Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы заключается именно в том, что длящийся переломный для российской экономики момент отсутствует конструктивная и системно организованная финансовая система, кроме того, в государственной политике в данной сфере еще больше проблем и различных подходов к их разрешению.

Соответственно целью работы является концептуальное и взаимосвязанное рассмотрение сущности финансов, финансовой системы и проблем финансовой политики на современном этапе развития экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи:

◦Необходимо привести определение и охарактеризовать содержание финансов, как экономической категории, как отдельной стороны жизнедеятельности общества.
◦Необходимо раскрыть сущностные и организационные характеристики финансовой системы и ее специфику в РФ.
◦Необходимо определить обще содержание финансовой политики, ее эволюцию, существующие в данной связи проблемы, а так же охарактеризовать стратегические перспективы их разрешения и дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5

1.1. Понятие финансов 5

1.2. Функции финансов 9

Глава 2. Финансовая система. Финансовая политика 14

2.1. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязанность 14

2.2. Расходы бюджетов и методы их финансирования 18

2.3. Стратегия финансовой политики в начале XXI в: тенденции и проблемы 22

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Финансовая система. Несколько NEW.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 

     Введение           3

     Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5

              1.1. Понятие финансов       5

              1.2. Функции финансов       9

     Глава 2. Финансовая система. Финансовая политика    14

        2.1. Финансовая  система, ее элементы и их  взаимосвязанность 14

              2.2. Расходы бюджетов  и методы их финансирования  18

        2.3. Стратегия  финансовой политики в начале XXI в:              тенденции и проблемы       22

     Заключение           25

     Список  использованной литературы      27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Тема данной курсовой работы является следующей: “ Сущность и функции финансов. Финансовая система”. Во введении считаю необходимым отметить следующие обстоятельства:

     Понятие "финансовая система" употребляется  в двух значениях: во-первых, как  совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений.

     При этом понятие "система" предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

     Большинство своих функций современное государство  реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики.

     Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

     Таким образом, предметом данной работы является изучение теории построения финансовой системы и финансовой политики и  существующих в данной связи Российских проблем.

     Актуальность  рассматриваемой темы заключается  именно в том, что длящийся переломный для российской экономики момент отсутствует конструктивная и системно организованная финансовая система, кроме того, в государственной политике в данной сфере еще больше проблем и различных подходов к их разрешению.

     Соответственно  целью работы является концептуальное и взаимосвязанное рассмотрение сущности финансов, финансовой системы и проблем финансовой политики на современном этапе развития экономики.

     Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать следующие задачи:

    • Необходимо привести определение и охарактеризовать содержание финансов, как экономической категории, как отдельной стороны жизнедеятельности общества.
    • Необходимо раскрыть сущностные и организационные характеристики финансовой системы и ее специфику в РФ.
    • Необходимо определить обще содержание финансовой политики, ее эволюцию, существующие в данной связи проблемы, а так же охарактеризовать стратегические перспективы их разрешения и дальнейшего развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Социально-экономическая  сущность и функции  финансов 

    1.1. Понятие финансов 

     Понятие "финансы" зачастую отождествляют  с понятием "деньги". В действительности же это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, попробуем рассмотреть его через призму развития данной категории.

     Термин "финансы" возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Это значит, что данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов. Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями. В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата, или аппарата принуждения. Если говорить о сегодняшней России, то, очевидно, каждый наслышан о деятельности налоговых инспекций, налоговой полиции. Но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. К примеру, один гражданин дал деньги взаймы другому. Возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях, возникающих в розничной торговле. И эти отношения по той же причине нельзя отнести к финансовым.

     Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения – это финансовые отношения. Финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из разряда других возможных денежных отношений. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия. Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

     Финансы – категория историческая, поскольку  они имеют стадии возникновения  и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и  изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

     В докапиталистических обществах  большая часть потребностей государства  удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств - бюджет - также был небольшим, и основная его часть (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог. Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенными составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена - бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

     По  мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности  возникла необходимость в новых  общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

     «Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода. Государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства. Легко представить себе всевозрастающее воздействие государства на развитие производства, если учесть, что оно стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов»1.

     Однако  финансы развивались не только в  государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий  различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций - мощная форма мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств.

     В странах, где рыночные отношения получили широкое развитие, финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Повышается прежде всего роль качества управления финансами предприятий. В этих условиях - условиях обострения конкурентной борьбы - побеждают те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития своего предприятия. Учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

     Из  изложенного следует еще один важный вывод – финансовые отношения охватывают две сферы. Первая - это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера - в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое, уточняющее определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Поняв содержание данного определения финансов, уже не поставишь знака равенства между финансами и деньгами. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Выше мы уже несколько раз употребили выражение "финансы представляют собой экономические денежные отношения", которое имеет вполне конкретное содержание. В жизни постоянно возникают денежные отношения между:

    • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
    • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
    • государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
    • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
    • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
    • отдельными звеньями бюджетной системы;
    • страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.
 

     1.2. Функции финансов 

     Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Поэтому увеличение национального дохода является основным условием роста финансовых ресурсов. Именно национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура. Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают "работу", выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную. Причем первые две осуществляются одновременно, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а, с другой, контроль за этим распределением. Рассмотрим каждую из названных функций подробнее.

     Распределительная функция финансов. Распределение  национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов.

     Их  сумма равна национальному доходу.

     Основные  доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства.

     Они делятся на две группы:

     а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства;

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система