Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:48, реферат
До начала 1990-х гг. имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, запрещались. С переходом к рыночной экономике экономические связи России с иностранными государствами всё больше расширяются. Соответственно объёмы операций с иностранной валютой и иными валютными ценностями увеличиваются, а значит — развивается валютное законодательство. В валютные отношения вступают частные лица, фирмы, банки с целью осуществления международных расчётов, кредитных и валютных операций в России. Термин «валюта» означает бумажные кредитные деньги, эмитируемые официальными денежными властями какого-либо государства. Но кроме национальной валюты во всех странах обычно обращаются и другие платежные средства.
Введение………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Общая характеристика валютного права России как института российского финансового права…………………………...
6
§1. Понятие валютного права и его место в системе права……………..
6
§2. Валютная политика………………………………………………………
7
§3. Предмет и метод валютного права. Понятие правового режима валютных операций………………………………………
11
Глава 2. Принципы валютного права………………………………….
14
Глава 3. Источники валютного права………………………………….
18
Список литературы……………………………………………………….
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Общая характеристика валютного права России как института российского финансового права…………………………... |
6 |
§1. Понятие валютного права и его место в системе права…………….. |
6 |
§2. Валютная политика……………………………………………………… |
7 |
§3. Предмет и метод валютного права. Понятие правового режима валютных операций……………………………………… |
11 |
Глава 2. Принципы валютного права…………………………………. |
14 |
Глава 3. Источники валютного права…………………………………. |
18 |
Список литературы………………………………… |
28 |
Введение
До начала 1990-х гг. имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, запрещались. С переходом к рыночной экономике экономические связи России с иностранными государствами всё больше расширяются. Соответственно объёмы операций с иностранной валютой и иными валютными ценностями увеличиваются, а значит — развивается валютное законодательство. В валютные отношения вступают частные лица, фирмы, банки с целью осуществления международных расчётов, кредитных и валютных операций в России. Термин «валюта» означает бумажные кредитные деньги, эмитируемые официальными денежными властями какого-либо государства. Но кроме национальной валюты во всех странах обычно обращаются и другие платежные средства.
Первая мировая валютная
система оформилась межгосударственными
соглашениями в 1867 г. Однако регулирование
денежного обращения и
Валютное право
России включает в себя Общую
и Особенную части. Общая
Конституция Российской Федерации закрепляет положение, согласно которому в исключительное ведение Российской Федерации входит установление правовых основ единого общефедерального рынка, которое призвано обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.
Правовые основы рыночных отношений устанавливаются прежде всего путём принятия широкого круга федеральных законов. Финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики — важнейшие элементы рыночных отношений, от состояния и развития которых зависит динамика экономической жизни в стране. Потребность иметь на территории Федерации единый рынок диктует высокую степень централизации регулирования указанных отношений. Валютное регулирование распространяется на валюту Российской Федерации (средства в рублях в кредитных учреждениях, монеты и банковские билеты Центрального банка РФ, ценные бумаги в рублях), а также на иностранную валюту и валютные ценности. Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»1 № 173-ФЗ устанавливаются правовые средства защиты Российской Федерации в этой сфере, регулируется право собственности на валютные ценности, определяется система валютного контроля.
Банк России во
взаимодействии с
Обязательной составной
частью годового отчета Банка,
представляемого
Правовым фундаментом
валютного права стали
Глава 1. Общая характеристика валютного права России как института российского финансового права
§1. Понятие валютного права и его место в системе права
До начала 90-х гг. XX в. валютное регулирование заключалось в закреплении валютной монополии государства, которая проявлялась в строгом ограничении количества участников внешнеэкономических операций, осуществлении международных расчетов только через Государственный банк СССР и Банк для внешней торговли СССР, плановом распределении валютных средств по отраслям промышленности и регионам. В качестве цели государственной валютной монополии правовая доктрина рассматривала создание условий для планирования и регулирования международных расчетов Советского Союза для обеспечения равновесия платежного баланса страны.
Существовавший в СССР
уровень изолированности
В настоящее время можно констатировать, что увеличение роли валютных операций в экономическом обороте, произошедшее за истекший период построения рыночной экономики, подняло на качественно новый уровень значение норм валютного права. Увеличился не только объём соответствующих норм, но и возросла их способность существенным образом влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. В современных экономических условиях создание эффективного механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики. Валютное право является составным и необходимым элементом этого механизма.
По поводу статуса валютного права в системе права в юридической литературе нет единого мнения. Преимущественно предлагается рассматривать валютные отношения как составляющую предмета финансового, гражданского или предпринимательского права. Ни один из предложенных подходов не позволяет рассмотреть отношения, возникающие по поводу проведения валютных операций, в полном объёме.
Валютное право — комплексная отрасль права, нормы которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.
Общественные отношения, регулируемые валютным правом, состоят из отношений публично-правового характера, в частности отношений, возникающих в связи с валютным регулированием и валютным контролем, и отношений частноправового характера, возникающих между участниками валютных операций при их проведении.
Таким образом, в валютном праве как в комплексной отрасли права присутствуют нормы различных отраслей права, преимущественно гражданского и административного.
§2. Валютная политика
Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание её устойчивого международного валютно-финансового положения.
Политика и право отражают потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное влияние на экономические и социальные процессы.
Валютное право как один из государственных регуляторов общественных отношений, возникающих в связи с проведением валютных операций, направлено на достижение целей валютной политики государства.
Исходя из указанных целей валютной политики, законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:
- предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
- предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;
- поддержание устойчивости платёжного баланса России.
Основные направления внутренней и внешней политики государства формулируются в соответствии со ст. 84 Конституции РФ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ).
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должны быть представлены в Государственную Думу не позднее 1 декабря текущего года. Предварительно их проект представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума должна рассмотреть и утвердить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период (ст. 45 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с последующими изменениями).
В указанном документе, в частности, определяются целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год. Таким образом фиксируются планируемые интервальные показатели инфляции, показатели денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов, а также предлагаемые варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры.
Валютная политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.
Основным внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность в интеграции российской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Российской Федерации.
Национальные
хозяйства связаны цепью
Очевидно, что Российская Федерация как часть мирового сообщества не может оставаться в стороне от этого процесса. Концепция национальной безопасности РФ провозгласила стремление России к более широкой интеграции в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Движение Российской Федерации в направлении вступления во Всемирную торговую организацию, участие Российской Федерации в Международном валютном фонде (МВФ), Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития свидетельствуют о стремлении России играть активную роль в международных экономических отношениях. Однако такая роль предполагает не только её участие в международных экономических и финансовых институтах, но и наличие в национальных экономике и законодательстве условий для включения российской валюты в международную валютную систему. Приоритетное значение в этом процессе следует признать за экономическими предпосылками, поскольку отмена законодательных ограничений в валютной сфере сама по себе не достаточна для появления у участников международных экономических отношений доверия к рублю и желания использовать его в международных расчетах.
Доминирующим внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная слабость рубля по отношению к ведущим мировым валютам, потребность в защите его покупательной способности на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами. Проблема интеграции российской валюты в международную валютную систему может быть эффективно решена только при наличии твердых позиций рубля на внутреннем валютном рынке. Задача укрепления рубля, как следует из Концепции национальной безопасности РФ, должна решаться путём создания условий для прекращения расчётов в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.