Залог государственной собственности залоговые аукционы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение залога государственной собственности и особенностей проведения залоговых аукционов в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть залог государственной собственности как схему перераспределения государственных активов;
проанализировать проблемы проведения залоговых аукционов в России;
выявить перспективы развития залоговых аукционов в России.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Содержание

Введение 3
1. Залог государственной собственности как схема перераспределения государственных активов 5
2. Проблемы проведения залоговых аукционов в России 9
3. Перспективы развития залоговых аукционов в России 11
Заключение 14
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

Залог гос собственности и залоговые аукционы.docx

— 38.73 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Залог государственной собственности как схема                      перераспределения государственных активов 5

2. Проблемы проведения залоговых аукционов в России 9

3. Перспективы развития залоговых аукционов в России 11

Заключение 14

Список использованных источников 16

 

 

 

 

Введение

Залоговые аукционы в России — один из механизмов приватизации, серия сделок, проведённых в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

Залоговые аукционы – аукционы на право кредитования правительства России под залог находящихся в государственной собственности акций. Проводились во исполнение президентского указа от 31 августа 1995 года "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности".

Организатором аукционов  являлся Государственный комитет  Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Победителем аукциона становилась  компания, предложившая максимальный размер кредита.

По схеме залоговых  аукционов правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им взамен во временную  собственность пакеты акций. С 4 ноября по 28 декабря 1995 года Министерство финансов России заключило 12 договоров кредита  под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров. Через установленное время правительство  должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность  банков. Для реализации этой схемы  были организованы аукционы, в которых  приняли участие несколько банков. Правительство не возвратило кредиты, таким образом, пакеты акций перешли в собственность банков.

Целью написания данной работы является изучение залога государственной  собственности и особенностей проведения залоговых аукционов в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть залог государственной собственности как схему перераспределения государственных активов;
  • проанализировать проблемы проведения залоговых аукционов в России;
  • выявить перспективы развития залоговых аукционов в России.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованных источников.

 

1. Залог государственной собственности как схема перераспределения государственных активов

Залоговые аукционы — мошенническая, по сути, схема перераспределения огромных государственных активов в пользу нескольких частных лиц.

Выглядели как способ привлечения  средств в федеральный бюджет путем передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности, с их последующим отчуждением в соответствии с действующим законодательством о приватизации.

К началу 1995 г. государство, оставившее за собой после «ваучерной» приватизации значительные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий, стало нуждаться в деньгах: надо было срочно латать дыры в бюджете. Вместе с тем владельцам крупных банков, заработавших колоссальные средства на обслуживании счетов крупнейших экспортеров, представлялось выгодным потратить свои деньги на покупку их же акций.

Залоговые аукционы были призваны минимизировать эти затраты. Автором  залоговых аукционов считается  владелец компании «Ренессанс Капитал» американец Б. Йордан.

В 1995 г. на заседании кабинета министров РФ 34-летний банкир В. Потанин от имени банковского консорциума (ОНЭКСИМ Банк, "МЕНАТЕП", АКБ "МФК", Столичный банк сбережений, Альфа-банк, "Российский кредит", АвтоВАЗбанк, Инкомбанк) предложил правительству схему кредитования под залог принадлежащих государству пакетов акций. Кабинет министров под руководством А. Чубайса и премьер-министра В. Черномырдина план принял [3, c.34].

Залоговые аукционы проводились  на основании Указа Президента РФ. Предполагалось, что к 1 сентября 1996 г. правительство погасит кредит и вернет заложенные у банков акции  приватизированных предприятий. Но заложенные акции правительство  выкупать не собиралось, деньги на это  даже не были предусмотрены в бюджете  следующего года. Поэтому в долгосрочной перспективе речь шла не о залоге, а о приватизации под видом получения залога.

Список предприятий, выставляемых на залоговые аукционы,  был определен Госкомимуществом в конце сентября 1995 г. Право контролировать организацию и проведение залоговых аукционов получил неофициальный лидер консорциума — ОНЭКСИМ-банк.

Проведение аукционов  имело мало общего со свободным рынком, поскольку, как показали их итоги, победители были известны заранее. Так, возглавляемый  М. Ходорковским банк «Менатеп», приобретший 8 декабря 1995 г. через подставную фирму ЗАО «Лагуна» 45% госпакета акций одной из крупнейших в мире нефтяных компаний ЮКОС, заплатил за них лишь 159 млн долларов (всего на 9 млн долларов больше стартовой цены), в то время как консорциум из Инкомбанка, Альфа-Банка и банка «Российский кредит» предложил за акции 350 млн долларов. Но заявка конкурентов по формальной причине принята не была, поскольку регистрацией участников аукциона заведовал именно «Менатеп».

По подобной же схеме проходила  сделка с 38% акций РАО «Норильский  никель», сердцевиной которого является лидер мирового рынка цветных  металлов Норильский горно-металлургический комбинат. В результате инсценированных  торгов, в которых участвовали  только «свои» фирмы, причем некоторые  из них были зарегистрированы на бомжей, ОНЭКСИМ-банк стал владельцем крупнейшего  в мире комбината всего за 170 млн долларов, в то время как компания «Конт», представлявшая интересы банка «Российский кредит» и отстраненная от участия в аукционе из-за «недостаточных финансовых гарантий», была готова предложить 355 млн долларов. При этом уплаченные ОНЭКСИМбанком деньги никуда из банка не ушли — считаясь бюджетными, они в течение года оставались на счетах в ОНЭКСИМе как уполномоченном банке Госкомимущества. Оценочная прибыль банка за прокрутку этой суммы составила порядка 85 млн долларов.

Кроме того В. Потанин добился  от правительства Черномырдина льгот  по налогам и списания части долгов, в финансовом отношении сопоставимых с той суммой, что была получена бюджетом в качестве кредита от ОНЭКСИМ-банка.

В результате залоговых аукционов  компания НК «Сургутнефтегаз» досталась  НПФ «Сургутнефтегаз» (сумма кредита 400 млрд рублей), АО «Северо-Западное морское пароходство» — МФК (6,05 млн долларов), АО «Челябинский металлургический комбинат» — компании «Рабиком» (13,3 млн долларов), РАО «Норильский никель» — ОНЭКСИМ-банку (170 млн долларов), НК «ЛУКойл» — НК «ЛУКойл» и банку «Империал» (35,1 млн долларов), НК «Сиданко» — МФК и ОНЭКСИМбанку (130 млн долларов), АО «Новолипецкий металлургический комбинат» — ОНЭКСИМ-банку и МФК (31 млн долларов), АО «Мурманское морское пароходство» — АОЗТ «Стратег» (4,125 млн долларов), НК ЮКОС — АОЗТ «Лагуна» и банку «Менатеп» (159 млн долларов), АО «Новороссийское морское пароходство» — компании «Новороссийское морское пароходство» и Токобанку (22,65 млн долларов), АО «Нафта-Москва» — АО «НафтаМосква» и Юнибест-банку (20,01 млн долларов), АО «Сибирская нефтяная компания» — банку «Столичный банкъ сбережений» и ЗАО «Нефтяная финансовая компания» (100,3 млн долларов). Общая сумма поступлений в бюджет составила 691,535 млн долларов, 400 млрд рублей [6, c.74].

Проведение залоговых  аукционов сопровождалось серией громких  скандалов, в ходе которых проигравшие  банки обвиняли победителей и Госкомимущество в нарушении правил добросовестной конкуренции. Отмечалось, что стоимость на рынке переданных под залог акций компаний как минимум в 20, а нередко и в сотни раз превышала сумму залогов.

Очевидно, однако, что правительство  Ельцина не стремилось продать государственное  имущество по максимально возможной  цене. Об этом говорит, в частности, тот факт, что к участию в  аукционах не были допущены иностранные  компании. Государственные активы фактически передавались в руки лояльных предпринимателей в обмен на поддержку непопулярных политических лидеров на парламентских выборах 1995 г. и президентских выборах 1996 г. Гарантией лояльности было проведение аукционов в два этапа: официально их победители должны были получить предприятия в свою собственность лишь после второго раунда аукционов в 1997 г.

Получившие свои крупнейшие активы предприниматели стали своего рода заложниками, поскольку залоговые  аукционы проводились на фактически нелегитимной основе. Их основанием были лишь указы Президента и ведомственный  нормативный акт,  при их проведении не была обеспечена конкуренция, для выдачи кредита правительству были использованы государственные деньги, находившиеся на счетах банков-победителей. Таким образом, практически все полученные активы могли в перспективе быть по суду отданы обратно государству.

Спешка со «строительством  капитализма» в России привела к  тому, что в основу нового общества, экономики был заложен изначально неправовой и аморальный фундамент, на котором невозможно строить надежное здание.

До сих пор, спустя более  чем десятилетие, и народ, и государство, и сами владельцы полученных таким  образом активов считают сделки нелегитимными, а значит, не могут всерьез строить отношения друг с другом на моральной и правовой основе. Всевозможные гонения на олигархов, в т. ч. и известное дело ЮКОСА, — последствие эпохи залоговых аукционов.

 

 

2. Проблемы проведения залоговых аукционов в России

Правительство, передавая  акции в залог, получило в виде кредита свои же собственные деньги. Ведь все упомянутые банки - участники  залоговых аукционов были в той  или иной степени уполномоченными  агентами Правительства и держателями  разнообразных счетов министерств  и ведомств. Это означало, что, держа  на счетах бюджетные средства госструктур, для приобретения пакетов акций  банки использовали средства этих счетов. Другими словами, деньги просто перекладывались  из одного кармана в другой.

Между тем начиная еще с 1995 года эксперты предупреждали Правительство, что указанные сделки в судебном порядке можно признать ничтожными по целому ряду причин. Во-первых, Указ Президента не предусматривал никакого механизма возврата кредитов, кроме как продажи заложенных акций, а также не устанавливал конкретные сроки возврата средств, которые неоднократно переносились. При этом, правда, упоминалось, что Правительство получает этот кредит сроком на полгода. Во-вторых, банки - участники аукционов практически моментально получили фактические права собственников на акции, хотя российское законодательство предусматривает переход права собственности только после сделки купли-продажи или после неисполнения залогового обязательства. Кроме того, участниками аукционов выступали одни и те же юрлица, что приводило к координации действий между ними и приобретению пакетов акций по заниженной цене. Но, пожалуй, самое главное возражение заключалось в том, что согласно Гражданскому кодексу реализация заложенного имущества возможна только лишь по решению суда, а не по заключению договора-комиссии, как это предусматривалось в президентском Указе. Счетная палата и Генпрокуратура также неоднократно выявляли факты нарушения законодательства.

А в одном из своих последних  постановлений депутаты Госдумы  вообще настаивают на отмене Указов Президента "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности" и "О сроках реализации акций, находящихся в федеральной собственности и передаваемых в залог в 1995 году". Вместе с этим они предлагают Правительству инициировать в судебном порядке наложение ареста на это имущество [5, c.74].

Вопрос инициирования  исков о признании залоговых  аукционов недействительными встал  с новой остротой на повестке дня  после прошлогоднего финансового  кризиса, в результате которого банки, владеющие "залоговыми" акциями, оказались неплатежеспособными.

Первый сигнал к тому, что  акции пора "уводить", прозвучал  в ноябре 1998 года, когда истек  срок действия моратория на выплаты  страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных бумаг, по срочным  валютным контрактам и по возврату полученных от нерезидентов кредитов. В результате возникла реальная угроза, что зарубежные кредиторы станут требовать возмещения убытков за счет ликвидных активов российских коммерческих банков.  У ОНЭКСИМ Банка, "МЕНАТЕПа", СБС-АГРО и других находились акции стратегически важных для национальной безопасности предприятий. Среди них РАО "Норильский никель", АО "СИДАНКО", АО "ЮКОС", АО "Тюменская нефтяная компания", АО "Сибнефть" и другие. Результатом обращения взыскания иностранцев на эти активы могло стать установление полного контроля нерезидентов за деятельностью этих предприятий.  С 1992 по 1998 год было приватизировано более 70 процентов госпредприятий. При этом от всех продаж было получено лишь 20 млрд. долларов, которые тут же ушли на Запад за долги. А в самом начале приватизации, когда к торгам были допущены инобанки, 500 крупнейших предприятий страны стоимостью не менее 200 млрд. долларов были проданы всего за семь миллиардов. Так, только один "Норильский никель" (стоимостью в десятки миллиардов долларов и дававший в недавние времена до трех миллиардов долларов прибыли в год) был продан всего за 170 млн. долларов.

 

3. Перспективы  развития залоговых аукционов в России

Несмотря на то, что вопреки  высказывавшимся ранее опасениям  бюджет России в текущем году будет  исполнен с профицитом, который составит 0,3 процента от ВВП (или около трех миллиардов долларов), судя по всему  российские элиты под сурдинку алармистских прогнозов по поводу предстоящего бюджетного «апокалипсиса» готовы еще раз устроить очередной раунд большой приватизации наиболее аппетитных кусков госсобственности.

Естественно, что наученную  печальным опытом 1990-х гг. общественность уверяют, что теперь-то все будет  по-честному. Однако появившиеся в  российских СМИ подробности планов правительства по пополнению бюджета  за счет распродажи акций госкомпаний  заставляют достаточно скептически  относиться к подобным благим посулам и заверениям.

Информация о работе Залог государственной собственности залоговые аукционы