассива баланса, погашается различными способами, в частности ее обеспечением могут выступать любые активы предприятия, в том числе и внеоборотные. Вместе с тем понятно, что вынужденная распродажа основных средств для погашаения текущей кредиторской задолженности нередко является свидетельством предбанкротного состояния и потому не может рассматриваться как нормальная операция.[4]

     Следовательно, говоря о ликвидности и платежеспособности предприятия как характеристиках  его текущего финансового состояния, вполне логично сопоставлять краткосрочные обязательства с оборотными активами как реальным и экономически оправданным их обеспечением.

     Прежде  всего заметим, что ликвидность  и платежеспособность - это различные, хотя и взаимосвязанные, характеристики.

     Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В учетно-аналитической литературе под ликвидными понимают активы, потребляемые в течение одного производственного цикла (года).

     Говоря  о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Иными словами, ликвидность означает формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

     Платежеспособность  означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:

  1. наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
  2. отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

     Являясь абсолютным, показатель, характеризующий  величину собственных оборотных  средств, не приспособлен для пространственно-временных сопоставлений, поэтому в анализе более активно применяются относительные показатели - коэффициенты ликвидности. Принято выделять три группы оборотных активов, различающиеся с позиции их участия в погашении расчетов: производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Средства, «омертвленные» в запасах, должны пройти стадию «средства в расчетах», т. е. побывать в виде дебиторской задолженности. Поэтому они относительно дольше исключены из активного оборота.

     Приведенное подразделение оборотных активов  на три группы позволяет построить  три основных аналитических коэффициента, которые можно использовать для обобщенной оценки ликвидности и платежеспособности предприятия.[1]

     Коэффициент текущей ликвидности Клт дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств).

                                 Клт = ТА / КП                                                              (1.1)

     где:  ТА- текущие активы;    КП- краткосрочные  пассивы.

     Значение  показателя может значительно варьировать  по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В зарубежной учетно-аналитической практике приводится нижнее критическое значение показателя — 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

     Коэффициент быстрой ликвидности Клб по своему смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда в расчете не учитывается наименее ликвидная их часть — производственные запасы.

                                 Клб = (ДС + ДБ) / КП                                                  (1.2)

     где:   ДС- денежные средства; ДБ – расчеты  с дебиторами.

     Логика  такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности  запасов, но и, что гораздо более важно, в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже расходов по их приобретению.

     В работах некоторых западных аналитиков приводится ориентировочное нижнее значение показателя — 1, однако эта оценка носит также условный характер.

     Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) Кла является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

                                     Кла = ДС / КП                                                          (1.3)

     Общепризнанных  критериальных значений для этого коэффициента нет. Опыт работы с отечественной отчетностью показывает, что его значение, как правило, варьирует в пределах от 0,05 до 0,1.

     Рассмотренные три показателя являются основными  для оценки ликвидности и платежеспособности. Тем не менее известны и другие показатели, имеющие определенный интерес для аналитика. Оценку ликвидности и платежеспособности нужно проводить осмысленно; например, если величина собственных оборотных средств отрицательна, то финансовое положение предприятия в краткосрочной перспективе рассматривается как неблагоприятное, при этом расчет коэффициентов ликвидности уже не имеет смысла.[1]

     Финансовая  устойчивость

     Финансовая  устойчивость предприятия в основном характеризует состояние его  взаимоотношений с кредиторами. Дело в том, что краткосрочными обязательствами (в том числе и кредитами и займами) можно оперативно управлять: если прогноз финансового состояния неблагоприятен, то в целях экономии финансовых расходов можно отказаться от кредитов и постараться «выкрутиться», опираясь лишь на собственный капитал (кстати, статистика свидетельствует о том, что при переходе к рынку многие отечественные предприятия стали более осторожно и осмысленно пользоваться кредитами, в том числе и краткосрочными). Что касается долгосрочных заемных средств, то обычно это решение стратегического характера; его последствия будут сказываться на финансовых результатах в течение длительного периода, а необоснованное и чрезмерное пользование заемным капиталом может привести к банкротству.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Автокомплектация»