Автор: Ирина Синицына, 31 Октября 2010 в 23:19, доклад
Актуальность работы: За последние годы по показателям производства пивоваренная отрасль стала пятой в мире. Позитивная динамика роста рынка подтверждается достаточно стабильными показателями на протяжении последних пяти лет
нет
Анализ
финансов пивоваренной
отрасли в 2008 году
Оглавление
За
последние десять лет пивоварение
в России прошло путь от самой отсталой
отрасли в пищевой и
Российский рынок пива - один из самых крупных и перспективных, занимающий по объему производства пятое место в мире. В стране присутствуют многие крупные международные компании, которые, обладая опытом работы в разных странах, привнесли в российскую практику высокопрофессиональные системы менеджмента, грамотные маркетинговые стратегии, современные подходы к дистрибуции. 1
Актуальность
работы: За последние годы по показателям
производства пивоваренная отрасль стала
пятой в мире. Позитивная динамика роста
рынка подтверждается достаточно стабильными
показателями на протяжении последних
пяти лет.
В настоящей работе нами будут перед нами стоят следующие задачи:
Теоретическую базу исследования представляют работы Давыдова, И. А., Бережнова Г.В., Джексона М., также в работе использовалась информация с официальных интернет ресурсов.
В этом году сразу две крупнейшие пивоваренные компании России были отмечены Министерством экономического развития и торговли РФ в ежегодном конкурсе «Лучший российский экспортер»: номинация «Лучший экспортер отрасли» была в очередной раз присуждена ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». Доля продукции этой компании превышает 70% всего российского экспорта пива.2
Компания «Очаково» одержала победу в номинации «Самый динамично развивающийся российский экспортер», что подтверждается данными по внешнеэкономической деятельности компании. По итогам 2007 года объем продаж московского пиво-безалкогольного комбината на экспорт вырос на 36,4% в денежном выражении, и на 58,4% - в натуральных величинах.
Вместе с тем, география экспортных поставок и характер участия российских предприятий говорит о том, что глобализация пивоваренного бизнеса идет не только с запада, но и со стороны России на крупнейшие рынки Европы и мира.3
ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» ежегодно принимает участие в крупнейших национальных и международных выставках и рассматривает это как один из важных каналов продвижения продукции и имиджа компании за рубежом. Так, «Балтика» приняла участие в International Wine, Spirits & Beer Event в США - крупнейшем специализированном форуме, где производители напитков со всего мира имеют возможность продемонстрировать свою продукцию владельцам ресторанов, розничных и оптовых торговых сетей, операторам индустрии HoReCa, дистрибуторам и импортёрам алкогольных напитков в США. На данный момент объём американского рынка пива составляет около 250 млн. Гл и почти 15% из этого объема приходится на долю импортного сегмента.4
Между тем, «Балтика» успешно развивает не только экспортную деятельность, но и лицензионное производство, а также приобретает активы за рубежом. В 2008 г. Узбекистан пополнил число стран, где пиво «Балтика» будет производиться по лицензии. В мае этого года компании «Балтика» подписала договор о приобретении пивоваренного завода в Азербайджане. Наличие производства в Закавказском регионе позволит «Балтике» снизить логистические издержки, а впоследствии разработать новые экспортные маршруты.
Не менее наглядны результаты экспортной активности еще одного игрока российской пивоваренной отрасли - компании «Очаково». Главной особенностью, по мнению руководства этой компании, на рынке экспортных операций в 2007 г. стало то, что наряду с увеличением всего объема экспорта наблюдается рост объемов экспорта премиальных сортов, таких как «Очаково Премиум Светлое», «Очаково Премиум Черное», «Очаково Премиум Рубин» и «Altstein». Знаменательным событием 2007 г. стало начало экспортных отгрузок из пензенского филиала холдинга в Казахстан, а также увеличение объема экспортных поставок краснодарского филиала в Южную Осетию и Абхазию. Расширилась и география экспорта за счет выхода на рынки новых стран - Южной Осетии, Туркмении, Армении, Казахстана. Особо стоит отметить, осуществление первых поставок в Канаду, освоение которой началось с провинции Онтарио.
Специально для Канады были разработаны и согласованы особые пивные короба и этикетка на французском языке. Они прошли процедуру согласование в Госмонополии на распространение спиртных напитков в провинции Онтарио - LCBO.5 В реализации данного проекта и в подготовке партии пива «Очаково Премиум Светлое» для Канады принимали активное участие все службы и подразделения компании «Очаково». Подготовительная работа велась Департаментом внешней экономической деятельности компании «Очаково» более 2 лет.
Первое полугодие 2008 г. стало за последние годы самым насыщенным периодом по знаковым событиям на российском рынке тарированного пива. В первую очередь, стоит отметить, что несмотря на значительные ограничения в области рекламы пива три крупнейшие игрока решились на выведение на рынок новых брендов. В существующих законодательных условиях и при постоянно усиливающейся конкуренции на рынке раскрутка нового бренда, даже для «больших» компаний чрезвычайно дорогое и сложное мероприятие.
Компания «Очаково» выпустила новое пиво «Очаково Пилс», которое будет выпускаться в стеклянных бутылках емкостью 0,5 литра при рекомендованной стоимости бутылки в розничной сети на уровне 20-21 рублей, а содержание алкоголя будет на уровне 5%. Таким образом, данный бренд позиционируется на границе дешевого и среднеценового сегмента и также относится к классу пива с нормальной крепостью.
В тоже самое время две других компании вывели на рынок новые бренды в активно развивающемся «легком» сегменте пива с низким содержанием алкоголя. На сегодняшний день этот тип тарированного пива приобретает все большую популярность, в противоположность быстро теряющем позиции крепком сегменте.
Компания
«Балтика» позиционировала
Еще одной новинкой среди «легкого» пива стало выведение Группой компаний EFES в России нового бренда под названием «Старый Мельник из Бочонка Мягкое». Так, по мнению компании, на фоне повышения уровня культуры потребления пива сегодня российский рынок переживает рост популярности легких сортов этого напитка. 71% отечественных потребителей предпочитает сорта крепостью 3-4%. Эти явления идентичны процессам, происходившим на европейском и общемировом «пивном» рынке несколько лет назад. Новый бренд появится в продаже в прозрачной бутылке объемом 0,5 л в прозрачной бутылке. На сегодняшний день сегмент пива в прозрачной бутылке стремительно растет, и по данным аналитиков, он уже достиг 10% российского пивного рынка. Рост популярности прозрачной тары наблюдается и среди локальных брендов. Запуск нового продукта в семействе «Старого Мельника» в полной мере соответствует этому тренду.
Однако это не единственный запуск группы компаний EFES в России нового бренда легкого пива. Специально к преддверию Чемпионата Европы 2008 по футболу компания выпустила пиво ограниченной серии «Старый Мельник Футбольное». Российский потребитель уже знаком с таким явлением, когда известный бренд выпускается под какое то событие, например, Рождество или Новый год. Однако это первый случай когда новый сорт выпускается со сверхмалым циклом обращения под крупное спортивное мероприятие, что, безусловно, усложняло задачу для менеджмента компании.7
Вместе с тем, настоящим бумом для пивоваренной индустрии в первом полугодии 2008 г. стало проведение рестайлинга практически всех основных национальных брендов ведущих игроков на рынке. Сразу три ведущих пивоваренных компаний заявили о значительном изменении в своих основных брендах, а еще две компании осуществили внедрение новых форматов тары.
Наиболее заметные изменения произошли в линейке бренда «Бочкарев». Группа компаний Heineken в России вывела на рынок национальный премиальный бренд «Бочкарев» в новом современным облике: теперь марка выпускается в совершенно новой бутылке и банке с новым дизайном. Основным отличием стало то, что теперь «Бочкарев» имеет четкое цветовое разделение по сортам, которое позволяет потребителю выделить любимую марку. Идея о смене имиджа персонажа пива «Толстяк» появилась после проведения маркетингового исследования, показавшего, что большинство потребителей считают образ персонажа на текущей этикетке несовременным. Для проведения рестайлинга было привлечено агентство, в задачи которого входило не только разработать новый дизайн упаковки, но и сохранить преемственность по отношению к существующему имиджу бренда.
Не менее масштабные изменения произвела компания «Балтика», которая обновила практически все свои ключевые бренды. С апреля 2008 г. три премиальных сорта «Балтика Золотое №5», «Балтика Портер №6» и «Балтика Пшеничное №8» объединены в серию «Балтика Избранное». Эта серия будет разливаться в новую бутылку уникальной формы. Дизайн алюминиевой банки также изменится в соответствии с новым стилем.8
Практически в тоже время компания объявила о завершении рестайлинга марки «Ярпиво», в рамках которого была обновлена упаковка всех сортов - «Янтарного», «Светлого», «Крепкого», «Оригинального» и «Ледяного». Новый внешний вид бренда должен подчеркнуть обновленное позиционирование марки как исконно русского пива цвета янтаря, продукта для тех, кто ценит традиции и качество. Основные изменения коснулись этикетки - теперь она стала более яркой и заметной, с оригинальной формой вырубки. Несмотря на смену дизайна, сохранена преемственность уже сложившегося образа бренда.
Еще
один лидер российского
Завершает серию рестайлинга 2008 Группа компаний Efes в России. Накануне лета компания провела радикальный рестайлинг бренда «Сокол». Его новая бутылка трендового изумрудно-зеленого цвета стала визуально легче и тоньше. Теперь «Сокол» обзавелся прозрачной голографической этикеткой и рельефным логотипом, похожим на эффектную татуировку, а также крышкой «twist-off».9
В целом можно отметить, что отечественный рынок является одним из самых популярных с точки зрения выведения новых форм тары и особенно увеличенного объема.
На сегодня общая направленность развития рынка тарированного пива, свидетельствует о все большей популярности дешевых, легких и простых в применении форм тары и упаковки. Стеклянная тара несмотря на появление дополнительных мощностей в России пока имеет тенденцию к снижению своей доли среди основных типов упаковки. И как показывает практика, пивоваренные компании все реже предлагают потребителю новинки или обновленные бренды «в стекле». Если же такое событие происходит, то чаще всего это относится к сегменту премиум или лицензионного класса.
В целом первое полугодие 2008 г. было относительно насыщено сообщениями о новых планах или завершившихся проектов. Но при этом единственная новость о региональном поглощении не вызвала особо ажиотажа среди экспертов и была принята как закономерное развитие рынка.
К концу второго полугодия SABMiller plc («SABMiller») объявило о приобретении российской пивоваренной компании ООО «Владпиво» («Владпиво»). «Владпиво» является крупнейшим региональным производителем пива Приморского края и расположен в районе Владивостока. Производственная мощность «Владпиво» составляет 1 миллион гектолитров в год. Общая стоимость приобретаемых активов составляет приблизительно 69 миллионов долларов США.
Информация о работе Анализ финансов пивоваренной отрасли в 2008 году