Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:47, доклад
Одним из ключевых направлений валютной политики любой страны является управление ее золотовалютными резервами, точнее, ликвидными резервными активами, поскольку они:
-представляют собой национальные высоколиквидные резервы, которые относятся к важнейшим инструментам государственного регулирования сферы международных платежей;
-свидетельствуют о прочности финансового положения страны;
Необходимо отметить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, то есть отсутствия притока достаточных средств для оплаты импорта товаров и услуг, правительство зачастую первоначально прибегает к таким мерам, как девальвация валюты для стимулирования экспорта или привлечения дополнительных внешних кредитов. Только когда возможности этих исчерпаны (падение курса ведет к гиперинфляции, новых внешних кредитов не дают), правительство использует резервные активы для оплаты внешних счетов. Чаще всего наличие достаточных резервных активов рассматривается как морально-психологический инструмент для поддержания доверия к национальной валюте, обеспечения привлечения внешних кредитов и поддержания макроэкономической стабильности.
Резервные активы, отражаемые в рамках платежного баланса, включают только реально существующие активы. Даже в случае, когда принципиально возможно заключение соглашения между национальным центральным банком и иностранным центральным банком об операции своп, потенциальная возможность получения резервных активов в рамках таких соглашений не дает основания для отнесения их к реально существующим. Однако национальные активы, отданные под залог нерезидентам, относятся к резервным активам. Таким образом, основной критерий отнесения того или иного актива к числу резервных заключается в определении того, может ли правительство или центральный банк осуществлять реальный и прямой контроль над ним. В узком смысле слова они могут контролировать только те активы, которые им принадлежат. Однако поскольку правительство осуществляет контроль над всей территорией страны в широком смысле слова, практически любой актив, принадлежащий резидентам данной страны, подпадает под его контроль.
Разумеется резервные активы не лежат мертвым грузом, они инвестируются в высоколиквидные и обычно максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке – казначейские векселя, акции крупных компаний, часть просто кладутся на депозиты в иностранных банках. Специфическим случаем инвестиций резервных активов является покупка векселей Мирового банка, который использует собранные средства на помощь развивающимся странам.
Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод. Теоретически чем больше экспорт и чем меньше импорт, тем больше средств останется у государства на увеличение резервов. Такая теория могла бы считаться абсолютно верной несколько веков назад. Торговый баланс может оказывать прямое влияние на движение золотовалютных резервов только в одном случае: если экспорт является единственным источником поступления валюты в страну, которая затем тратится только на покупку импортных товаров. В современных условиях на торговый баланс, ни баланс товаров и услуг не оказывают такого прямого воздействия. Анализ результатов экономического развития различных государств, в том числе Республики Беларусь, показывает, что увеличение или уменьшение золотовалютных резервов зависит от результатов платежных операций в целом, то есть от платежного баланса, а не от какой-либо отдельной его статьи. В настоящее время такие источники поступления валюты, как доходы, трансферты, прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, не менее важны, чем внешняя торговля, а для многих государств являются основными.
Таким образом, торговый баланс имеет большое значение для формирования золотовалютных резервов лишь в том случае, если другие источники финансирования в стране недостаточно развиты. Если же платежный баланс страны сводится со знаком «+», то даже при отрицательном внешнеторговом балансе золотовалютные резервы будут иметь тенденцию к увеличению.
В 2009 году благодаря внешним займам и кредитам Беларуси удалось нарастить золотовалютные резервы более чем на 2,5 млрд. долларов – до 5 млрд. 652,5 млн. долларов. При этом за весь 2009 год заимствования правительства и Нацбанка на внешних рынках, а также другие поступления, зачисленные в состав золотовалютных резервов, составили вдвое больше – свыше 5,5 млрд. долларов.
Основными
направлениями денежно-
Основными источниками увеличения международных резервных активов в 2010 году стали средства, поступившие от Международного валютного фонда в размере 670 млн. долларов, продажи пакета акций ОАО «Белтрансгаз» на сумму 625 млн. долларов, размещения Республикой Беларусь еврооблигаций на международном рынке, в результате чего в Беларусь поступил 1 млрд. долларов, а также от операций Национального банка на внутреннем рынке.
На 1 января 2011 года объем международных резервных активов Беларуси в определении специального стандарта распространения данных МВФ составил 5030,7 млн. долларов. С 1 января 2006 года по 1 января 2011 года золотовалютные резервы в определении МВФ увеличились на 3734,2 млн. долларов, или более чем в 4 раза. С 1 января 2010 года золотовалютные резервы в определении МВФ снизились на 621,8 млн. долларов (11%).
Международные резервные активы в национальном определении на 1 января 2011 года составили 6155,3 млн. долларов. За аналогичный период резервные активы в национальном определении увеличились на 4600,4 млн. долларов, или более чем в четыре раза. За текущий год золотовалютные резервы в национальном определении увеличились на 176,8 млн. долларов, или на 2,95%.
Основной причиной сокращения золотовалютных резервов стал повышенный спрос населения на инвалюту, наблюдавшийся в октябре, ноябре и особенно декабре 2010 года.
По
прогнозам Нацбанка, международные
резервные активы Беларуси, рассчитанные
по стандартам Международного валютного
фонда, за 2011 год увеличатся не менее
чем на 1,2 млрд. долларов США. Это
предусмотрено Основными
Программа развития банковской сферы предусматривает выход в 2012 году на необходимый норматив золотовалютных резервов, который по международным стандартам составляет не менее трехмесячного импорта. Для Беларуси это не менее 9 млрд. долларов США. Это позволит не только обеспечить стабильную работу банковской системы и стабильность на финансовом рынке, но и создаст условия уменьшения стоимости внешних заимствований для белорусских банков. Так, достижение необходимого норматива по объему золотовалютных резервов позволит повысить кредитный рейтинг Беларуси.